г. Ессентуки |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А20-354/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алмазовой М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.10.2013 по делу N А20-354/2013, по иску муниципального учреждения "Местная администрация сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, с участием третьих лиц: местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, Министерства имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики, Территориального управления по управлению государственным имуществом по Кабардино-Балкарской Республике, открытого акционерного общества "МТС" (судья Кочкарова Н.Ж.), при участии в судебном заседании представителя муниципального учреждения "Местной администрации сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" - Вдовенко Ф.А. (доверенность N53 от 04.02.2013), представителя местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики - Попета А.А. (доверенность N817 от 13.05.2013), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Местная администрации сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Администрация с.п.с. Ново-Ивановское) обратилась в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 69 кв.м., расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, село Ново-Ивановское, улица Ленина, 160, кадастровый номер 07:03:0900009:192 и обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино - Балкарской Республике осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок общей площадью 69 кв.м., расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, село Ново-Ивановское, улица Ленина, 160, кадастровый номер 07:03:0900009:192
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены местная администрация Майского муниципального района Кабардино - Балкарской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Кабардино - Балкарской Республики, Территориальное управление по управлению государственным имуществом по КБР (Росимущество), открытое акционерное общество "МТС".
Решением суда от 01.10.2013 признан недействительным отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером 07:03:0900009:192, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, село Ново-Ивановское, улица Ленина, 160, кадастровый номер 07:03:0900009:192, изложенный в сообщении N 06/011/2012-344/042/24-25 от 22.01.2013. Суд обязал Управление Росреестра осуществить соответствующие регистрационные действия.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. Заявитель жалобы указывает на законность отказа Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, поскольку местная Администрация Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики должна была представить документы на государственную регистрацию своего ранее возникшего права собственности на данный земельный участок до государственной регистрации перехода права собственности к Администрации с.п.с. Ново-Ивановское.
В судебном заседании представители местной администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики и Администрации с.п.с. Ново-Ивановское просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать по мотивам, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей участвующих в деле лиц, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.10.2013 по делу N А20-354/2013 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Главы местной Администрации Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики N 557 от 15.11.2012 Администрации с.п.с. Ново-Ивановское из земель населенных пунктов предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером 07:03:0900009:192, с разрешенным использованием для размещения базовой станции МТС, площадью 69 кв.м., расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Майский район, село Ново-Ивановское, улица Ленина, 160, кадастровый номер 07:03:0900009:192.
23.11.2012 Администрация с.п.с. Ново-Ивановское обратилась в Управление Росреестра по КБР (Майский отдел) с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Сообщением от 21.12.2012 N 06/011/2012-344/741/1/24-25 Управление Росреестра (Майский отдел) уведомило Администрацию с.п.с. Ново-Ивановское о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на срок до 23.01.2013.
Сообщением от 22.01.2013 N 06/011/2012-344/042/24-25 Управление Росреестра (Майский отдел) уведомило Администрацию с.п.с. Ново-Ивановское об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и выдаче свидетельства, сославшись на отсутствие документов, необходимых для государственной регистрации ранее возникшего права на недвижимое имущество.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на земельный участок не соответствует закону и нарушает права Администрации с.п.с. Ново-Ивановское, она обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии счастью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пунктам 52, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии спунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексов Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ). В силустатьи 9 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены в статье 18 Закона о регистрации, впункте 1 которой определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение и переход прав на недвижимость, должны соответствовать требованиям законодательства и содержать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр прав.
В соответствии спунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных впункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Впункте 1 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества(абзац 8) ; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав(абзац 10).
Пунктом 5 статьи 2 ипунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации предусмотрено право заинтересованного лица оспорить в судебном порядке отказ в государственной регистрации прав.
Статьей 13 названного закона закреплено, что регистрирующий орган осуществляет правовую экспертизу документов. Основанием к отказу в регистрации права собственности послужило то обстоятельство, что местная Администрация Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики должна была представить документы на государственную регистрацию своего ранее возникшего права собственности на данный земельный участок до государственной регистрации перехода права собственности к Администрации с.п.с. Ново-Ивановское.
В соответствии сабзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно кадастровому паспорту от 08.11.2012 земельный участок площадью 69 кв. м., расположенный по адресу: КБР, Майский район, с.Ново-Ивановское, ул.Ленина, 160, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер кадастровый номер 07:03:0900009:192.
Орган местного самоуправления района, издав постановление N 557 от 15.11.2012, распорядился земельным участком в пределах полномочий наделенных действующим законодательством.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно статьям 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Вместе с тем согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрации обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
Проанализировав вышеперечисленные правовые нормы, исследовав представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что в рассматриваемом случае не требовалось представлять в уполномоченный орган документы в подтверждение государственной регистрации ранее возникших прав на рассматриваемый земельный участок.
Поскольку документы, представленные Администрацией с.п.с. Ново-Ивановское на государственную регистрацию права собственности, соответствовали требованиям, установленным статьей 20 Закона о регистрации прав и действующему законодательству оснований для отказа в проведении государственной регистрации не имелось.
На основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным отказ Управления Росреестра в регистрации права собственности и в порядке восстановления нарушенных прав обязал регистрирующий орган осуществить соответствующие регистрационные действия.
Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.10.2013 по делу N А20-354/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-354/2013
Истец: Муниципальное учреждение "Местная администрация сельского поселения Ново-Ивановское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: Местная администрация Майского муниципального района КБР, Министерство имущественных и земельных отношений КБР, ОАО "МТС", Территориальное управление по управлению гос имуществом по КБР