город Омск |
|
20 декабря 2013 г. |
Дело N А70-4801/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9656/2013) общества с ограниченной ответственностью "Тура" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2013 по делу N А70-4801/2013 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тура" к администрации г. Тюмени об оспаривании пункта 3 распоряжения администрации г. Тюмени от 06.02.2013 N 49 о предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени, в части п/п 16 протокола от 09.11.2012 N 22 заключения Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени; об обязании рассмотреть на публичных слушаниях предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, изменить зону ОД-5 (общественно деловая) на зону Ж-1,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тура" - Семенов Андрей Викторович по доверенности б/н от 11.03.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от администрации г. Тюмени - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тура" (далее - заявитель, общество, ООО "Тура") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Тюмени (далее - заинтересованное лицо, администрация) об оспаривании пункта 3 распоряжения администрации г. Тюмени от 06.02.2013 г. N 49 о предложениях по внесению изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени, в части п/п16 протокола от 09.11.2012 N22 заключения Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени; об обязании рассмотреть на публичных слушаниях предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, изменив зону ОД-5 (общественно деловая) на зону Ж-1.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Считая отказ суда неправомерным, общество обжаловало судебное решение в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
10.10.2002 сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок, расположенный по адресу г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, строения, 1, 2, ул. Железнодорожная, 45, общей площадью 8710,60 кв.м., с кадастровым N 72:23:0216004:0055.
Постановлением главы администрации г. Тюмени N 2 от 26.01.2009 (л.д.26) для данного земельного участка установлен вид разрешённого использования: для размещения общественно-жилого комплекса.
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, в соответствии с пунктом 3 которого данные Правила вступили в силу с 10.04.2009.
24.06.2010 Тюменской городской Думой принято решение от 24.06.2010 N 501 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утверждённые решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. N 154", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:0055 был включён в состав территориальной зоны спортивного назначения ОД-5, выделенной для формирования местных (локальных) центров городских районов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения в развитии физической культуры и здорового образа жизни (далее - зона ОД-5).
Как видно из статьи 61.2 Правил землепользования, жилищное строительство в зоне ОД-5 градостроительными регламентами не предусмотрено.
Указанный земельный участок приобретен обществом в собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 72 НЛ 979363 от 18.05.2011, регистрационная запись N 72-72-01/143/2011-193, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (л.д.25). Категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения общественно-жилого комплекса.
07.08.2012 общество подало заявление N 38-06-5061 (л.д.7) в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени с просьбой внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Тюмени, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, изменив зону ОД-5 (общественно-деловая) на зону Ж-1 в связи с тем, что земельный участок с кадастровым N 72:23:0216004:0055, принадлежащий заявителю на праве собственности был сформирован и поставлен на кадастровый учёт до вступления в силу Правил землепользования и застройки г. Тюмени и внесения в данные Правила изменений решением Тюменской городской Думы от 24.06.2010 N501 в части дополнения раздела "Общественно-деловые зоны" территориальной зоной "Зона спортивного назначения ОД-5".
08.02.2013 общество получило ответ N 03-06-5061/2 (л.д.8-9) из Департамента градостроительной политики Администрации г. Тюмени об отклонении предложения заявителя о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени на основании пункта 3 распоряжения Администрации г. Тюмени N 49 от 06.02.2013 (л.д.10), в котором указано, что предложения о внесении изменений в Правила отклоняются по основаниям, изложенным в протоколе заседания комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени N 22 от 09.11.2012 (л.д.11-13), т.к. отсутствуют основания по изменению границ территориальных зон, предложение заявителя не соответствует генеральному плану г. Тюмени, утверждённому решением Тюменской городской Думы N 903 от 27.09.2012
Полагая, что указанное распоряжение Администрации г. Тюмени от 06.02.2013 N 49 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд.
Судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований заявителя на том основании, что территориальное зонирование в Правилах землепользования и застройки в г. Тюмени (в части определения зоны ОД-5) относительно земельного участка, принадлежащего заявителю, соответствует функциональному зонированию данной территории, определенному генеральным планом г. Тюмени, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) отсутствуют основания для внесения изменений в правила землепользования и застройки. В том числе факт формирования спорного земельного участка до вступления в силу Правил землепользования не был принят судом в качестве основания для удовлетворения требований.
Также суд посчитал, что ограничение градостроительным законодательством права собственника земельного участка на строительство конкретных объектов, не нарушает само право собственности заявителя.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции указывает, что оспариваемый пункт 3 распоряжения администрации от 06.02.2013 N 49 нарушает права и законные интересы общества - препятствует осуществлению строительства жилого комплекса на земельном участке.
