г. Пермь |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А71-8233/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегоПолевщиковой С.Н.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича (ОГРН 304184021600118, ИНН 183300321396) - не явился, извещен
от заинтересованных лиц: 1) Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики - Лагунова М.В., доверенность от 25.11.2013, 2) Муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики - Лагунова М.В., доверенность от 10.01.2013, 3) Совета депутатов муниципального образования Камбарский район - не явился, извещен
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича на решение арбитражного суда Удмуртской Республики
от09 октября 2013 года
по делу N А71-8233/2013,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича
к Управлению финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, Муниципальному образованию Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, Совету депутатов муниципального образования Камбарский район
о признании незаконными бездействий, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии АС N 004991476 от 23.07.2012
установил:
Индивидуальный предприниматель Мельников Андрей Юрьевич (далее - ИП Мельников А.Ю., заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными бездействия ответчиков, выразившиеся в неисполнении исполнительного листа серии АС N 004991476 от 23.07.2012 в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение; бездействия ответчиков, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа серии АС N 004991476 от 23.07.2012; об обязании начальника Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях немедленного исполнения исполнительного листа серии АС N 004991476 от 23.07.2012 в полном объеме; о признании бездействия ответчиков, выразившегося в невнесении изменений в бюджет в целях исполнения в полном объеме исполнительного листа серии АС N 004991476 от 23.07.2012 (с учетом расходов на его исполнение), обязать ответчиков внести изменения в закон (решение) о бюджете.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от09 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ИП Мельников А.Ю. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие доказательств проведения управлением всех организационно-технический мероприятий, направленных на исполнение требований исполнительного листа; наличие в казне муниципального образования необходимых для погашения задолженности средств; нарушение управлением утвержденного плана погашения задолженности.
В представленных письменных отзывах Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики и Муниципальное образование Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заявитель и Совет депутатов муниципального образования Камбарский район, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании представитель от Управления финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики и Муниципального образования Камбарский район Удмуртской Республики в лице Администрации Камбарского района Удмуртской Республики поддержал доводы, изложенные в отзывах на жалобу, и представил на обозрение суду акт сверки перечисления денежных средств в пользу Мельникова А.Ю. на 16.12.2013.
Данный акт по инициативе суда апелляционной инстанции приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии сч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силуч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) на предмет их соответствия закону или иному нормативному правовому акту и соблюдения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии сост. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силуп. 3 ст. 239 Бюджетного Кодекса (далее - Кодекс) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии сглавой 24.1 Кодекса.
Согласност. 242.5 Кодекса исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии сКодексом (на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силуп. 1 ст. 242.5 Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными вп. 2 ст. 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласноп. 2 ст. 242.5 Кодекса орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силуп. 3 ст. 242.5 Кодекса должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной вабзаце 1 данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силуп. 4 ст. 242.5 Кодекса при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Согласноп. 5 ст. 242.5 Кодекса орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
В соответствии сп. 6 ст. 242.5 Кодекса должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии сабзацем 1 п. 3 данной статьи.
При неисполнении должником требований, установленных указанным пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силуп. 7 ст. 242.5 Кодекса при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии сп. 3 данной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Таким образом, законодателем предусмотрен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предоставляющий органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, право на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в случае допущения им нарушений требований, установленныхпп. 3, 6 и7 ст. 242.5 Кодекса.
При достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление).
В силуп. 9 ст. 242.5 Кодекса в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным впункте 4 Постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", специальный порядок исполнения судебных актов о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности за счет денежных средств, возможность установления, которого предусмотренаст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентируетсяст. 161 (особенности правового положения казенных учреждений) игл. 24.1 (исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) Кодекса, по смыслу которых взыскание первоначально обращается на находящиеся в распоряжении учреждения денежные средства, а в случае их недостаточности - на денежные средства субсидиарного должника.
Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотренст. 242.2 Кодекса.
Согласноп. 5 ст. 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В силуп. 3 ст. 217 Кодекса утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете только в определенных, предусмотренных данным пунктом, случаях, в том числе в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.
Как видно из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2012 по делу N А71-3469/2012 с муниципального образования "Камбарский район" как собственника имущества учреждения за счет казны муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности в пользу индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевича, взысканы денежные средства в сумме 6 293 726 руб. 97 коп., а также 1200 руб. судебных расходов.
На основании указанного решения арбитражным судом выдан исполнительный лист от 16.04.2012 N 004991476, который 30.07.2012 направлен предпринимателем в управление для исполнения, к исполнительному листу приложено заявление с указанием реквизитов банковского счета для перечисления взысканной суммы.
Управление 23.10.2012 письмом N 211 сообщило администрации об исполнении данного исполнительного документа в пределах объемов финансирования на каждый месяц, определяемых администрацией по соответствующей статье бюджетной классификации Российской Федерации, в сумме 408 740 руб., исполнении данного документа до конца 2012 г. по мере поступления дополнительной финансовой помощи в виде дотации и предложения Совету депутатов муниципального образования при формировании бюджета муниципального образования на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 г. предусмотреть бюджетные обязательства на исполнение исполнительных документов.
