город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2013 г. |
дело N А32-18978/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2013 по делу N А32-18978/2013, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению Департамента образования администрации муниципального образования г. Краснодар
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент образования администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - Департамент образования) обратился в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2013 N 1.13/505-4/1-1 о привлечении Департамента образования МО г. Краснодар к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 170000 рублей.
Решением суда от 18.10.2013 постановление признано незаконным и отменено в части штрафа в размере 70000 рублей, превышающего минимальный размер санкции, установленной статьей 8.2 КоАП РФ. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом не доказано наличие в действиях Департамента состава административного правонарушения и вины в его совершении.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Департамента образования в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Департамента.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 03.04.2013 N 1.13/505 инспекторами Министерства природных ресурсов Краснодарского края проведена плановая выездная проверка соблюдения Департаментом образования администрации муниципального образования город Краснодар требований экологического законодательства при осуществлении деятельности на следующих территориях: 1) г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150 (свидетельство о государственной регистрации права от 09.11.2012 серия 23-АЛ N 264116); 2) г. Краснодар, ул. Селезнева, 114 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 31.10.2011 N 880), 3) г. Краснодар, ул. Северная, 269 (приказ об изъятии и передаче муниципального имущества от 25.06.2012 N583).
В ходе проверки выявлены следующие обстоятельства совершения Департаментом правонауршения.
Основными функциями департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар согласно Положению являются: организация предоставления общедоступного и бесплатного общего, а также дополнительного образования на территории муниципального образования, организация отдыха детей в каникулярное время и др. Согласно сведениям общества Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год по данным департамента образования - на 01.01.2013 года составляет 68 человек.
Департаментом представлен договор от 05.05.2011 N 5042 на поставку тепловой энергии с ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", а также договор (муниципальный контракт) от 01.02.2012 N 7887 на поставку питьевой воды и прием сточных вод с ООО "Краснодар Водоканал" для помещений, расположенных по адресу г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150.
Освещение помещений осуществляется люминесцентными ртутьсодержащими лампами.
Для выполнения функций департамент располагает автотранспортным средством. Обслуживание и ремонт автомобиля осуществляется сторонними организациями (представлен договор с ООО "ДВС-Авто" на ремонт и техническое обслуживание N 16 от 14.01.2013).
Предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно, при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных помещений у департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар образуются и временно размещаются (накапливаются) отходи производства и потребления различного класса опасности для окружающей среды в соответствии с ФККО, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4 класс опасности в соответствии с ФККО): ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак: обтирочный материал, загрязненный маслами: - масла автомобильные отработанные: аккумуляторы отработанные: покрышки - отработанные: фильтры масляные отработанные, картриджи отработанные: отходы отработанной оргтехники: отходы бумаги и картона и др., а также осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов, что подтверждается проведенной проверкой, паспортами опасных отходов, журналами учета отходов за 2012 год, расчетам платы за НВОС, актами ремонта автомобиля Шевроле Эпика от 14.01.2013 N016 и от 01.04.2013 N223, фотоматериалами и другими материалами дела.
Также представлен договор N 476/БСП от 28.02.2012 с ОАО "Мусороуборочная компания" на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности с территории площадки по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 150, а также акты выполненных работ за 2012 год. По остальным площадкам сведения о передаче образующихся в 2012 году отходов отсутствуют.
Представлен договор поставки макулатуры с СП ООО "Тиссю-бумага" от 17.09.2012 N 397, а также акт выполненных работ. Заключены договоры о намерениях: 1) с ООО "Агентство "Ртутная безопасность" (от 13.10.2011 N 2789) на передачу отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных покрышек, нефтесодержащих отходов: 2) с ООО "Сигнал-СТ" (от 27.04.2012 N 134) на передачу отработанной оргтехники. Вместе с тем, акты выполненных работ не представлены.
Таким образом, департамент образования администрации муниципального образования город Краснодар является участником отношений в области обращения с отходами производства и потребления и оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: представлена "Инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп", утвержденная директором Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар Гамзаевым Иосифом Мусаевичем в 2012 году, (число и дата не проставлены). Согласно данной инструкции потребители ртутьсодержащих ламп осуществляют накопление ртутьсодержащих ламп отдельно от других видов отходов в специальной таре. Сбор ламп от потребителей осуществляется специализированными организациями. Данных о наличии специальной тары у "потребителей ртутьсодержащих ламп" - структурных подразделений департамента образования не представлено. Актов выполненных работ по утилизации ртутьсодержащих отходов за 2012 год й 1 квартал 2013 года не представлено.
Департаментом не представлены разработанные паспорта на следующие виды отходов: фильтры масляные автомобильные отработанные, фильтры воздушные автомобильные отработанные, отходы отработанной оргтехники, картриджи отработанные.
На момент проведения проверки порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами департаментом не разработан и не согласован с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
Лица, которые допущены к обращению с отходами 1-4 класса опасности, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Департаментом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получен документ об утверждении лимитов на размещение отходов от 27.08.2012 N 01113. Однако в их составе не учтены отходы, образующиеся и накапливаемые на территории дополнительных офисов по адресам: г. Краснодар, ул. Селезнева. 114; г. Краснодар, ул. Северная. 269.
Места временного накопления отходов 4 класса опасности не организованы в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г. Отходы производства и потребления 4 класса опасности, размещенные в контейнерах, не защищены от воздействия атмосферных осадков (контейнеры без крышек).
Согласно договора от 28.02.2012 N 476/БСП с ОАО "Мусороуборочная компания" на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности с территории площадки по адресу; г. Краснодар, ул. Коммунаров. 150, исполнитель - ОАО "Мусороуборочная компания" обязуется оказывать УСЛУГИ ПО сбору и транспортировке отходов. Согласно п. 3.1.3 договора при необходимости ОАО "Мусороуборочная компания" своими силами с использованием собственных средств и материалов может оборудовать контейнерную площадку. В этом случае контейнерная площадка является собственностью ОАО "Мусороуборочная компания" и передается Заказчику с оформлением акта приема-передачи. На момент проверки данный акт не представлен, документов, подтверждающих нахождение контейнерной площадки в собственности ОАО "Мусороуборочная компания" не представлено.
На рассмотрение дела об административном правонарушении представлен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, утвержденный директором Департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар Гамзаевым Иосифом Мусаевичем в 2012 году, но не согласованный в соответствии с требованиями действующего законодательства с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края. Представлено письмо в адрес Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 26.04.2013 исх. N 30-08-1714 "О паспортах опасных отходов".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 14.05.2013 N 1.13/505-1. По результатам проверки Департаменту выдано предписание N 1.13/505-2 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В связи с выявленными нарушениями государственным инспектором Краснодарского края по охране природы в отношении Департамента образования составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2013 N 1.13/5054/1 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Протокол составлен с участием представителя Департамента.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Краснодарского края вынесено постановление от 06.06.2013 N 1.13/505-4/1-1 о привлечении Департамента образования МО г. Краснодар к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 170000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя Департамента.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, департамент оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Департамент на своей территории складировал и хранил отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, действия департамента квалифицируются судом как накопление отходов применительно к положениям Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, департамент, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 14 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2). На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона об отходах производства и потребления лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару (пункт 7 Правил N 681).
Согласно пункту 14 данных Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 26 Федерального закона об отходах производства и потребления юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2).
Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов регламентированы Порядком представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов отчетный период составляет один календарный год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 3 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается нарушение Департаментом приведенных требований законодательства в области обращения отходов производства и потребления.
Департамент образования администрации муниципального образования г. Краснодар как лицо, осуществляющее накопление отходов с нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при накоплении отходов, департамент не обеспечил выполнение установленных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Департамента о недоказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается актом проверки от 14.05.2013 N 1.13/505-1, протоколом об административном правонарушении, составленными уполномоченным должностным лицом и являющимися надлежащими доказательствами по делу. Указанные документы составлены уполномоченными лицами и подтверждают факты накопления отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований. Проверка проведена с участием директора департамента.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Департаментом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения обязанностей, возложенных на него законодательством об обращении отходов производства.
С учетом изложенного, материалами дела подтверждается виновное совершение департаментом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, являющихся основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, Министерством не допущено.
Постановление изменено судом первой инстанции в части назначенного административного штрафа с учетом отсутствия доказательств наличия обстоятельств, отягчающих ответственность Департамента.
В указанной части решение суда не оспорено участвующими в деле лицами.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 18.10.2013 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18 октября 2013 года по делу А32-18978/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18978/2013
Истец: Департамент образования администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамент образовния администрации муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК