г. Киров |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А29-5310/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Бармина Д.Ю., Малых Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комлевой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН: 1021100735810; ИНН 1102024570)
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Клеценко С.Н., директора;
от ответчика: не явились;
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2013 по делу N А29-5310/2013, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Двина" (ОГРН: 1071102001827; ИНН: 1102055096)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ОГРН: 1021100735810; ИНН 1102024570)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортная компания "Двина" (далее - истец, общество, транспортная компания, ООО "ТК "Двина") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением от 22.07.2013 N 01-68 к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, заявитель, администрация) о взыскании 8 839 268 рублей 15 копеек долга по договору на предоставление субсидий, на возмещение в 2012 году выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам от 12.07.2012 N 1 (далее - договор), а также расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования основаны на положениях договора, статей 15, 309, 310, 320, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Порядка предоставления субсидий на возмещение в 2012 году выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам на территории МОГО "Ухта", утвержденного постановлением администрации от 12.07.2012 N 1527 (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок) и мотивированы неисполнением со стороны ответчика денежного обязательства по возмещению выпадающих доходов от перевозки пассажиров за июнь-июль 2012 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2013 исковые требования общества удовлетворены в полном объеме. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал за администрацией обязанность по возмещению выпадающих доходов истца в спорный период.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит судебный акт Арбитражного суда Республики Коми отменить. Заявитель указал, что в рамках договора в соответствии с Порядком предоставления субсидий в целях возмещения в 2012 году выпадающих доходов при осуществлении перевозок пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам, выпадающих доходов при осуществлении пассажирских перевозок на дачных автобусных маршрутах, ООО "ТК "Двина" предоставлялись субсидии. Выявив после проведения комплексной проверки нецелевое использование истцом субсидий, финансирование общества было приостановлено. Следовательно, выплата взыскиваемых истцом денежных средств, по мнению администрации, будет являться нецелевым финансированием ООО "ТК "Двина".
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения. В судебном заседании поддержал заявленную позицию.
Ответчик явку представителей не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, направил письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2013 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
12.07.2012 постановлением N 1527 администрация утвердила Порядок предоставления субсидий (л.д.11-19), целью которых является возмещение выпадающих доходов организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - муниципальное образование, городской округ) за счет средств бюджета муниципального образования (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункту 3.1 Порядка условиями предоставления субсидий перевозчикам, претендующим на возмещение выпадающих доходов, являются: оказание услуг по перевозке пассажиров по маршрутной сети регулярных пассажирских перевозок; оказание услуг по перевозке пассажиров в соответствии с расписанием движения транспортных средств по маршруту регулярного сообщения; перевозка льготной категории пассажиров; ведение перевозчиком бухгалтерского учета, предусматривающего раздельный учет затрат по маршрутам перевозок; возникновение у перевозчика выпадающих доходов, рассчитанных в соответствии с Порядком.
Перевозчик, претендующий на предоставление субсидий, представляет в администрацию следующие документы: заявление о предоставлении субсидий; расчет, подтверждающий возникновение выпадающих доходов от осуществления перевозок, по форме, установленной администрацией.
По результатам рассмотрения документов, представленных перевозчиком, администрация в течение 30-ти календарных дней заключает договор или предоставляет мотивированный отказ. Основанием для отказа заключения договора является: применение перевозчиком тарифов ниже, чем предельный уровень тарифа, утвержденный Службой Республики Коми по тарифам; предоставление неполного пакета требуемых документов (пункты 3.1, 4.1, 4.2, 4.4 Порядка).
Расчет суммы возмещения выпадающих доходов осуществляется следующим образом: разница между нормативными расходами на один рейс с применением норматива рентабельности 5%, умноженными на фактическое выполненное количество рейсов, и фактическими доходами; разница между фактически сложившимися расходами с применением норматива рентабельности 10% и фактическими доходами. К возмещению принимается наименьшая из сумм.
В сумму фактических доходов включаются: выручка от реализации разовых билетов, проездных билетов, в том числе социальных проездных билетов, на проезд пассажиров и провоз багажа при внутримуниципальных перевозках; суммы компенсации расходов перевозчика, предоставляемой из бюджетов всех уровней, связанных с перевозкой льготных категорий граждан по социальным проездным билетам; суммы компенсации расходов перевозчика, предоставляемой из бюджета городского округа связанной с перевозкой пассажиров на дачных автобусных маршрутах. Распределение доходов от продажи проездных билетов, в том числе социальных, а также суммы компенсации расходов перевозчика, связанных с перевозкой льготных категорий граждан по социальным проездным билетам по маршрутам внутримуниципальных перевозок, осуществляется пропорционально объему выполненных внутримуниципальных перевозок.
Для получения субсидии перевозчик предоставляет в администрацию следующие документы: копии договора между администрацией и перевозчиком; отчет о ежедневном количестве выполненных перевозчиком рейсов по каждому маршруту; расчеты сумм возмещения выпадающих доходов; акт выполненных работ; счет-фактуру (счет) на сумму сформировавшихся выпадающих доходов.
Финансирование расходов, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2012 год на возмещение выпадающих доходов, производится администрацией на основании договоров, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета городского округа на 2012 год, кассовым планом бюджета на 2012 год в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств.
Перечисление средств на возмещение выпадающих доходов производится с лицевого счета администрации, открытого в финансовом управлении администрации, на счета перевозчиков на основании заявок на оплату расходов и расчета выпадающих доходов в течение тридцати рабочих дней со дня подписания руководителем администрации акта выполненных работ (пункты 6.1, 6.6, 6.8 Порядка).
Как следует из материалов дела, 12.07.2012 администрация (уполномоченный орган) и ООО "ТК "Двина" (получатель) заключили договор (л.д.7-10), согласно которому уполномоченный орган в целях возмещения затрат (недополученных доходов) получателя предоставляет последнему субсидию в соответствии с Порядком (пункт 1.1 договора).
В силу пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.2.1, 2.2.2 договора получатель обязуется предоставить в уполномоченный орган расчет, подтверждающий возникновение выпадающих доходов от осуществления перевозок, по форме, установленной администрацией; подтверждать уполномоченному органу факт осуществления получателем перевозки пассажиров в 2012 году отчетом о ежедневном количестве выполненных рейсов по каждому маршруту. Уполномоченный орган обязан при исполнении получателем обязанности по подтверждению факта осуществления перевозок осуществлять предоставление субсидии на цели, установленные договором в соответствии с Порядком, посредством перечисления на расчетный счет получателя в пределах доведенных уполномоченному органу лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета городского округа.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 договора закреплены права уполномоченного органа оказать получателю в предоставлении субсидии или уменьшить размер субсидии в случае уменьшения в установленном порядке (недостаточности) лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов бюджета городского округа, предусмотренных уполномоченному органу; досрочно в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае объявления получателя несостоятельным (банкротом). А также нарушения (ненадлежащего исполнения) получателем законодательства и условий предоставления субсидий, установленных нормативными правовыми актам органов местного самоуправления городского округа; осуществлять совместно с уполномоченными органами контроль за целевым использованием бюджетных средств, предоставленных в форме субсидий.
Согласно пунктам 4.1, 4.2, 4.3 договора получатель имеет право на получение субсидии при предоставлении им договора, отчета о ежедневном количестве выполненных получателем рейсов по каждому маршруту, расчетов сумм возмещения выпадающих доходов, рассчитанных в соответствии с Порядком, актов выполненных работ, счетов-фактур (счетов) на сумму сформировавшихся выпадающих доходов.
Уполномоченный орган производит оплату в течение тридцати рабочих дней со дня подписания уполномоченным органом акта выполненных работ. Сумма субсидий составляет 27 327 578 рублей 00 копеек.
Договор между сторонами вступает в силу со дня его подписания, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, и действует до 31.12.2012.
Во исполнение условий договора истец и ответчик подписали акты на возмещение выпадающих доходов перевозки пассажиров за июнь, июль 2012 года от 16.07.2012 N 430, от 16.07.2012 N 432 (л.д.20). Письмами от 16.07.2013 N 01-118, от 10.08.2012 N 01-133 (л.д.67, 70) истец с актами выполненных работ представил администрации также договор, расчеты суммы возмещения выпадающих доходов ООО "ТК "Двина" за спорный период (л.д.23-24, 69, 72), отчеты о ежедневном количестве выполненных рейсов за спорный период (л.д.68, 71), счета-фактуры от 16.07.2012 N 430, от 16.07.2012 N 432 (л.д.21-22).
Поскольку администрация возмещение выпадающих доходов истцу не произвела ни в срок, установленный договором, ни в срок, установленный в предарбитражном предупреждении (л.д.25), ООО "ТК "Двина" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Статья 8 ГК РФ в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают, в том числе из договора.
В рассматриваемом случае отношения сторон регулируются нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Согласно части 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Материалами дела подтверждены и ответчиком не оспорены факты оказания истцом услуг по перевозке пассажиров и несения им соответствующих расходов. Дело содержит документы, представленные истцом в администрацию в соответствии с Порядком для обоснования размера выпадающих доходов. Возражений относительно содержащихся в документах сведений ответчиком не заявлялось, объем услуг принят администрацией без замечаний, размер предъявленной к возмещению суммы не оспорен, контррасчет долга не производился. Доказательства иного суду не представлено.
В нарушение условий договора ответчик взятые на себя обязательства по договору надлежащим образом не исполнил, в связи с чем за ним образовалась задолженность перед истцом в размере 8 839 268 рублей 15 копеек, которую согласно имеющимся материалам дела суд первой инстанции законно и обоснованно взыскал с администрации.
Приведенный ответчиком как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе довод о нецелевом использовании истцом ранее выделенных ему субсидий, выявленном при проведении комплексной ревизии (л.д.48-51), в рамках рассматриваемого дела значения не имеет, поскольку основан на неверном толковании положений Порядка и согласованных сторонами условий договора.
Пунктом 6.7 Порядка предусмотрено, что отказ в предоставлении субсидии осуществляется в одном случае: предоставление перевозчиком неполного пакета документов, предусмотренного Порядком. Как видно из материалов дела, истцом были представлены ответчику документы по перечню, закрепленному в пункте 6.1 Порядка и продублированному в пункте 4.1 договора. Следовательно, учитывая изложенное, оснований для отказа в предоставлении субсидии в спорный период у администрации не имелось.
Претензии заявителя о нецелевом использовании обществом ранее выделенных сумм для возмещения выпадающих доходов подлежат самостоятельному рассмотрению в рамках раздела 7 Порядка, регламентирующего возврат перевозчиком уже полученной субсидии. Из пункта 7.1 Порядка следует, что перевозчики обязаны вернуть полученные в виде субсидий бюджетные средства в случае выявления необоснованности суммы выпадающих доходов, установленной по результатам проверки предоставленных документов, а также в результате проведения иных контрольных мероприятий, в объеме необоснованного предъявления выпадающих доходов над фактически возникшими выпадающими доходами. Возврат субсидий осуществляется в случае превышения выделенных из бюджета городского округа субсидий на возмещение выпадающих доходов над фактически возникшими выпадающими доходами.
Выявленные нарушения оформляются актом, который подписывается администрацией (отделом промышленности, транспорта и связи; финансовым управлением администрации) и предоставляется перевозчику - получателю субсидий. В месячный срок со дня получения акта перевозчик обязан вернуть на лицевой счет администрации излишне полученные средства на восстановление произведенных кассовых расходов в текущем финансовом году (пункты 7.2, 7.3 Порядка).
Таким образом, поскольку в данной ситуации предметом спора является обусловленное договором требование общества о взыскании с администрации невыплаченной в спорный период субсидии вследствие ненадлежащего исполнения заявителем своих обязательств, а не притязания администрации, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции вынесенным с учетом фактических обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2013 по делу N А29-5310/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.А. Щелокаева |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5310/2013
Истец: ООО "Транспортная компания "Двина"
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа "Ухта"