По причине отсутствия в бюджете третьего лица достаточных ассигнований для погашения задолженности по судебным актам в 2012 году муниципальное образование обратилось в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.04.2012 по делу N А71-3469/2012, в удовлетворении которого определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.10.2012 отказано.
Предприниматель 24.10.2012 обратился в управление с заявлением о приостановлении операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального образования до момента погашения задолженности в полном объеме.
Заинтересованное лицо письмом от 07.11.2012 N 226 сообщило заявителю о погашении задолженности по мере поступления дополнительной финансовой помощи, проведении работы по формированию бюджета на 2013 г. с определением бюджетных обязательств на исполнение исполнительных документов.
Судом первой инстанции выявлено, что по состоянию на 01.09.2012 в соответствии с решением Совета депутатов МО "Камбарский район" от 30.11.2011 года N 411 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2012 год остаток бюджетных ассигнований на цели исполнения судебных актов составлял 100 000 рублей.
В связи с недостаточностью бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение судебных актов в бюджете муниципального образования на 2012 г., в соответствии сп. 5 ст. 242.2 Кодекса решениями Совета депутатов муниципального образования от 14.09.2012 N 57, от 25.10.2012 N 60, от 03.12.2012 N 71 внесены изменения в решение Совета депутатов муниципального образования от 30.11.2011 N 411 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.", в соответствии с которым увеличены бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов.
Согласно решению Совета депутатов МО "Камбарский район" от 20.12.2012 года N 76 "О бюджете муниципального образования "Камбарский район" на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в бюджете МО "Камбарский район" на исполнение требований исполнительных листов на 2013 год предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 1 500 000 рублей, на 2014 год в размере 5 000 000 руб., на 2015 год в размере 4 752 000 руб.
В соответствии с указанными решениями предпринимателю Мельникову А.Ю. платежными поручениями были перечислены следующие суммы: от 05.09.2012 N 1061 - 87 100 руб., от 17.09.2012 N 1127- 321 640 руб., от 26.10.2012 N 1273- 300 000 руб., от 04.12.2012 N 1465- 450 000 руб., от 28.12.2012 N 1623- 43617,26 руб., от 17.01.2013 N 31 - 34 847 руб. 23 коп., от 08.02.2013 N 117- 35000 руб., от 06.03.2013 N 230- 25000 руб., от 01.04.2013 N 370- 25000 руб., от 14.05.2013 N 557- 25000 руб., от 06.06.2013 N 691- 25000 руб., от 05.07.2013 N 826- 30000 руб., от 07.08.2013 N 977- 30000 руб., от 03.09.3013 N 1117.
Общая сумма перечисленных из бюджета МО "Камбарский район" в адрес предпринимателя денежных средств по исполнительному листу АС N 004991476 в 2012 году составила 1 202 357 руб. 26 коп., в 2013 году - 259 847 руб. 23 коп.
Также судом первой инстанции установлено, что на момент выдачи арбитражным судом исполнительного листа N 004991476 на исполнении в финансовом органе находились иные неисполненные исполнительные документы о взыскании иных сумм задолженности бюджетных учреждений и казны муниципального образования.
Поскольку в бюджете муниципального образования имелся недостаток средств для полного погашения всей задолженности по судебным актам, находящимся на исполнении в финансовом управлении, погашение задолженности управлением производилось частично по всем исполнительным листам, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом на эти цели.
Иное перераспределение расходов в пределах указанной статьи в целях погашения задолженности перед предпринимателем привело бы к неисполнению других исполнительных документов.
Поскольку направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, а сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иной подход свидетельствовал бы о вмешательстве в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавал угрозу сбалансированности бюджета.
Аналогичная позиция изложена вопределении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца 5 п. 3 ст. 217 и п. 5 ст. 242.2 Кодекса".
Судом установлено, что управлением осуществляются мероприятия по исполнению исполнительного листа в отношении третьего лица за счет казны муниципального образования. Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормамист. 242.5, 242.2 Кодекса обязанности управлением исполняются.
При этом судом правомерно учтено, что из положений вышеуказанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации не следует, что финансовый орган обязан производить приостановление операций по лицевым счетам всех главных распорядителей, распорядителей и получателей местного бюджета, открытых в рамках счета местного бюджета.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает принятое судом первой инстанции решение об отказе в удовлетворении заявленных требований законным и обоснованным.
Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет апелляционную жалобу, а решение суда - оставляет в силе.
Ввиду признания жалобы необоснованной, в соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение жалобы возлагается на предпринимателя, а поскольку последнему предоставлена отсрочка по ее уплате, с него в доход федерального бюджета взыскивается госпошлина в размере 100 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Удмуртской Республики от09 октября 2013 года по делу N А71-8233/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Юрьевич а (ИНН 183300321396, ОРГНИП 304184021600118) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 100 (сто) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8233/2013
Истец: ИП Мельников Андрей Юрьевич
Ответчик: Муниципальное образование "Камбарский район" в лице Администрации Камбарского района УР, Совет депутатов МО Камбарский район, г. Камбарка, Совет депутатов муниципального образования "Камбарский район", Управление финансов Администрации Камбарского района Удмуртской Республики, Управление финансов администрации Камбарского района УР г. Камбарка