Быть ли отечественному институту менеджеров здравоохранения?
Сегодня все большее внимание уделяется вопросам внедрения инноваций в самые различные сферы деятельности. Все более значимым это становится и для системы управления службой охраны здоровья.
Какие подходы необходимо использовать для формирования современного менеджмента в российском здравоохранении? Как должна осуществляться подготовка менеджеров отрасли? В каком объеме надо учитывать отраслевую специфику?
Вот только небольшой перечень вопросов по столь важной теме, которые мы предложили для обсуждения заведующему кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Иркутского ГИУВа профессору Пивеню Д.В. и профессору кафедры управления Владимирского филиала академии государственной службы при Президенте РФ Тогунову И.А.
Пивень Д.В. Проблема разработки и внедрения новых управленческих технологий в систему отечественного здравоохранения, а соответственно подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров приобретает все большую и большую актуальность. При этом все чаще речь идет о необходимости формирования института менеджеров для службы охраны здоровья. Безусловно, убедительными аргументами в пользу этого является необходимость решения следующих задач:
- повышение качества лечебно-диагностического процесса;
- обеспечение рационального использования ресурсов;
- умение позиционировать свое учреждение на рынке медицинских услуг;
- способность привлекать дополнительные ресурсы;
- умение не только выживать, но и развиваться в конкурентной борьбе и т.д.
Едва ли найдутся оппоненты, утверждающие, что решать эти задачи не надо. В тоже время значимых движений в направлении формирования института менеджеров для российского здравоохранения пока не сделано. На мой взгляд, причин для этого несколько, но все они достаточно серьезны.
Причина первая. Здравоохранение Российской Федерации - очень разное здравоохранение. Только законодательно закреплено наличие государственного, муниципального и частного здравоохранения, крайне выражены территориальные отличия особенно между возможностями муниципального здравоохранения села, малых городов и здравоохранения регионального центра. Кроме того, усиливается и внутриотраслевая специфика в деятельности отдельных медицинских служб. При этом за последние годы все указанные различия только нарастают.
Причина вторая. Децентрализация в управлении отраслью в сочетании с минимальной правовой и хозяйственной самостоятельностью медицинских учреждений, с одной стороны, обуславливает взаимную изоляцию разных уровней управления, а, с другой стороны, постоянно индуцирует попытки поиска и усиления механизмов административного влияния по принципу сверху - вниз. В свою очередь это также не приводит к большей востребованности управленческих инноваций.
Третья причина - результат первых двух. Несмотря на наличие в Российской Федерации системы подготовки управленческих кадров для здравоохранения сегодня в стране не единой государственной политики, предполагающей широкое внедрение технологий современного менеджмента в деятельность службы охраны здоровья.
На основании изложенного выше напрашивается довольно печальный вывод о том, что в здравоохранении России сегодня просто нет достаточных условий для формирования института менеджеров. Очевидно, что такая ситуация недопустима и ее надо ломать. Какие механизмы целесообразно разработать и внедрить, чтобы начать решение указанно проблемы?
Тогунов И.А. Мой взгляд на проблему менеджмента в здравоохранении и в, частности, на создание действенной системы, обеспечивающей постоянное соответствие уровня профессиональной компетенции управленческого персонала субъектов здравоохранения требованиям развития экономики и социальной сферы в чем-то совпадает с Вашим.
Вместе с тем, по отдельным частным положениям позвольте не во всем согласиться.
Да, действительно формирование института менеджеров для службы охраны здоровья - насущная проблема, но решение ее не должно являться самоцелью.
Задачи, обозначенные Вами (повышение качества лечебно-диагностического процесса; обеспечение рационального использования ресурсов; умение позиционировать свое учреждение на рынке медицинских услуг; способность привлекать дополнительные ресурсы; умение не только выживать, но и развиваться в конкурентной борьбе и т.д.) и решение их, скорее всего, находятся в плоскости конкретных управленческих решений уже подготовленного (либо не подготовленного) управленческого корпуса.
Мне бы не хотелось, чтобы дискуссия о поиске модели отечественного института менеджеров здравоохранения (условное определение И.Т.) велась в сфере обсуждения проблем самой системы здравоохранения, т.е. чтобы не получилось в нашем разговоре так, что вместо того, чтобы говорить о системе подготовке и переподготовки управленческих кадров, мы бы начали с позиций менеджеров обсуждать проблемы системы и искать возможные управленческие решения по снятию этих проблем.
Мне думается, что задачей нашей дискуссии должно явиться акцентирование внимание на самой сущности деятельности менеджеров здравоохранения. А это при прочих равных:
ясное целепологание и четкое программирование всех сторон деятельности на всех уровнях управления отечественной системой здравоохранения как единого хозяйственного механизма, интегрированного в общегосударственное устройство и общегосударственную деятельность;
постоянное накопление профессиональной компетенции менеджеров всех уровней системы здравоохранения;
регулярная обратная связь принятых и реализованных управленческих решений, оценка деятельности менеджеров и управленческой результативности;
формирование эффективной системы мотивации управленческой деятельности для менеджеров здравоохранения;
поощрение обновления знаний.
