Эмоциональный банковский счет.
Вложения в него сегодня приносят серьезные дивиденды завтра
Инвестиции в человеческий капитал, в его обучение и развитие являются наиболее важным инструментом, без которого сегодня не может быть успешным ни одно предприятие.
Не приходится спорить о важности мер материального стимулирования и связанных с ним прямых инвестиционных затрат. Однако сугубо прагматичный подход, имеющий в своей основе лишь финансовые выкладки, оставляет невостребованными другие формы инвестирования, которые на первый взгляд носят косвенный характер, но по силе своего воздействия могут дать эффект больший, чем прямые денежные вливания. Если мы говорим об инвестировании и при этом не собираемся вкладывать капитал, то о чем же тогда идет речь? В своей книге "Семь навыков высокоэффективных людей" Стивен Кови ввел меткую метафору, сравнивая человеческие отношения с "эмоциональным банковским счетом". Всякий раз, совершая какие-либо поступки, затрагивающие интересы других людей, мы либо пополняем, либо опустошаем виртуальный счет доверия и хорошего отношения. Предлагая свою помощь и поддержку, проявляя эмпатию и искреннюю заинтересованность в других людях, мы вносим средства на эмоциональный счет, открытый на наше имя, тем самым гарантируя открытие себе в случае необходимости кредитной линии в будущем. Таким образом, наши шансы на ответные позитивные действия со стороны партнера сильно повышаются. Напротив, проявляя бестактность и игнорирование интересов других людей в силу самых разных как объективных, так и субъективных причин, мы наносим серьезный урон своему "счету". Иногда, особенно в конфликтных ситуациях, мы заходим так далеко, что влезаем в "овердрафт", и тогда приходится прилагать немалые усилия для восстановления хотя бы "нулевого баланса" нейтральных отношений, преодолевая сопротивление открытой враждебности.
Руководителям любого звена следует помнить о том, что человеческие потребности простираются далеко за пределы удовлетворения материальных запросов. Современному менеджеру нужно заботиться не только о финансовом счете своих подчиненных, состояние которого не заставляло бы их смотреть на сторону в поисках лучшей жизни у конкурентов, но и о том, чтобы не пришел к банкротству их счет эмоциональный. Как известно, люди приходят на работу, а уходят от начальника. Портфель эмоциональных инвестиций широк, оставляет большой простор для личной инициативы и фантазии, не требует вложения денег, но в пределах мира, в котором мы живем, ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда. Какие-то затраты необходимы. Какие же?
Время вперед!
Время - один из самых дорогостоящих личных ресурсов любого человека. Он невосполним и неповторим. Потратив время на что-то одно, мы не уделяем его всему остальному, его невозможно открутить назад и прожить по-другому. Выбрав время, чтобы задержаться на работе и подготовить качественный отчет, а затем удачно выступить на конференции, мы не пойдем в кино, не прочитаем интересную книгу, не погуляем с детьми, не проведем вечер в кругу старых друзей... Именно поэтому время столь драгоценно. Его вечная нехватка и течение лишь в одном направлении уравнивает всех людей вне зависимости от статуса и положения, делая его универсальной валютой. Руководитель, задумывающийся о необходимости инвестиций в своих подчиненных, должен быть готов тратить свое время на беседы, информирование людей о том, что происходит "наверху", выслушивание проблем и совместные поиски их решений. Планируя свое рабочее время, менеджеру нужно резервировать до 40% на неожиданные посещения, телефонные звонки и другие обращения, требующие совета, разъяснения, комментария или другого участия.
Внимание! Еще раз внимание!
Время, потраченное на взаимодействие со своей командой, должно быть качественным, т.е. иметь в центре внимания то, что происходит здесь и сейчас. Разговаривая с людьми, не следует отвлекаться на другие дела, сколько бы большим ни был соблазн. Пускай останутся без ответа какие-то телефонные звонки, а какие-то бумаги перейдут из разряда важных в разряд срочных, но человек, сидящий перед вами, останется в фокусе вашего безраздельного внимания. Инвестировать свое внимание - задача далеко не такая простая, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, это требует развитого умения слушать и проявлять эмпатию. Эмпатия - это понимание чувств другого человека, она необязательно предусматривает симпатию, т.е. согласие и принятие. Тонкую грань между эмпатией и симпатией бывает трудно провести, слишком большим оказывается соблазн разделить мнение собеседника или опровергнуть его. Мастерство руководителя во многом заключается в том, чтобы научиться сопереживать отстраненно, понимая, но необязательно соглашаясь. Кстати сказать, многие люди, делясь своими мыслями и чувствами, не столько ищут поддержки, сколько внимания и возможности проговорить вслух заинтересованной и авторитетной аудитории (каковой в идеале является руководитель) то, что их волнует.
С вами признание и успех
Еще одним важным вкладом на эмоциональный счет является открытость и искренность отношений. Многие ошибочно полагают, что открытость ослабляет позиции, ведя к уязвимости и проигрышу во взаимоотношениях с другими людьми. Наоборот, цельность натуры, сопровождающаяся наличием внутренней позиции и смелостью быть искренним в ее проявлении, многократно повышает шансы на признание и успех. Безусловно, в открытой позиции есть определенный риск использования ее против ваших интересов. Но риск можно снизить, если нельзя избавиться от него вовсе, если воспитать в себе способность думать только то, что можно сказать вслух, причем, прежде всего, тому человеку, которому ваши эмоции и чувства посвящены. Если мнение, обсужденное в курилке, совпадает с тем, которое человек может высказать в лицо, то авторитет его среди окружающих будет чрезвычайно высок, что, согласитесь, не будет лишним ни для одного руководителя.
Открытость требует высокой внутренней требовательности к себе, чтобы любые суждения, пусть даже самого критического толка, было не стыдно обнародовать и высказать в такой форме, чтобы не нанести оскорбления оппоненту. С другой стороны, нужно научиться быть смелым, чтобы высказывать вслух мнение, отличное от других, или несогласие с окружающими, а с подчиненными - свое недовольство их действиями или бездействием. Хорошим тренингом таких навыков может стать предоставление регулярной обратной связи - как позитивной, так и конструктивной. Любая похвала пополнит ваш эмоциональный банковский счет, а правильная критика - как минимум, не приведет к снятию средств с него, а как максимум - поможет внести коррективы в то, что вызывает напряжение в работе. Более того, отложенный негатив всегда ведет к усугублению проблемы. Будучи законсервированным, он накапливает в себе токсины, способные нанести значительный ущерб здоровым отношениям. Воспитание в себе высокой эмоциональной компетентности поможет выбрать правильные средства самовыражения в затруднительных ситуациях.
Больше доверяйте!
Главной работой руководителя является достижение устойчивых высоких результатов через других людей. Для большинства менеджеров, выросших из специалистов в некоторой области, делегирование полномочий вниз является большой проблемой. Зная заведомо, что подчиненный не справится так же хорошо с поставленной задачей, как он сам, руководитель имеет тенденцию разбивать весь проект на отдельные составляющие, поручая своим подчиненным наименее значимые части. Такое делегирование лишает людей возможности увидеть всю картину целиком и почувствовать свою ответственность за конечный результат. Более того, осознание себя лишь "пешками" в серьезной игре снижает заинтересованность и в конечном счете общую эффективность.
Н. Туркулец,
hr-менеджер компании
Salym Petrolium Development
"Кадровый менеджмент", N 4, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровый менеджмент"
Издатель: ООО "Бизнес Медиа Коммуникации".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-15494 от 20.05.2003
Адрес: 119017, Москва, М. Толмачевский пер., 1
Телефон для оформления подписки: (495) 101-3676
Телефон для связи с редакцией: (495) 933-5445, 105-7743
E-mail: info@hr.ru (с пометкой "Письмо в редакцию")
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 82129;
- по каталогу "Пресса России" - 87811