г. Владивосток |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А51-24558/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Ушаковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-14832/2013
на решение от 21.10.2013
судьи Перязевой Н.В.
по делу N А51-24558/2013 Арбитражного суда Приморского края
по иску Администрации города Владивостока
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 5 838 303 рублей 90 копеек,
при участии:
от истца - Борисова Ю.В. по доверенности N 1-3/2727 от 15.07.2013, служебное удостоверение N 4305;
от Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю - Биндер А.С. по доверенности N 20-11-30/28 от 18.01.2013, служебное удостоверение N 00097,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Владивостока обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 5 838 303 рублей 90 копеек - компенсации стоимости жилых помещений, предоставленных участковым уполномоченным милиции - Осмачко В.В. и Цыганкову А.Н.
Решением суда от 21.10.13 суд требования удовлетворил, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в пользу Администрации города Владивостока 5 324 787 рублей 60 копеек стоимости жилых помещений, выплаченной участковым уполномоченным милиции.
Не согласившись с решением суда, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указала на отсутствие в резолютивной части информации о казне, за счет которой необходимо произвести взыскание денежных средств. Также полагает, что действующее законодательство не предусматривает, что стоимость жилых помещений компенсируется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет средств федерального бюджета. Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и от 02.11.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" финансирование указанных социальных гарантий на Российскую Федерацию не возложено. Апеллянт также полагает, что в настоящем случае возникли не гражданско-правовые, а бюджетные правоотношения, в связи с чем настоящий спор не подведомственен арбитражному суду. Кроме того, пояснил, что согласно статье 30 Закона РФ "О милиции", действовавшего до 01.03.2011, участковым уполномоченным милиции должна быть предоставлена жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома, выплата денежной суммы, эквивалентной стоимости квартиры действующим законодательством не предусмотрена. Изложенные обстоятельства, по мнению апеллянта, являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении заявленного истцом требования.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что 10.04.2009 Решением Ленинского районного суда г. Владивостока по иску Осмачко В.В. к Администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию г. Владивостока предоставить Осмачко В.В. отдельную изолированную квартиру или дом не менее 30 кв.м.
30.04.2010 Решением Ленинского районного суда г. Владивостока по иску Цыганкова А.Н. к Администрации г. Владивостока о предоставлении жилого помещения исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию г. Владивостока предоставить Цыганкову А.Н. отдельную изолированную квартиру или дом не менее 45 кв.м.
Полагая, что расходы муниципального образования, понесенные в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции отдельных жилых помещений за счет муниципальной казны г. Владивостока, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, Администрация г. Владивостока обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая заявленное истцом требование законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Постановлением Правительства РФ "О подразделениях милиции общественной безопасности" от 07.12.00 N 926, утвердившим структуру милиции общественной безопасности, предусмотрено, что участковые уполномоченные милиции входят в структуру общественной безопасности.
Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников органов милиции, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников милиции, проживающих на территории соответствующего образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления.
Статья 30 Закона о милиции не определяет источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.
Согласно положениям Закона о милиции, Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" обязательства по социальной защите населения, установленные федеральным законом, являются реализацией полномочий Российской Федерации в области социальной защиты.
Следовательно, Законом о милиции органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
В соответствии с частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Поскольку федеральным законом не разработан порядок финансирования данной льготы и компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации льготы, до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 08.07.2004 N 30-О "По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и от N 58-О от 15.02.05 "Об отказе в принятии жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положениями части первой статьи 30 ФЗ "О милиции", возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников милиции жилой площадью по установленным законодательством нормам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и признана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Следовательно, положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации носит общий характер и в силу статьи 6 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Согласно статье 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий. Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшее в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.
Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Суд первой инстанции, установив отсутствие в материалах дела доказательств выделения Администрации г. Владивостока в спорный период из федерального или краевого бюджета денежных средств для приобретения жилья участковым уполномоченным, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования в полном объеме.
При этом факт несения истцом расходов в заявленном размере подтверждается материалами дела.
Довод ответчика о неподведомственности спора арбитражному суду отклоняется, поскольку спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников носят гражданско-правовой характер.
Довод апеллянта о том, что действующее законодательство не предусматривает компенсацию денежных средств из федерального бюджета, апелляционной коллегией отклоняется в силу следующего.
Так, из материалов дела следует, что Администрация г.Владивостока выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Обязанность по возмещению убытков при рассмотрении данного спора не может быть возложена на главного распорядителя финансовых средств - Министерство внутренних дел Российской Федерации, либо на Управление Федерального казначейства по Приморскому краю и ГУВД по Приморскому краю, поскольку согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.
Доказательств того, что на момент вынесения решений суда общей юрисдикции главному распорядителю были выделены финансовые средства для обеспечения сотрудников жильем, не имеется.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что ответственность по возмещению убытков подлежит возложению на Российскую Федерацию, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Министерство финансов Российской Федерации (часть 3 статьи 125 ГК РФ).
Указанный вывод соответствует правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 по делу N А50-4364/2009-Г16, в соответствии с которой возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.
С учетом указанных разъяснений суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о взыскании денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
Между тем, при вынесении обжалуемого решения, в его резолютивной части отсутствует информация о необходимости взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации, тогда как из пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при удовлетворении требования о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.10.2013 по делу N А51-24558/2013 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации города Владивостока 5 324 787 (пять миллионов триста двадцать четыре тысячи семьсот восемьдесят семь) рублей 60 копеек стоимости жилых помещений, выплаченной участковым уполномоченным милиции.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
Л.Ю. Ротко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24558/2013
Истец: Администрация города Владивостока
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Приморскому краю