А для этого следует избрать стратегическую цель - перевод образовательных услуг в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров здравоохранения на основу требований общеобразовательных стандартов.
Решение данной проблемы, по моему мнению, возможно через реализацию целого комплекса мер: правовых, организационных, управленческих, образовательных, финансово-экономических, межведомственных и пр.
Пивень Д.В. Согласен. Целесообразно формирование единых подходов к подготовке менеджеров здравоохранения как к качественно новой категории управленцев. Однако вероятно именно сейчас надо определиться не только с общими принципами такой подготовке, но и с отраслевой спецификой менеджмента в отечественном здравоохранении.
Например. Сегодня предложения к внедрению современных технологий менеджмента медицинской организацией, как правило, связывают с развитием рыночных механизмов, увеличением возможности больше зарабатывать, в том числе за счет повышения качества и объемов предоставляемых медицинских услуг, оптимизации управления ресурсами. Двигаться в этом направлении, несомненно, надо. Но! В современном российском здравоохранении рынок медицинских услуг имеет существенные особенности, а это нельзя не учитывать при подготовке менеджеров. Например, рынок медицинских услуг на селе, в малых и средних городах, а этот рынок обслуживает как минимум половину населения страны, чаще всего характеризуется выраженным дефицитом ресурсов, прежде всего кадровых, отсутствием какой бы то ни было конкуренции и общим низким уровнем той социально-экономической среды, в которой ему приходиться функционировать. Следовательно, необходимы те управленческие технологии, которые обязаны данную ситуацию учитывать и в оптимальном варианте способствовать ее исправлению. Иными словами, что должен представлять из себя современный менеджмент для данного сегмента здравоохранения?
Еще одна проблема, которая требует обсуждения. Насколько полно технологии управления медицинской бизнес-организацией могут или должны быть перенесены на уровень муниципального или государственного учреждения? Один из главных критериев эффективного менеджмента медицинской бизнес-организацией - объем полученной прибыли. И это совершенно правильно.
В свою очередь для муниципальной и государственной системы здравоохранения указанный критерий, особенно в условиях российской действительности, не может и не должен быть основным. Конкуренция в рамках системы ОМС возможна и присутствует, но имеет целый ряд объективных ограничений. Например, в здравоохранении среднего города разными поликлиниками предоставляются примерно равные объемы бесплатной медицинской помощи. При этом основные потребители медицинских услуг (пенсионеры, дети, инвалиды) традиционно ориентированы на ближайшее медицинское учреждение.
Еще одна проблема в управлении медицинской организацией - нарастающие ограничения хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений. Сюда относятся и все более жесткие требования к планированию и расходованию средств, полученных от оказания платных медицинских услуг, и реализация федерального закона N 94-ФЗ о размещении государственных (муниципальных) заказов на конкурсной основе, которая вообще несовместима с эффективным управлением ресурсами. Надеюсь, что еще наступит время, когда убытки от выполнения данного закона будут подсчитаны и озвучены.
Таким образом, одним из важнейших вопросов применительно к подготовке менеджеров муниципальных (государственных) медицинских организаций, на мой взгляд, является следующий. Кого и чему учить? Любые универсальные подходы к управленческой деятельности, вероятно, не могут и не должны игнорировать многообразие, специфику и различия медицинских организаций.
Тогунов И.А. Прежде всего, целесообразно всесторонне и объективно проанализировать и оценить ситуацию, сложившуюся в управленческом менеджменте системы здравоохранения, как с позиций кадрового обеспечения, так и с позиций степени его профессиональной готовности работать в условиях демократических преобразований, становления и развития рыночных отношений.
Низкая компетентность руководителей в здравоохранении может обернуться большими потерями. Это - принятие неэффективных и запаздывающих решений, падение авторитета медицинских работников, лечебных учреждений и органов системы здравоохранения, распространение коррупции, низкая конкурентоспособность субъектов отечественного здравоохранения.
Следует признать, что сегодня не всегда соблюдаются установленные законодательством (как на федеральном, региональном, так и муниципальном уровнях) процедуры и нормы подбора, расстановки, обновления руководителей субъектов системы здравоохранения.
Принципы работы с менеджерами здравоохранения в их нынешнем виде не в полной степени стимулируют потребность в профессиональном развитии и обучении, эффективной управленческой деятельности и карьерного роста.
Формирование и развитие эффективной системы подготовки и обучения менеджеров здравоохранения, по всей видимости, должно строиться на основе ряда ведущих и признанных в России учебных заведений разных организационно-правовых форм и уровней, предоставляющих образовательные услуги в области углубленных знаний по вопросам современных форм и методов управления, менеджмента, информационных технологий, учебных курсов, дающих возможность ориентироваться в области права, экономики, гуманитарных дисциплин и многого другого, что необходимо сегодня управленцу.
Д.В. Пивень,
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения
Иркутского ГИУВа, профессор
И.А. Тогунов,
профессор кафедры управления
Владимирского филиала академии государственной службы
при Президенте РФ
"Менеджер здравоохранения", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru