Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. N 01АП-5397/13
г. Владимир |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А43-3241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2013.
Полный текст постановления изготовлен 16.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013
по делу N А79-3241/2013,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азов" (ОГРН 1022101277505, ИНН 2129040395, г. Чебоксары)
о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 24.01.2013 по регистрационному делу N 01/316/2012-039,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Чебоксары, Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между Администрацией г. Чебоксары (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Азов" (арендатор) (далее - Общество, ООО "Азов") 17.11.2011 был заключен договор аренды земельного участка N 287/5117-К, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование дополнительный земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, с кадастровым номером 21:01:030405:309 общей площадью 1945 кв.м. для строительства спортивного комплекса, расположенный в г.Чебоксары по ул.324 Стрелковой дивизии.
В состав указанного строительного комплекса вошел пункта оказания первой медицинской помощи, в отношении которого Обществом зарегистрировано право собственности (свидетельство от 23.10.2012 серии 21 АД N 741382). Основанием для регистрации явилось разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденное распоряжением администрации города Чебоксары от 04.09.2012 N 2844-р.
В целях эксплуатации пункта оказания первой медицинской помощи Обществом сооружены следующие вспомогательные объекты:
- подземная кабельная сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, площадью 2,1 кв.м каждая, подземная монолитная железобетонная кабельная канализация общей длиной 78 м.;
- подземная водопроводная сеть электропередачи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2,3 кв.м. каждая, подземная монолитная железобетонная трубопроводная канализация общей длиной 82 м.;
- подземная кабельная сеть электропередачи в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер площадью 2 кв.м. каждая, подземная монолитная железобетонная кабельная канализация общей длиной 320 м.;
- надземная теплотрасса на бетонированных металлических опорах литера Т1.
ООО "Азов" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление) с заявлениями от 12.12.2012 о государственной регистрации права собственности на указанные выше объекты.
Рассмотрев заявления, Управление на основании абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на данные объекты ввиду того, что представленные на государственную регистрацию прав документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, о чем в письмах от 24.01.2013 N 01/316/2012-039, N 01/316/2012-038, N01/316/2012-037, N01/316/2012-040 сообщило Обществу.
Не согласившись с данными отказами, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением их незаконными.
Решением от 04.07.2013 суд удовлетворил заявленные требования Общества.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой указало на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Управления, наличие у вышеназванных объектов вспомогательного назначения само по себе не порождает у них статуса недвижимого имущества, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Управление полагает, что объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, следуют судьбе основного объекта, эти объекты следует рассматривать как улучшение земельного участка либо часть основного объекта.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что экспертное заключение от 14.06.2013, выполненное обществом с ограниченной ответственностью "НПФ Рубин", не может быть признано допустимым доказательством, поскольку названная организация не является аккредитованной экспертной организацией, определяющей возможность отнесения объектов к недвижимому имуществу.
Управление отметило, что спорные объекты кабельной сети, подземной водопроводной сети, надземной теплотрассы являются объектами инженерно - технического обеспечения, в связи с чем данные объекты входят в состав здания и не подлежат самостоятельной регистрации. Кроме того, из представленных документов не представлялось возможным установить, созданы ли эти объекты ООО "Азов" либо они являются частью проходящего по данному участку водопровода, теплотрассы, канализации, кабеля связи, существовавших до предоставления земельного участка в аренду ООО "Азов".
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В статье 20 Закона N 122-ФЗ содержится перечень оснований отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацам 4, 8 пункта 1 данной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
В качестве оснований для отказа в государственной регистрации прав Управление указало на непредставление Обществом правоустанавливающих документов об объектах недвижимого имущества, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данные объекты недвижимого имущества и препятствует проведению регистрации.
Вместе с тем согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона N 122-ФЗ, в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 упомянутого Закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Подземная кабельная сеть связи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, подземная водопроводная сеть электропередачи в составе 3 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, подземная кабельная сеть электропередачи в составе 4 подземных монолитных железобетонных смотровых камер, надземная теплотрасса на бетонированных металлических опорах являются вспомогательными объектами по отношению к основному объекту - пункту оказания первой медицинской помощи.
Согласно экспертным заключениям от 28.05.2013 и 14.06.2013, выполненным обществом с ограниченной ответственностью "НПФ Рубин", спорные объекты прочно связаны с земельным участком, выполняют вспомогательную функцию для основного объекта - здания пункта оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса; объекты не могут использоваться по самостоятельному назначению вне связи с пунктом оказания первой медицинской помощи спортивного комплекса.
Данные заключения изготовлены по результатам обследования технического состояния спорных объектов. В материалы дела представлено свидетельство от 19.09.2012, выданное обществу с ограниченной ответственностью "НПФ Рубин", о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Возражений относительно отсутствия у названной организации аккредитации Управлением в суде первой инстанции не заявлялось
Таким образом, в силу выше указанной нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию данных вспомогательных объектов.
Право собственности Общества на пункт оказания первой медицинской помощи зарегистрировано Управлением при отсутствии возражений относительно законности его возведения.
Спорные объекты невозможно отнести ни объектами инженерно - технического обеспечения основного здания, ни к линейно кабельным сооружениям связи.
Так, согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций в том числе водоснабжения или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 названного закона).
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами входят в состав зданий.
В данном случае спорные объекты находятся вне здания пункта оказания первой медицинской помощи, что подтверждается техническим паспортом на здание, кадастровым паспортом.
Согласно пункту 2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденных постановлением Правительства от 11.02.2005 N 68, к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Пунктом 3 данного Положения определено, что линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой:
1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:
наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;
предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;
наличие протяженности (длины);
2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.
Каких-либо документов, позволяющих отнести спорные объекты к линейно-кабельным сооружениям связи, в материалы дела не представлено. Также не имеется в деле доказательств соприкосновения данных объектов с охранными зонами земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что спорные объекты являются вспомогательными по отношению к пункту оказания первой медицинской помощи, в связи с чем Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.07.2013 по делу N А79-3241/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.