город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2013 г. |
дело N А32-25324/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Г.А. Сурмаляна, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от третьего лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.10.2013 по делу N А32-25324/2013
по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Темрюкского района
о признании отказа незаконным,
принятое в составе судьи Коржинек Е.Л.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании отказа от 13.06.13 N 44/041/2013-367 в регистрации права собственности на недвижимое имущество нежилое помещение, площадью 287,6 кв.м., находящееся по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Ленина, 48, незаконным и возложении обязанности на УФСР по КК по регистрации права муниципальной собственности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования Темрюкского района (далее - третье лицо).
Решением суда от 17.10.13 администрации в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие действий (решений) регистрирующего органа действующему законодательств.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что администрацией представлены все доказательства подтверждающие возникновение права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 287,6 кв. м., находящегося по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Ленина, 48.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили, управление известило суд о возможности рассмотрения жалобы без участия его представителя.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.06.13г. администрация обратилась в управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, площадью 287,6 кв.м., находящееся по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Ленина, 48.
На регистрацию права муниципальной собственности на спорные объекты администрацией в управление было представлено Решение Совета муниципального образования Темрюкский район N 911 от 30.05.08г., Распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 17.06.08г. N947-р, Распоряжение главы муниципального образования Темрюкского района от 07.06.08 г. N 906-р, кадастровый паспорт помещения, справка БТИ N 181 от 19.12.08 г., акт приема-передачи имущества от 16.06.08г., акт приема-передачи от 25.06.08г., выписка из реестра МО Темрюкского городского поселения Темрюкского района N 01-30/1349 от 17.04.13г.
Из представленных документов следует, что на основании Решения LXVIII Сессии Совета муниципального образования Темрюкский район IV созыва от 30 мая 2008 года N 911 "О передаче из муниципальной собственности муниципального образования Темрюкский район в собственность Темрюкского городского поселения Темрюкского района имущества, в связи с разграничением" нежилые помещения, расположенные на первом этаже и подвальном уровне жилого дома по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 48, 1974 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 315,1 кв.м., переданы из муниципальной собственности муниципального образования Темрюкский район в собственность Темрюкского городского поселения Темрюкского района.
Распоряжением главы МО Темрюкский район от 17.06.08 г. N 906-р "Об изъятии из оперативного управления администрации МО Темрюкский район имущества и передачи его Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района" были изъяты из оперативного управления администрации МО Темрюкский район - нежилые помещения, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 48, общей площадью 209,5 кв.м., балансовой стоимостью 471590 руб., которые были переданы в собственность Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района по акту приема передачи от 25.06.08г.
Распоряжением главы МО Темрюкский район от 07.06.08 г. N 906-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района" муниципальное образование Темрюкский район передало администрации безвозмездно имущество по состоянию на 01.06.08 г. - нежилые помещения, расположенные в подвальном уровне жилого дома по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 48, общей площадью 105,6 кв.м., балансовой стоимостью 407 567,87 руб.
В соответствии с распоряжением главы администрации от 25.06.08г. N 135-р, спорные нежилые помещения закреплены на праве оперативного управления за администрацией.
04.05.09 распоряжением главы администрации N 98-р в связи уточнением площади спорных нежилых помещений внесены изменения в распоряжение главы администрации от 25.06.08г. N 135-р, а именно в данном распоряжении указано "закрепить за Администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района на праве оперативного управления - нежилые помещения, расположенные в подвальном уровне жилого дома по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 48, общей площадью 96,5 кв.м., балансовой стоимостью 407 567,87 руб.; нежилые помещения, расположенные на первом этаже жилого дома по адресу: г. Темрюк, ул. Ленина, 48, общей площадью 191,1 кв.м., балансовой стоимостью 471590 руб.".
13.06.13 сообщением N 44/041/2013-367 управлением в государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект было отказано, в связи с отсутствием заявления второй стороны договора - администрации МО Темрюкский район, и в связи с перепланировкой спорного помещения, произведенной без разрешительной документации.
Не согласившись с отказом в регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты, администрация обратилась в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что управление обоснованно отказало администрации в регистрации права муниципальной собственности ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительным (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: - документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ определяет, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в данном случае подлежат установлению нарушения прав и законных интересов администрации со стороны управления, а также законность его акта, изданного в связи с осуществлением конкретных регистрационных действий, то есть оценка достаточности для регистрации права собственности тех документов, которые были представлены управлению.
Суд первой инстанции, оценив, представленные доказательства правильно установил, что представленные администрацией документы на государственную регистрацию не подтверждают отнесение спорных объектов к муниципальной собственности городского поселения Темрюкского района.
Статьей 1 Закона Краснодарского края утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Темрюкский район вновь образованным городскому и сельскому поселениям, входящим в его состав. В приложении 1 Закона Краснодарского края указан перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, передаваемого в муниципальную собственность Темрюкского городского поселения.
В данном приложении указано, что в муниципальную собственность Темрюкского городского поселения передается имущество, находящееся в собственности МО Темрюкский район, балансовой стоимостью 334 000 руб.
Анализируя положения Закона Краснодарского края, суд первой инстанции правильно установил, что спорное нежилое помещение не значится в приложении N 1 закона Краснодарского края от 28.07.2006 года N 1094-КЗ.
Кроме того, балансовая стоимость спорного объекта, указанная в распоряжениях главы муниципального образования Темрюкский район превышает балансовую стоимость имущества, передаваемого администрации в соответствие с Законом Краснодарского края.
Указанные обстоятельства не позволяют с достоверностью установить, что спорный объект был включен в перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Темрюкского района в собственность городского поселения Темрюкского района на основании Закона Краснодарского края от 28.07.06 года N 1094-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городским сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят".
Кроме того, как следует из представленных администрацией в Управление документов, спорный объект был в соответствии с распоряжением главы администрации от 25.06.08г. N 135-р закреплен за администрацией на праве оперативного управления.
Администрацией не представлены судам первой и апелляционной инстанциям документы, подтверждающие отнесение спорного недвижимого имущества к собственности администрации МО Темрюкский район, также как и не представлено доказательств передачи ему спорного нежилого помещения в собственность на основании Закона Краснодарского края от 28.07.2006 года N 1094-КЗ.
На основании вышеизложенного, оценив представленные на государственную регистрацию документы в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие действий (решений) регистрирующего органа действующему законодательству, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, администрация не лишена права на повторное обращение в регистрирующий орган с предоставлением необходимого пакета документов, предусмотренных Законом N 122-ФЗ, подтверждающих право собственности.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25324/2013
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Темрюкский район, АМО Темрюкский р-н, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю