Оспаривание нормативных правовых актов
налоговых органов в арбитражном суде
Законодатель предоставил налогоплательщикам (иным обязанным лицам) право обжаловать акты налоговых органов (как нормативного, так и ненормативного характера), а также действия или бездействие их должностных лиц. Защищать свои нарушенные права налогоплательщик может в административном порядке (обратившись в вышестоящий налоговый орган или к вышестоящему должностному лицу) и в судах разного уровня, вплоть до Конституционного Суда РФ. Судебный способ защиты прав имеет больше преимуществ, поскольку спор разрешается вне инспекции, следовательно - более объективно. Все стадии судебного процесса урегулированы законодательством, а решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Какие акты признаются нормативными
Точного определения нормативного правового акта судебной практикой пока не выработано. В частности, Пленум ВС РФ в Постановлении от 25 мая 2000 г. N 19 разъяснил, что под нормативным правовым актом понимается изданный в надлежащем порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Пример 1. Общество подало иск об оспаривании постановления главы администрации. При рассмотрении дела суд установил, что постановление содержит властные предписания в области ценообразования для самого общества и пользующихся его услугами организаций, финансируемых из бюджета. Характерной особенностью оспариваемого акта является направленность на неоднократное применение, поскольку постановление продолжает действовать независимо от того, возникли или прекратились правоотношения между обществом и конкретным потребителем. Поэтому суд пришел к выводу, что оспариваемый акт по своей природе является нормативным и оспаривается по правилам главы 23 АПК РФ.
Постановление ФАС Уральского округа от 10 октября 2006 г. по делу N Ф09-462/06-С4
Имейте в виду, что согласно п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации*(1) издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Так что не стоит обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными писем, информационных материалов и прочих аналогичных документов, которые не порождают никаких правовых последствий. Такие акты оспариванию не подлежат.
Пример 2. Общество подало иск о признании недействующим абз. 12 п. 18 приказа ФТС России от 11 июня 2004 г. N 663, которым утвержден порядок организации и проведения таможенной ревизии. Оспариваемым положением предусмотрено, что члены ревизионной комиссии имеют право брать пробы и образцы товаров, необходимые для исследования (ст. 383 ТК РФ), порядок взятия проб и образцов определяется ТК РФ и нормативными правовыми актами ГТК России.
При рассмотрении дела было установлено, что приказ ФТС России N 663 был признан Минюстом России не имеющим организационного характера и не содержащим правовых норм, а потому не нуждающимся в государственной регистрации. Суд решил, что оспариваемый акт не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку не устанавливает обязательных для заявителя предписаний и правил поведения, и отказал в удовлетворении требований заявителя.
Решение ВАС РФ от 8 ноября 2006 г. N 12146/06
Порядок обжалования нормативного акта
Налоговый кодекс РФ не регулирует порядок обжалования актов налогового органа, но содержит норму, отсылающую к арбитражному процессуальному законодательству. Основания для обращения организации в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта установлены ч. 1 ст. 192 АПК РФ. Перечислим их:
истец полагает, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
по мнению истца, оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
оспариваемый акт или отдельные его положения незаконно возлагают на истца какие-либо обязанности или создают иные препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исковое производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд. Таким образом, первым шагом организации будет представление искового заявления в письменной форме за подписью законного представителя организации.
Как следует из ст. 125, 193 АПК РФ, в заявлении об оспаривании нормативных правовых актов налоговых органов должны быть указаны:
наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
наименование организации-истца, ее местонахождение;
наименование налогового органа (Ф.И.О. должностного лица), принявшего оспариваемый нормативный правовой акт;
название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым актом или его отдельными положениями;
название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
перечень прилагаемых документов.
Заявитель обязан приложить к исковому заявлению следующие документы: квитанцию об уплате государственной пошлины; копию свидетельства о регистрации в качестве юридического лица; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования (письменные доказательства, решения судов, иные документы); доверенность, подтверждающую полномочия представителя организации; документы, подтверждающие направление копий искового заявления и приложенных документов лицам, участвующим в деле.
Обратите внимание: подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 194 АПК РФ дело рассматривается коллегиальным составом суда. Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд. О времени и месте судебного заседания либо проведения отдельного процессуального действия заявитель, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иные заинтересованные лица извещаются арбитражным судом путем направления им копии судебного акта не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или проведения процессуального действия. Причем неявка на заседание указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела (если суд не признает их явку обязательной).
Непосредственно в заседании арбитражный суд проверяет оспариваемый акт (его отдельные положения) на соответствие федеральному законодательству и нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего акт. Установив несоответствие нормативного правового акта данным документам либо факт издания оспариваемого акта с превышением полномочий, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу (ч. 2 ст. 13 АПК РФ). Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда (ч. 5 ст. 195 АПК РФ).
Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования либо признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствует рассмотрению арбитражным судом дела по существу (ч. 8 ст. 194 АПК РФ). Иными словами, заявитель, оспаривающий нормативный правовой акт, не может отказаться от своих требований по каким-то личным причинам. Производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер, и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем.
В отличие от обычных правил рассмотрения иска бремя доказывания соответствия акта другим законам лежит на органе, принявшем его (ч. 6 ст. 194 АПК РФ). Определив в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, какие обстоятельства имеют значение для дела, суд обязывает соответствующие орган или должностное лицо представить указанные доказательства. В необходимых случаях суд истребует доказательства и по своей инициативе (Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 г. N 48*(2)).
Согласно положениям ст. 195 АПК РФ по результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта (отдельных его положений):
соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части.
Нормативный правовой акт (его часть), признанный арбитражным судом недействующим, не подлежит применению судами, государственными органами, органами местного самоуправления и другими лицами. После вступления судебного решения в законную силу нормативный акт должен быть приведен в соответствие с законом или иным актом, имеющим большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и публикуется незамедлительно в том же официальном издании, в котором был опубликован оспоренный акт. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта*(3) может быть обжаловано в арбитражном суде кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
В.Г. Бочарова,
юрист 2 класса
"Ваш налоговый адвокат", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009.
*(2) Документ опубликован во вкладках "Документы номера" НБУ N 3 и N 4 за 2008 г. - Прим. ред.
*(3) За исключением решений ВАС РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru