г. Пермь |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А50-16286/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истцаГосударственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - Закоптелов В.М., удостоверение, доверенность от 22.07.2013;
от ответчикаМБУЗ "Детский пульмонологический санаторий "Светлана" (ОГРН 1025901608314, ИНН 5908005718) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика МБУЗ "Детский пульмонологический санаторий "Светлана"
на решение арбитражного суда Пермского края от 22 октября 2013 года
по делу N А50-16286/2013, принятое судьей Плаховой Т.Ю.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по искуГосударственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
к МБУЗ "Детский пульмонологический санаторий "Светлана"
о взыскании штрафа и пени в общем размере 35,62 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - истец, отделение Фонда, ГУ - ПРО ФСС РФ ) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский пульмонологический санаторий "Светлана" (далее - ответчик, учреждение) пени за нарушение установленных сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в размере 18,43 руб., штрафа за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в сумме 17,19 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2013 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Настаивает на неправомерности привлечения учреждения к ответственности и начисления пени, поскольку ответчик не был обязан уплачивать страховые взносы со спорных сумм (стоимость путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников).
Отделение Фонда представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в заседание суда представителей не направил, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) должник зарегистрирован в ГУ - ПРО ФСС РФ в качестве страхователя (л.д.21).
Отделением Фонда в соответствии с решением от 06.11.2012 N 2677 проведена проверка учреждения по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.12.2012 N 3015 н/с (л.д. 9-10).
Истцом вынесено решение от 22.01.2013 N 126 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию, а также выставлено требование от 14.02.2013 N 126 со сроком исполнения до 04.03.2013 г. (л.д.7, 14).
В ходе проверки установлено, что страховые взносы в 2011 году не начислялись на частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение двух работников учреждения. Всего за проверяемый период налогооблагаемая база занижена на сумму 42 978 руб., доначислено страховых взносов на сумму 85,96 руб.
На выявленную недоимку отделением Фонда в порядке ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ должнику начислены пени в сумме 18,43 руб. Кроме того, страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ст.19 Федерального закона 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 17,19 руб.
Поскольку в установленный срок требование от 14.02.2013 N 126 ответчиком не было исполнено, ГУ - ПРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании задолженности в общей сумме 35,62 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности начисления учреждению пени, привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ст. 19 Закона N 125-ФЗ.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно подп.2 п.2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии с п.4 ст.22 Федерального закона N 125-ФЗ суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
В соответствии с ч.5 п.1 ст.19 Федерального закона N 125-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов, а умышленное совершение указанных деяний - в размере 40 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Как следует из материалов дела, Фондом установлена неуплата страхователем взносов в сумме 85,96 руб., на выявленную недоимку Фондом в порядке ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ должнику начислены пени в сумме 18,43 руб., страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной ст.19 Федерального закона 125-ФЗ, в виде штрафа в размере 17,19 руб.
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детский пульмонологический санаторий "Светлана" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (л.д.17-20).
Из представленных документов следует, что должник по своей организационно-правовой форме и способу финансирования является бюджетным учреждением.
В силу ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на бюджетные средства возможно только на основании судебного акта, бесспорный порядок взыскания в данном случае не допустим.
Согласночасти 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силучасти 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
При принятии спорного решения суд первой инстанции при отсутствии возражений со стороны учреждения принял позицию отделения Фонда.
Между тем, основания для взыскания спорных сумм пени и штрафа арбитражным судом не изучены.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии со ст. 268 АПК РФ, повторно рассмотрев дело, приходит к следующим выводам.
В ходе проведенной проверки учреждения по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 отдедением Фонда установлено, что страховые взносы в 2011 г. не начислялись на частичную оплату стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, в том числе, в июне 2011 г. Макаровой Л.Н. произведена частичная оплата за путевку в санаторий "Нижне-Ивкино" в сумме 21489 руб., в сентябре 2011 г. Поповой М.А. произведена частичная оплата за путевку в санаторий "Алмед" в сумме 21489 руб. Всего за проверяемый период налогооблагаемая база занижена на сумму 42978 руб., доначислено страховых взносов на сумму 85,96 руб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции находит необоснованным доначисление отделением Фонда страховых взносов на обязательное социальное страхование, начисление пени и привлечение учреждения к ответственности в связи с не включением в базу для начисления страховых взносов сумм частичной оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников ввиду следующего.
Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 57 ТК РФ предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
В статье 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ч. 2 ст. 164 ТК РФ компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом или другими федеральными законами.
В силуп. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ - объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренныхпунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Статья 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Указанные положения корреспондируют с положениями Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ ип. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ предусмотрены социальные гарантии работникам здравоохранения.
Пунктом 3 статьи 3 данного Закона определено, что финансовая помощь местным бюджетам за счет средств бюджета Пермского края на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, работающих в сферах, указанных в статье 1 настоящего Закона, предоставляется в форме субсидий при условии долевого участия органов местного самоуправления в финансировании данных расходов за счет собственных средств в размере не менее 30% стоимости таких путевок.
Пунктом 2 решения Пермской городской думы от 25.09.2007 N 224 "Об обеспечении путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми на 2007-2013 годы" установлено, что финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми осуществлять в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Перми в размере не менее 30% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, финансовой помощи в виде субсидий из бюджета Пермского края на очередной финансовый год на эти цели в размере не более 60% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, собственных средств работников муниципальных учреждений города Перми в размере 10% от стоимости путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
В соответствии с п.3 данного решения объем средств бюджета города на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений города Перми определяется ежегодно при формировании бюджета города Перми.
С учетом названных норм, выплаченные учреждением суммы на оплату санаторно-курортного лечения, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а не выплаченными в рамках трудовых отношений, и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами в силу действияп. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, спорные выплаты (по обеспечению санаторно-курортным лечением) объектом обложения страховыми взносами не являются, оснований для доначисления страховых взносов, начисления пени, привлечения к ответственности в виде штрафа у отделения Фонда не имелось, что не было учтено судом первой инстанции при принятии решения.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение Арбитражного суда Пермского края от 22.10.2013 - отмене на основаниип. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 22 октября 2013 года по делу N А50-16286/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать сГосударственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) в пользу Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Детский пульмонологический санаторий "Светлана" (ОГРН 1025901608314, ИНН 5908005718) судебные расходы в сумме 2 000 (Две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, черезАрбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16286/2013
Истец: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: МБУЗ "Детский пульмонологический санаторий "Светлана", МУЗ "Детский пульмонологический санаторий "Светлана"