По мнению подателя жалобы, решение об изменении зоны Ж-1 на зону ОД-5 было проведено без участия собственника; земельный участок неправомерно переведен из одной категории в другую. Изменение зоны Ж-1 на зону ОД-5 не обеспечивает права и законные интересы заявителя как правообладателя земельного участка (пункт 3 статьи 30 ГрК РФ); нарушает его права как собственника земельного участка, предусмотренные статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ); изменения в правила землепользования и застройки внесены без учета фактического использования заявителем земельного участка (пункт 2 части 2 статьи 36 ГрК РФ); при подготовке изменений в правила землепользования и застройки границы территориальных зон не учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование (пункт 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Администрацией в отзыве на апелляционную жалобу указано на отсутствие оснований для отмены вынесенного судом решения
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя ООО "Тура", поддержавшего доводы жалобы. Администрация, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечила, ходатайства об отложении не заявила, в связи с чем по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из пункта 1 статьи 1 ГрК РФ следует, что под градостроительной деятельностью, к субъектам которой отнесены органы местного самоуправления городских округов, выступающие от имени муниципальных образований, понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 ГрК РФ).
Таким образом, органам местного самоуправления городских округов, к числу которых относится и администрация, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, к которым относятся основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Разрешенное использование земельного участка определяет особенности правового режима этого участка и устанавливается градостроительным регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты 6 - 9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 ГрК РФ).
В пункте 3 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пункту 2 статьи 30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 30 ГрК РФ).
Порядок изменения вида разрешенного использования земельных участков урегулирован в статье 33 ГрК РФ, согласно пункту 1 которой внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 названного Кодекса.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
В рассматриваемом случае согласно генеральному плану городского округа города Тюмень, утверждённому решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 (в редакции решения Тюменской городской Думы от 27.09.2012 г. N 903, которое вступило в законную силу 10.10.2012 г.), земельный участок, принадлежащий заявителю, находится в общественно - деловой функциональной зоне с размещением объектов местного значения спортивного назначения (ОД-5).
Решение комиссии об отказе во внесении изменений в Правила землепользования по заявлению Общества от 07.08.2012 (л.д.7) было принято 09.11.2012 (л.д.11-13), после вступления в силу решения Тюменской городской Думы от 27.09.2012 N 903 "О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 27.03.2008 г. N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень".
То обстоятельство, что ранее рассматриваемый земельный участок относился к зоне Ж-1, которая предполагала размещение на земельном участке жилой застройки, не означает наличие оснований для внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени, которые ныне спорный земельный участок относят к зоне ОД-5.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к правомерному и обоснованному выводу, что изменение Правил землепользования и застройки г. Тюмени, в части корректировки карты градостроительного зонирования территории, расположенной по адресу: г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, а именно, изменение зоны ОД-5 (общественно-деловая) на зону Ж-1, не соответствует градостроительному плану г. Тюмени и на основании положений частей 2, 3 статьи 33 и статьи 34 ГрК РФ не подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобе общества о том, что судом первой инстанции не был рассмотрен вопрос об обоснованности изменения градостроительного зонирования территории по адресу: г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 45, не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО "Тура" в суде первой инстанции не оспаривало процедуру принятия Тюменской городской Думой решения о внесении изменений в генеральный план городского округа города Тюмень (решение от 27.09.2012 N 903), которым было изменено градостроительное зонирование территории, в том числе в отношении земельного участка общества.
В соответствии с частью 3 статьи 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
Следовательно, указание в апелляционной жалобе такого основания для отмены принятого судом решения как не рассмотрение судом первой инстанции вопроса обоснованности изменения градостроительного зонирования является нарушением процессуального закона.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что градостроительный план г. Тюмени, в том числе в части зонирования земельного участка заявителя является действующим, таковой в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным.
Доводы заявителя о неправомерном переводе земель из одной категории земель в другую следует признать необоснованными, поскольку категория земель (земли населенных пунктов) в данном случае не изменилась, изменилось территориальное зонирование с градостроительным значением. Перечень категорий земель определен статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в числе которых в том числе установлена категория земли населенных пунктов.
Также несостоятельными являются доводы заявителя о неправомерности изменения зоны Ж-1 на зону ОД-5 без участия собственника, поскольку общество приобрело право собственности 18.05.2011, то есть после принятия Тюменской городской Думой решения от 24.06.2010 N 501 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утверждённые решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 г. N 154", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 72:23:0216004:0055 был включён в состав территориальной зоны спортивного назначения ОД-5, выделенной для формирования местных (локальных) центров городских районов, ориентированных на удовлетворение потребностей населения в развитии физической культуры и здорового образа жизни.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав заявителя.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность ограничения права собственника земельного участка осуществлять строительство (реконструкцию) находящихся в его собственности объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента.
Каких-либо положений, ограничивающих право собственности заявителя на принадлежащий ему земельный участок, оспариваемый пункт распоряжения не содержит.
Кроме того, положениями пункта 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и, соответственно вид разрешённого использования, у собственника земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения.
Данная позиция согласуется с практикой применения рассматриваемых норм (например, определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2013 N ВАС-7160/13, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.2012 по делу N А45-13372/2011, постановление Федерального арбитражного суда центрального округа от 03.04.2012 по делу N А35-12684/2010)
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Тура" и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы относятся на лицо, подавшее жалобу, то есть на общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тура" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.09.2013 по делу N А70-4801/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4801/2013
Истец: ООО "Тура", ООО "Тура" представитель Лауфер С. В.
Ответчик: Администрация г. Тюмени