Обеспечение учреждений здравоохранения оборудованием для оказания
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
и больным с сосудистыми заболеваниями
Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования на проведение мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, больным с сосудистыми заболеваниями. В данной статье рассмотрим порядок доведения объемов финансирования этих мероприятий до бюджетов субъектов РФ и передачи оборудования учреждениям здравоохранения.
Статьей 10 Федерального закона N 198-ФЗ определены особенности использования бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения. В частности, п. 9, 10 этой статьи предусмотрено, что Правительство РФ направляет в устанавливаемом им порядке бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование:
- организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями.
В целях реализации этих мероприятий Правительством РФ были изданы:
- Постановление N 1012*(1);
- Постановление N 1013*(2).
Данными документами утверждены правила:
- финансового обеспечения в 2008 году расходов федерального бюджета на реализацию вышеперечисленных мероприятий;
- предоставления в 2008 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий на закупку оборудования;
- передачи оборудования в федеральные учреждения здравоохранения и субъекты РФ.
Ознакомимся с ними подробнее.
Правила финансового обеспечения
Выделению бюджетных ассигнований для приобретения оборудования и санитарного автотранспорта предшествуют определенные мероприятия. Так, в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию до 20.02.2008 должны были быть представлены заявки, которые составляются Федеральным медико-биологическим агентством, Российской академией медицинских наук, Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи на основании перечней, утвержденных Минздравсоцразвития. В заявках перечисляются виды оборудования, санитарного автотранспорта и объемы их поставок в определенные постановлениями N 1012 и 1013 учреждения здравоохранения.
Представленные заявки рассматриваются Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию, утверждаются объемы поставок. Затем сведения об утвержденных объемах оборудования и санитарного автотранспорта доводятся до учреждений, представивших заявки.
Предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ
субсидий на закупку оборудования
Бюджетам субъектов РФ ассигнования на приобретение оборудования выделяются в виде субсидий. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию заключает с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ соглашения о реализации мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, по форме, утвержденной Минздравсоцразвития.
Предоставление субсидий Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию осуществляется только при условии выделения из бюджетов субъектов РФ необходимых бюджетных ассигнований и выполнении до 01.06.2008 органами исполнительной власти субъектов РФ следующих условий:
- выделение и подготовка помещений для оборудования;
- обеспечение подготовки медицинских кадров;
- утверждение высшим органом исполнительной власти субъекта РФ порядка передачи при необходимости оборудования в собственность муниципального образования.
Кроме того, в соглашениях указывается перечень мероприятий по созданию регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений в субъекте РФ по оказанию помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Также высшие органы исполнительной власти субъекта РФ утверждают зоны ответственности учреждений здравоохранения субъекта РФ и муниципальных образований по организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (вдоль федеральной автомобильной дороги).
После предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию информации о выполнении всех вышеуказанных условий выделенные субсидии перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ.
Учет операций по кассовым расходам бюджета субъекта РФ, источником финансирования которых являются субсидии, осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов РФ в территориальных органах Федерального казначейства.
Однако высший орган исполнительной власти субъекта РФ вправе выбрать вариант получения субсидий в виде компенсации произведенных кассовых расходов бюджета субъекта РФ. Решение о выборе такого варианта получения субсидии он направляет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. Последний передает полученную информацию в Федеральное казначейство для последующего доведения ее до управлений Федерального казначейства по субъектам РФ.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и поставках оборудования по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития. Данный отчет представляется не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Следует обратить внимание, что в случае выбора варианта получения субсидии в виде компенсации произведенных кассовых расходов отчет за IV квартал представляется не позднее первой половины декабря текущего финансового года. Компенсация произведенных кассовых расходов бюджетов субъектов РФ производится только на основании указанного отчета.
Если по окончании финансового года имеется остаток неиспользованных субсидий, потребность в которых сохраняется, то он подлежит использованию в очередном финансовом году на те же цели и в том же порядке.
В случае установления Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию отсутствия потребности субъекта РФ в указанных субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета. Если по каким-либо причинам данный остаток не будет перечислен в доход федерального бюджета, он подлежит взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Минфином.
Порядок передачи оборудования
Согласно п. 3 постановлений N 1012, 1013 поставка оборудования и санитарного автотранспорта для федеральных учреждений здравоохранения и санитарного автотранспорта для субъектов РФ осуществляется централизованно. Рассмотрим правила передачи оборудования и его документальное оформление.
Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в соответствии с утвержденными объемами поставок оборудования и санитарного автотранспорта осуществляется в установленном законодательством РФ порядке размещение заказов на их централизованную поставку путем проведения торгов и заключение государственных контрактов. При размещении заказов на поставку оборудования и санитарного автотранспорта необходимо предусматривать в государственных контрактах такие условия, как:
- обеспечение доставки оборудования и санитарного автотранспорта учреждениям-получателям, а также монтаж соответствующего оборудования и пусконаладочных работ;
- оплата на основании оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих доставку оборудования и санитарного автотранспорта учреждениям-получателям, актов их приема-передачи и ввода в эксплуатацию.
Рассмотрим, как следует отразить операции по поступлению и передаче медицинского оборудования и санитарного автотранспорта в бухгалтерском учете. Применить в целом положения части IV Инструкции N 25н*(3) для отражения операций по централизованному снабжению материальными ценностями в данном случае не представляется возможным, поскольку рассмотренные нормы постановлений N 1012, 1013 предусматривают несколько иной подход, в отличие от положений Инструкции N 25н, к порядку учета поступления и передачи оборудования и санитарного автотранспорта, а также к документальному оформлению данных операций. В связи с этим автор предлагает свой вариант отражения операций по поступлению и передаче оборудования и санитарного автотранспорта. Условно его можно разделить на следующие этапы.
Поступление оборудования в учреждения здравоохранения
Организации, осуществляющие поставку оборудования и санитарного автотранспорта в соответствии с заключенными контрактами, производят их доставку до учреждений-получателей. Учреждения-получатели с момента получения оборудования или санитарного автотранспорта от организации-поставщика обеспечивают их сохранность. Иными словами, до ввода в эксплуатацию медицинского оборудования и санитарного автотранспорта и до передачи оформленных актов приема-передачи учреждения-получатели принимают их на ответственное хранение, поэтому их следует учитывать на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Учреждением здравоохранения от организации-поставщика (в рамках государственного контракта) принято на ответственное хранение медицинское оборудование в количестве 5 единиц на сумму 170 000 руб. Оборудование требует монтажа, который производится силами организации-поставщика.
В данном случае медицинское оборудование подлежит учету на забалансовом счете:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Принято на ответственное хранение медицинское оборудование | 02 | 170 000 |
Организации-поставщики производят работы по вводу оборудования или санитарного автотранспорта в эксплуатацию. По завершении этих работ в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию ими представляются документы, подтверждающие поставку оборудования или санитарного автотранспорта (товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи и ввода в эксплуатацию).
Предоставление сведений о доставке оборудования в федеральные
органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов РФ
Учреждения-получатели в течение двух рабочих дней с даты ввода оборудования или санитарного автотранспорта в эксплуатацию также направляют в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, Федеральное медико-биологическое агентство, Российскую академию медицинских наук, в органы исполнительной власти субъектов РФ (при закупке оборудования и санитарного автотранспорта для оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях), в ведении которых они находятся, копии документов, подтверждающих доставку оборудования или санитарного автотранспорта, актов их приема-передачи и ввода в эксплуатацию.
Отражение в учете поступления оборудования
в учреждения здравоохранения
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию в течение 10 рабочих дней с даты получения вышеперечисленных документов осуществляет постановку оборудования и санитарного автотранспорта на учет. Кроме того, им составляется по каждому учреждению-получателю опись оборудования или санитарного автотранспорта (с указанием вида, количества, стоимости) и издается распорядительный акт (с описью) о их передаче в Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, Федеральное медико-биологическое агентство, Российскую академию медицинских наук, в органы исполнительной власти субъектов РФ.
В течение трех рабочих дней с даты издания распорядительного акта Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в вышеперечисленные учреждения направляются акты приема-передачи оборудования в оперативное управление или санитарного автотранспорта в собственность субъектов РФ в количестве двух экземпляров (с описью) с указанием по каждому учреждению-получателю наименования, вида, количества и стоимости оборудования или санитарного автотранспорта. Продолжим наш пример.
Оборудование, поступившее в учреждение здравоохранения, указанное в примере 1, принимается к учету у заказчика размещения государственного заказа на основании предъявленных, оформленных в установленном порядке документов. Издан распорядительный акт о передаче их в подведомственные ему учреждения. Произведена оплата поставленного оборудования.
В регистрах бюджетного учета заказчика данные операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Принято к учету медицинское оборудование | 1 101 04 310 | 1 302 19 730 | 170 000 |
Отражена передача об орудования согласно распорядительному акту в подведомственные заказчику учреждения |
1 304 04 310 | 1 101 04 410 | 170 000 |
Произведена оплата в веденного в эксплуатацию оборудования |
1 302 19 830 | 1 304 05 310 | 170 000 |
На основании распорядительного акта и акта приема-передачи медицинское оборудование принято к учету в подведомственном заказчику учреждении (Федеральное медико-биологическое агентство). Оформлены акты о передаче оборудования в учреждения-получатели.
Эти операции сопровождаются следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Учреждение, подведомственное заказчику (Федеральное медико-биологическое агентство) | |||
Принято к учету медицинское оборудование от заказчика на основании акта приема-передачи |
1 304 04 310 | 1 304 04 310 | 170 000 |
Отражена передача об орудования в оперативное управление учреждениям-получателям согласно оформленным актам приема-передачи |
1 304 04 310 | 1 304 04 310 | 170 000 |
Учреждение - получатель оборудования | |||
Принято к учету оборудование согласно акту приема-передачи |
1 304 04 310 | 1 304 04 310 | 170 000 |
Одновременно отражено снятие медицинского оборудования с забалансового учета |
02 | 170 000 |
Проведение контрольных и документальных мероприятий по поставке
оборудования и его отражению в бухгалтерском учете
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, Федеральное медико-биологическое агентство, Российская академия медицинских наук, органы исполнительной власти субъектов РФ в течение 10 рабочих дней с даты получения акта приемки-передачи оборудования или санитарного автотранспорта:
- проверяют совместно с учреждениями-получателями наличие поставленного оборудования или санитарного автотранспорта;
- оформляют 2 экземпляра акта приема-передачи, подписывают их, заверяют своей печатью и направляют 1 экземпляр в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
- осуществляют постановку оборудования или санитарного автотранспорта на учет;
- издают распорядительный акт об их передаче в оперативное управление учреждениям-получателям.
Передача в собственность субъектов РФ санитарного автотранспорта
В случае необходимости передачи санитарного автотранспорта в собственность муниципального образования орган исполнительной власти субъекта РФ в течение трех рабочих дней с даты издания распорядительного акта Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию направляет в исполнительный орган муниципального образования акт приема-передачи санитарного автотранспорта в двух экземплярах (с описью) с указанием по каждому учреждению-получателю вида, количества и стоимости санитарного автотранспорта.
В свою очередь исполнительный орган муниципального образования в течение пяти рабочих дней с даты получения акта приема-передачи санитарного автотранспорта:
- проверяет совместно с учреждениями-получателями наличие поставленного санитарного автотранспорта;
- оформляет 2 экземпляра акта приема-передачи, подписывает их, заверяет своей печатью и направляет 1 экземпляр в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
- осуществляет постановку санитарного автотранспорта на учет;
- составляет по каждому учреждению-получателю опись с указанием вида санитарного автотранспорта, его количества и стоимости;
- издает распорядительный акт (с описью) о передаче санитарного автотранспорта в оперативное управление учреждений здравоохранения муниципального образования.
Выше мы рассмотрели порядок отражения операций по централизованному поступлению медицинского оборудования и санитарного автотранспорта в учреждения-получатели, подведомственные заказчику.
Поскольку санитарный автотранспорт поступает в централизованном порядке для оснащения им учреждений здравоохранения, состоящих на других бюджетах бюджетной системы РФ (бюджеты субъектов РФ), учет будет несколько отличаться от рассмотренного выше.
Заказчиком заключен государственный контракт на приобретение санитарного автотранспорта, в том числе для учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта РФ. Организацией-поставщиком доставлен санитарный автотранспорт в количестве 5 единиц на сумму 4 000 тыс. руб. После его ввода в эксплуатацию оформлены акты приема-передачи и ввода в эксплуатацю. Получен акт приема-передачи от органа исполнительной власти субъекта РФ на передачу в оперативное управление учреждению санитарного автотранспорта.
В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующими проводками:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
У заказчика | |||
Принят к учету санитарный автотранспорт согласно акту приема-передачи и ввода в эксплуатацию |
1 101 04 310 | 1 302 19 730 | 4 000 000 |
Отражена передача санитарного автотранспорта согласно распорядительному акту в органы исполнительной власти субъекта РФ |
1 401 01 251 | 1 101 04 410 | 4 000 000 |
Произведена оплата в веденного в эксплуатацию оборудования |
1 302 19 830 | 1 304 05 310 | 4 000 000 |
У исполнительного органа субъекта РФ | |||
Принят к учету санитарный автотранспорт от заказчика на основании акта приемапередачи |
1 101 04 310 | 1 401 01 151 | 4 000 000 |
Отражена передача об орудования в оперативное управление учреждению-получателю согласно оформленным актам приема-передачи |
1 101 04 310 | 1 101 04 310 | 4 000 000 |
У учреждения-получателя | |||
Принят на ответственное хранение санитарный автотранспорт |
02 | 4 000 000 | |
Принят к учету санитарный автотранспорт согласно акту приема-передачи |
1 101 04 310 | 1 101 04 310 | 4 000 000 |
Одновременно отражено снятие санитарного автотранспорта с забалансового учета |
02 | 4 000 000 |
И. Зернова,
зам. главного редактора журнала Бюджетные учреждения
образования: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1012 "О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований Федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями".
*(2) Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1013 "О финансовом обеспечении в 2008 году за счет ассигнований Федерального бюджета мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях".
*(3) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"