Особенности налогообложения специальных транспортных средств
строительных организаций
Как правило, на балансе строительных организаций числится большое количество транспортных средств различного функционального назначения - автокраны, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, автомобили с оборудованной на них спецтехникой (кранами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками) и т.д. На практике у организаций нередки вопросы при исчислении транспортного налога по специальным и специализированным машинам, в частности вопрос о том, является ли объектом налогообложения зарегистрированная в установленном порядке транспортная техника, если по своему назначению она не предназначена для перевозки людей и грузов, а также вопрос о том, к какой категории транспортных средств для целей исчисления транспортного налога относятся используемые в строительных организациях специальные транспортные средства. Нередко возникают ситуации, когда транспортные средства в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Росстандарта от 26.12.94 г. N 359 (далее - ОКОФ), относятся к одной категории транспортных средств, а в соответствии с Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 г. (далее - Конвенция) - к другой.
Понятие "транспортное средство" для целей применения главы 28 "Транспортный налог" НК РФ определено ст. 358 НК РФ. Согласно указанной статье объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, необходимо принимать во внимание, что согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации по указанным наземным транспортным средствам в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства. Таким образом, предусматривается зависимость ставки транспортного налога от таких критериев, как категория транспортного средства, являющаяся наиболее обобщенным показателем, их характеризующим, и мощность, являющаяся наиболее характерным и существенным показателем для каждой категории.
При рассмотрении вопроса об отнесении транспортных средств к той или иной категории из числа предусмотренных главой 28 НК РФ и применении соответствующей налоговой ставки необходимо принимать во внимание следующее. Согласно положениям ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом необходимо учитывать, что понятие "транспортное средство", применяемое в главе 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено ОКОФ (код 15 0000000 "Средства транспортные"), и используется только для целей налогообложения. Данная позиция подтверждается тем, что в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ из объектов налогообложения транспортным налогом исключены, в частности, тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные только на сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые в соответствии с ОКОФ учитываются по коду 14 0000000 "Машины и оборудование". Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на иные категории физических и юридических лиц, в данном случае рассматриваются как транспортные средства для целей налогообложения.
Следует отметить, что предусмотренное главой 28 НК РФ распределение указанных транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией, которая, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев - разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение (для перевозки грузов или перевозки пассажиров), - позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 г. N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать ее положения.
В связи с этим обращаем внимание на то, что согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.05 г., в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (представлена в приложении 3 к данному приказу).
В отличие от Конвенции и указанных нормативно-правовых актов ОКОФ не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 НК РФ. Указанный ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объектов обложения транспортным налогом, представленными в п. 1 ст. 361 НК РФ.
Статьей 362 НК РФ установлено, что исчисление транспортного налога производится на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Органами государственной регистрации наземных транспортных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" на территории России являются:
подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час., и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Госгортехнадзор) - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, в отношении транспортных средств, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, при исчислении транспортного налога применяется налоговая ставка, установленная для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
По транспортным средствам, зарегистрированным в подразделениях ГИБДД МВД России, применяется налоговая ставка, установленная для соответствующей категории автотранспортных средств, согласно регистрационным документам на указанное транспортное средство.
Следовательно, если технические средства строительной организации зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом обложения транспортным налогом.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории транспортных средств, зарегистрированных в органах ГИБДД МВД России, необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.93 г. N 301, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлены различное оборудование, агрегаты и установки, относятся к грузовым автомобилям и по отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности их двигателя.
Нередко строительные организации передают или получают автотранспортные средства в лизинг. В данном случае необходимо учитывать следующее.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно ст. 358 НК РФ.
Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 27.01.03 г. N 59 (далее - Правила), предусмотрена возможность регистрации транспортных средств, используемых по договору лизинга, за одним из участников договора лизинга по их письменному соглашению.
Если по договору лизинга транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация за лизингодателем, временно передаются по месту нахождения лизингополучателя и временно ставятся на учет в органах ГИБДД МВД России по месту нахождения лизингополучателя, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту государственной регистрации транспортных средств.
Пунктом 52.2 данных Правил установлено, что транспортные средства, переданные лизингодателем лизингополучателю во временное владение и (или) пользование на основании договора лизинга или сублизинга, предусматривающего регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, временно регистрируются в регистрационном подразделении за лизингополучателем на срок действия договора по месту нахождения лизингополучателя.
В том случае если транспортные средства, находящиеся в собственности лизингодателя (но не зарегистрированные за ним), по договору лизинга переданы и временно зарегистрированы за лизингополучателем, то плательщиком транспортного налога в данном случае является лизингополучатель.
Если строительная организация участвует по договору в долгосрочных строительных работах на территориях, подведомственных другим налоговым органам, и часть транспортных средств поставлена на временный учет в других отделениях ГИБДД, то правомерен вопрос о том, следует ли уплачивать налог на указанные средства в налоговые органы по месту временной регистрации, где транспортные средства используются фактически.
В данном случае следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества для наземных транспортных средств, признается место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
В том случае если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится.
В соответствии с п. 22 Правил регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.
В том случае если на основании п. 22 Правил транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, а по месту нахождения филиала организации осуществлена временная регистрация данного транспортного средства, то на основании ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения организации.
Если транспортное средство на основании пп. 35 и 77 Правил зарегистрировано по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. В данном случае на основании ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения филиала организации.
В. Трошина,
главный специалист - эксперт Минфина России
"Финансовая газета", N 16, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71