г. Томск |
|
17 декабря 2013 г. |
Дело N А45-7595/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Полосина А.Л.
судей Бородулиной И.И., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Фролов А.В. по доверенности от 02.12.2013 года (сроком на 1 год)
от заинтересованного лица: Кочнева М.В., директор, на основании приказа N 3-К от 12.07.2013 года, Фокина А.С. по доверенности от 28.05.2013 года (сроком до 28.05.2014 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск (N 07АП-6413/13)
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25 июня 2013 года по делу N А45-7595/2013
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Акорекс-Сибирь", г. Новосибирск (ИНН 5405415919, ОГРН 1105476023685)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее по тексту - заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Акорекс-Сибирь" (далее по тексту - заинтересованное лицо, Общество, ООО "Акорекс-Сибирь") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ за осуществление оборота алкогольной продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июня 2013 года изменить в мотивировочной части, установив в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, отменить в части возврата арестованной алкогольной продукции и принять в указанной части новый судебный акт об изъятии алкогольной продукции в общем количестве 18 423 бутылок из незаконного оборота.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу апеллянта не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв Общества приобщен к материалам дела.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2013 года, с учетом мнения сторон, производство по делу N А45-7595/2013 приостановлено до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации полного текста судебного акта по делу N ВАС-1432/2013 и размещения его на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением суда от 12 декабря 2013 года производство по делу N А45-7595/2013 возобновлено.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям; представители Общества возражали против доводов жалобы административного органа, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество имело лицензию серии А 647335 регистрационный номер 21580 на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 10.05.2011 года сроком действия до 10.05.2013 года по адресу: 630027, г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 7/2 литер А2, номер по плану 37.
04.04.2013 года в рамках административного расследования должностным лицом Управления произведен осмотр офисного помещения по адресу: 630039, г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, д. 62, офис N 7 (комнаты N8, 11, 14, согласно договору субаренды от 01.04.2012 года N ДАО-52).
В ходе осмотра офисного помещения N 7 в комнате N 8 обнаружена алкогольная продукция, принадлежащая Обществу, хранение которой осуществлялось без соответствующей лицензии, в общем количестве 318 бутылок (протокол осмотра от 04.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360).
На алкогольную продукцию, оборот (хранение) которой осуществлялся без соответствующей лицензии, в количестве 313 бутылок, административным органом наложен арест согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 04.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360.
Кроме того, в рамках административного расследования 09.04.2013 года Управлением произведен осмотр складского помещения по адресу: 630039, г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, д. 62.
При проведении осмотра складского помещения обнаружена алкогольная продукция, принадлежащая заявителю, хранение которой осуществлялось без соответствующей лицензии в количестве 18 110 бутылок (протокол осмотра от 09.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360/1).
Документов, подтверждающих право пользования складским помещением по адресу: 630039, г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, д. 62, ООО "Акорекс-Сибирь" не представило.
В перечень мест, разрешенных для осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции, прилагаемый к лицензии ООО "Акорекс-Сибирь" на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, вышеуказанный адрес также не внесен.
На алкогольную продукцию, оборот (хранение) которой осуществлялся без соответствующей лицензии, в количестве 18 110 бутылок, заинтересованным лицом наложен арест, согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 09.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360/1.
Усмотрев в этих действиях состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении 25.04.2013 года N 6-01/04-43/360 и обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков) и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению.
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ устанавливает, что производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Таким образом, для осуществления каждого из видов деятельности, осуществление которых образует в своей совокупности оборот алкогольной продукции, требуется лицензия, соответствующую пункту 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ.
Как следует из материалов дела, Общество хранило принадлежащую ему алкогольную продукцию не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, а в офисном помещении N 7 по адресу: г. Новосибирск, ул. Панфиловец, 62 и в складском помещении по адресу: г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, 62.
Указанное выше обстоятельство заинтересованным лицом по существу не оспаривается.
Таким образом, в качестве объективной стороны правонарушения Обществу вменен оборот в виде хранения алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Следовательно, допущенное Обществом нарушение подпадает под квалификацию части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований законодательства в области производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Обществом не представлено.
Таким образом, факт правонарушения и вина Общества, выразившаяся в небрежности по отношению к своей обязанности по соблюдению разрешительных требований и условий, являются доказанными.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция находит ошибочными выводы арбитражного суда о том, что допущенное Обществом нарушение в виде хранения алкогольной продукции не подпадает под квалификацию части 4 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку факта оборота в виде хранения произведенной им алкогольной продукции не установлено.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы Управления срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для привлечения Общества к ответственности, истек.
Истечение срока давности привлечения Общества к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При этом апелляционная инстанция отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом: вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
По правилам пункта 1 названной нормы вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.
В силу пункта 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 (ред. от 20.11.2008 года) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статьи 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.
Так, в пункте 15.1 Постановления указано, что арбитражный суд, вынося решение об отказе в привлечении лица к административной ответственности, в том числе по мотиву пропуска установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, не вправе применить административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения.
Вместе с тем в резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктом 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона N 171-ФЗ), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции - в соответствии с Законом N 171-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 статьи 20 настоящего Федерального закона. При этом частью 3 указанной статьи предусмотрено, что изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, спорная алкогольная продукция находилось по адресу: г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, 62 с демонстрационными целями, то есть для привлечения покупателей. Алкогольная продукция, находящаяся на складе по адресу: г. Новосибирск, ул. Панфиловцев, 62 упаковывалась сотрудниками Общества и передавалась покупателям по предоставленным заявкам.
Таким образом, поскольку Общество, как было указано выше, осуществляло оборот алкогольной продукции по адресам, не указанным в лицензии А 647335, то есть без соответствующей лицензии, то изъятый по протоколу ареста товаров и иных вещей этиловый спирт и спиртосодержащая продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем, подлежит изъятию из оборота и уничтожению.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2011 года N 866-О-Очастью 3 статьи 3.7 КоАП РФ предусмотрены случаи изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения. При этом такое изъятие не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает возможность лишения лица имущества, только если последний владеет им незаконно. Данное законоположение не связывает возможность изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения с фактом привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта о том, что алкогольная продукция в количестве 18 423 бутылок, изъятая у Общества в соответствии с протоколами ареста от 04.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360 и от 09.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360/1 и переданная на ответственное хранение, подлежит изъятию из незаконного оборота и передаче соответствующей организации для переработки или уничтожения в порядке, определенном Федеральным Законом от 22.11.1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25 июня 2013 года по делу N А45-7595/2013 в части отказа в изъятии этилового спирта и спиртосодержащей продукции отменить. В указанной части принять новый судебный акт.
Алкогольную продукцию в количестве 18 423 бутылок, изъятую у Общества с ограниченной ответственностью "Акорекс-Сибирь" в соответствии с протоколами ареста от 04.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360 и от 09.04.2013 года N 6-01-06/04-43/360/1 и переданную на ответственное хранение, изъять из незаконного оборота и передать соответствующей организации для переработки или уничтожения в порядке, определенном Федеральным Законом от 22.11.1995 года N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N883 "Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7595/2013
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу МРУ Росалкогольрегулирования, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СФО
Ответчик: ООО "Акорекс-Сибирь"