г. Самара |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А65-14926/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 декабря 2013 года в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года по делу N А65-14926/2013 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1051653035818, ИНН 1648017694), Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.г.т. Нижние Вязовые,
к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Зеленодольском районе (ОГРН 1051653035818, ИНН 1648017694), Республика Татарстан, г. Зеленодольск,
третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие "Нижневязовский жилкомсервис", Республика Татарстан, Зеленодольский район, п.г.т. Нижние Вязовые,
об отмене постановления от 17 июня 2013 года N 242 о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Зеленодольском районе (далее - Роспотребнадзор) об отмене постановления от 17.06.2013 N 242 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 2-4).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица - Муниципальное унитарное предприятие "Нижневязовский жилкомсервис" (л.д.1).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.09.2013 по делу N А65-14926/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.129-133).
В апелляционной жалобе Исполком просит отменить решение суда первой инстанции (л.д.137-138).
Роспотребнадзор апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Роспотребнадзором проведена плановая выездная проверка деятельности Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, шт. Нижние Вязовые, ул. Первомайская, д.70, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан Авдониной Л.Г. от 10.04.2013 N 1591/30п/в (в соответствии с ежегодным планом проведения плановых выездных проверок на 2013 год, утвержденного приказом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) от 31.10.2012 N 241 и размещенного на интернет - сайте).
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. Не оборудованы в достаточном количестве контейнерные площадки в пгт. Нижние Вязовые;
2.Территория пгт. Нижние Вязовые захламлена отходами ТБО;
3.Очистные сооружения находятся в крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, сброс сточных вод на рельеф местности производится без биологической очистки и обеззараживания;
4. Разрешение на сброс сточных вод на рельеф местности отсутствует;
5. Производственный контроль за качеством почвы, сточных вод, поступающих на рельеф местности в зоне влияния биологических очистных сооружений не организован.
По результатам проверки составлен акт от 23.05.2013 N 1591/30-п/в (л.д.87-88).
28.05.2013 Роспотребнадзором вынесено в адрес Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения предписание N 30/65-пр (л.д.6-9).
27.05.2013 Роспотребнадзором в отношении Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ (л.д.92).
Рассмотрев материалы административного дела, Роспотребнадзором 17.06.2013 вынесено постановление N 242 по делу об административном правонарушении, которым Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ - за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (л.д.5, 95).
Не согласившись с указанным постановлением, Исполком обратился в арбитражный суд с требованием о признании вышеназванного постановления незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с положениями частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки.
В соответствие со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции от 19.05.2013) имущество (контейнерные площадки, очистные сооружения) находятся в собственности Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения.
На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции от 19.05.2013) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро- тепло- газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с абз.3 пункта 2 статьи 51 Федерального закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Из части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 11 Закон N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Частью 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями раздела 1 п.п. 1.1.; 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест". Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно разделу 2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест":
В соответствии с пунктом 2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Из пункта 2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно пункту 2.1.4. для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Из пункта 2.2.1. следует, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Пунктом 2.2.3. установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В соответствие с разделом 6 п.п. 6.1; 6.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также мест общего пользования и пляжей осуществляется органами милиции совместно с органами санитарного надзора. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:
титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
состав инспекции по охране окружающей среды;
мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствие требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод":
п.4.1.2. Не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод:
-в пределах первого пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;
-в черте населенных пунктов;
-в пределах первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, в местах туризма, спорта и массового отдыха населения;
-в водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы;
-в пределах второго пояса зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, если содержание в них загрязняющих веществ и микроорганизмов превышает установленные настоящими санитарными правилами гигиенические нормативы;
п. 6.6. Место выпуска сточных вод населенного пункта должно быть расположено ниже по течению, за его пределами с учетом возможного обратного течения при нагонных явлениях. Место выпуска сточных вод в непроточные и малопроточные водные объекты должно определяться с учетом санитарных, метеорологических и гидрологических условий;
п. 6.7. Сброс сточных и дренажных вод в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами государственной санитарно-эпидемиологической службы. В этом случае нормативные требования, предъявленные к составу и свойствам сточных вод должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
В соответствии требований СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"; СП 1.1.2193-07 "Изменения и дополнения N 1 к СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Судом первой инстанции установлено, что о сроках проведения плановой выездной проверки представитель юридического лица уведомлен заранее, о чем свидетельствует уведомление о вручении распоряжения от 16.04.2013 (л.д.86)
Представитель юридического лица о составлении протокола уведомлен в письменной форме (вызов на составление протокола N 30/739 от 06.05.2013; уведомление о вручении от 16.05.2013.
27.05.2013 составлен протокол об административном правонарушении. На составление протокола по делу об административном правонарушении представитель юридического лица не явился. Протокол по делу об административном правонарушении, а также письмо о времени и месте рассмотрения материалов административного дела направлено письменно, что подтверждается уведомлением о вручении протокола по делу об административном правонарушении, определения о времени и месте рассмотрения от 05.06.2013 (л.д.89, 90)
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
В ходе административного производства ответчик действовал законно в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением прав заявителя, постановление вынесено полномочным лицом
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы Исполкома, что для выполнения задач по сбору бытовых отходов и мусора Исполкомом в Муниципальное унитарное предприятие "Нижневязовской жилкомсервис" (далее - МУП) на безвозмездное пользование на основе договоров передана специальная техника, уставной капитал, а также сети водоснабжения, водоотведения, водозабор, очистные сооружения и т.д., предметом деятельности МУП является: оказание коммунальных услуг предприятиям, учреждениям, населения; благоустройство.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178 -ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты инженерной инфраструктуры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов коммунально-бытового назначения.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из анализа указанных норм права и обстоятельств дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Исполкома состава административного правонарушения и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 09.07.2013 N 3369/13.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении Исполкому заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 сентября 2013 года по делу N А65-14926/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14926/2013
Истец: Исполнительный комитет Нижневязовского городского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, п. г. т.Нижние Вязовые
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Зеленодольском районе, г. Зеленодольск
Третье лицо: МУП "Нижневязовской жилкомсервис", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара