г. Воронеж |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А48-2192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.12.2013.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В. Семенюта Е.А. Миронцевой Н.Д. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.
при участии:
от межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по ЦФО: от закрытого акционерного общества "Корпорация ГРИНН": |
представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по ЦФО на решение Арбитражного суда Орловской области от 16.10.2013 по делу N 48-2192/2013 (судья Жернов А.А.) по заявлению закрытого акционерного общества "Корпорация ГРИНН", г. Орел, ул. Кромское шоссе, д.4, (ОГРН 1024600949185) к Межрегиональному управлению по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, г. Москва, ул. Б. Декабрьская, 7, стр. 3 о признании незаконным и отмене постановления от 28.05.2013 N 03-13/861-2ю,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Корпорация ГРИНН" (далее -заявитель, Общество, ЗАО "Корпорация ГРИНН") обратилось в арбитражный суд к Межрегиональному управлению по регулированию алкогольного рынка по ЦФО (далее - ответчик, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 03-13/861-2ю от 28.05.2013 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ, т.е. за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных для юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт. В обоснование требований апелляционной жалобы указывает, что
- в случае, если организация не осуществляет закупки алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и (или) использование её для производства собственной продукции, декларация N 7 предоставляется с нулевыми значениями.
В заседание апелляционной инстанции представители Управления и Общества не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Управление ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ЗАО "Корпорация ГРИНН" в письменном отзыве не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указывая на то, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление декларации с нулевым показателем.
Изучив материалы дела с учётом доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
При анализе полноты и своевременности представления деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, Управлением был установлен факт несвоевременного предоставления -12.04.2013 Обществом декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2013 года.
В связи с выявленным фактом Управлением в адрес ЗАО "Корпорация "ГРИНН" было направлено извещение от 16.04.2013 N у1-аи 2035/03 о необходимости явки законного представителя Общества 15.05.2013 в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Б. Декабрьская, д. 7, стр. 3, кабинет N116 для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении (л.д. 42).
Вышеназванное извещение, согласно штемпелю почтового отделения, 18.04.2013 было направлено Управлением в адрес Общества заказным почтовым отправлением и получено ЗАО Корпорация "ГРИНН" 06.05.2013., о чем имеется отметка на извещении (л.д. 43-46).
15.05.2013 главным специалистом-экспертом отдела контроля за декларированием оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Самариной В.А., в отсутствие надлежаще уведомленного законного представителя ЗАО "Корпорация "ГРИНН" был составлен протокол N 03-13/861-1 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
Указанный протокол был направлен ответчиком ЗАО "Корпорация "ГРИНН" 16.05.2013 по электронному адресу и 17.05.2013 по адресу: г.Орел, ул. Кромское шоссе, 4, что подтверждается списком поданной корреспонденции с отметкой почты и ответом Общества по электронной почте ( л.д. 48,49).
22.05.2013 ЗАО "Корпорация "ГРИНН" телефонограммой было извещено Управлением о рассмотрении 28.05.2013 в 15 час. 00 мин. дела об административном правонарушении (л.д. 50).
28.05.2013, рассмотрев в присутствии уполномоченных представителей ЗАО "Корпорация "ГРИНН" материалы административного дела, заместитель руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО советник государственной гражданской службы Российской Федерации Парницина Н.А. вынесла постановление N 03-13/861-2ю, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
08.06.2013 Управлением указанное постановление было направлено в адрес ЗАО "Корпорация "ГРИНН", что подтверждается списком заказных писем N у1-ЗБ2 от 07.06.2013 с отметкой почты ( л.д. 88).
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" не согласилось с вынесенным постановлением и обжаловало его в судебном порядке.
Арбитражный суд области удовлетворил заявленные требования, поскольку пришёл к выводу, что Управлением не доказана субъективная сторона вменённого правонарушения, а именно: наличие у ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обязанности по представлению декларации по форме Приложения N 7.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли лисроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя руководителя Управления по вынесению оспариваемого постановления N 03-13/861-2ю от 28.05.2013, предоставленные ст.23.50 КоАП РФ, Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", проверены судом первой и апелляционной инстанции. Нарушений в указанной части не выявлено.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается (пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
Во исполнение указанных требований постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, вступившим в законную силу 28.08.2012, утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
В пункте 1 Правил перечислены 12 видов деклараций, порядок представления которых устанавливается Правилами, в том числе декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В пункте 2 Правил перечисляются лица, на которых возлагаются обязанности по представлению указанных в пункте 1 Правил деклараций, а именно:
а) организации, осуществляющие: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции;
б) организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков;
в) организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
г) организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
д) организации, осуществляющие закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд;
е) организации, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;
Пунктом 9,15,16,18,21 Правил установлено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Декларации на бумажных носителях представляются организациями и индивидуальными предпринимателями в территориальные органы и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через своего представителя или направляются почтовым отправлением с описью вложения.
При отправке деклараций по почте датой их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность предоставления организациями в электронном виде или на бумажном носителе декларации N 7 в случае осуществления ими перечисленных в п.9 Правил видов деятельности.
Ни в протоколе об административном правонарушении N 03-13/861-1 от 15.05.2013, ни в оспариваемом постановлении Управлением не установлено, какие виды деятельности осуществляет Общество в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие декларированию
Вместе с тем, из пояснений представителя Общества, содержащихся в оспариваемом постановлении, следует, что деятельность ЗАО "Корпорация "ГРИНН" не подпадает под условия, установленные п. 9 Правил.
Доказательства осуществления такой деятельности в материалах дела отсутствуют.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Таким образом, вывод Управления о наличии у Общества обязанности представлять декларацию N 7 является необоснованным. Апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств наличия признаков субъекта и субъективной стороны вменяемого правонарушения.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил требования ЗАО "Корпорация "ГРИНН".
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не решается, поскольку исходя из смысла статьи 204 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционных жалоб на решения судов по заявлениям о привлечении к административной ответственности государственная пошлина уплате не подлежит.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 16.10.2013 по делу N 48-2192/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления по регулированию алкогольного рынка по ЦФО - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2192/2013
Истец: ЗАО "Корпорация "ГРИНН"
Ответчик: Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка по ЦФО