Почему люди вас не слышат
"Они могут забыть то, что вы им сказали, но они
никогда не забудут, что они при этом чувствовали".
Карл Бюхнер
Вы все еще верите в сказку про то, что другие люди должны слушать вас, когда вы говорите? Возможно, ваши родители, затаив дыхание, ждали, когда вы произнесете первые в вашей жизни слова. Удивительно, как много людей с тех пор вас не слышали или не понимали.
Правда: Мы привыкли думать, что информация, которую мы проговариваем, доходит до слуха людей и сразу попадает в их мышление и сознание. А потом они действуют с учетом полученной информации. Здорово, если бы все было так просто. Теперь мы знаем, что вся информация сначала фильтруется примитивным мозгом, затем эмоциональным и социальным мозгом, а потом уже оформляется в мысли. Чтобы создать интерпретацию того, что вы хотели сказать, мозг сначала собирает кусочки слов, связывает их с тем, что слушающий уже знает, и проверяет, хочет ли он узнать что-то еще по теме разговора. Даже если собеседник совершенно четко уловил ваше намерение, вы ко всему прочему еще и боретесь за его внимание с его постоянными внутренними комментариями про прошлое, будущее или то, что будут показывать сегодня по телевизору. В головах большинства людей этот диалог звучит постоянно.
Вам надо присоединиться к человеку, прежде чем начинать говорить.
Подсказка N 1. Если вы заметили, что вас не слушают, не расстраивайтесь. Попробуйте сделать что-нибудь еще. Возможно, человек неправильно истолковал ваше намерение или ваше утверждение не совсем точно отразилось в его сознании. Не повторяйте те же слова, перефразируйте.
Подсказка N 2. Начните с интереса собеседника. Скажите сначала, почему ему стоит обратить внимание на то, что вы говорите. Чем это может ему помочь? Почему вам так важно, чтобы он вас выслушал? Заявите это в самом начале. Если вы хотите быть услышанным, пробудите эмоции человека. Объясните, что ваше намерение это сказать направлено на то, чтобы сделать что-то хорошее для него и/или для вас.
Подсказка N 3. Когда вы объясняете человеку, почему вы хотите ему что-либо сказать, не используйте страхи и говорите ему правду (не пытайтесь манипулировать). Примитивный мозг настроен на распознание угрозы и неискренности. Он заставляет мышцы напрягаться, а сердце - биться быстрее. В этом случае человек либо начинает защищаться действиями или словами, либо закрывает сознание для восприятия.
Подсказка N 4. Ясно формулируйте свои ожидания относительно того, что вы хотите, чтобы человек сделал с полученной информацией. Его восприятие будет расходиться с вашим намерением, пока вы не конкретизируете детали, включая, например, сроки, если они у вас есть.
Подсказка N 5. Организуйте свои чувства. Чувствительные нейроны мозга вашего собеседника считывают и распознают ваши эмоции еще до того, как вы начали говорить. Если вы ощущаете страх, гнев, раздражение, испытываете фрустрацию или находитесь в состоянии стресса, все эти чувства передаются слушающему и становятся фильтром восприятия ваших слов. Прежде чем начать говорить, выберите эмоцию, которую вы хотите передавать своим образом, и укорените ее в своем теле. Настройтесь и сохраняйте ее.
М. Рейнолдс,
президент компании
Covisioning (США)
"Кадровый менеджмент", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811