г. Пермь |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А60-30440/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Паньковой Г.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы ответчик ов федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области иУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
на решение арбитражного суда Свердловской области
от03 октября 2013 года
по делу N А60-30440/2013,
вынесенное судьей Киселевым Ю.К.,
по иску ЗАО "УРАЛСТРОЙ-1" (ОГРН 1086658019997, ИНН 6658316967)
кУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
ЗАО "УРАЛСТРОЙ-1" (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 общей площадью 6119 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, по проспекту Ленина - улицам Урицкого - Вайнера, по состоянию на 15.11.2012 равной его рыночной стоимости на указанную дату в размере 83 524 350 руб. исходя из стоимости 1 кв. м в размере 13 650 руб.
Решением суда от 03.10.2013 исковые требования удовлетворены. Также с каждого из ответчиков в пользу истца взыскано по 2 000 руб. государственной пошлины по иску.
Ответчик Управление Росреестра по Свердловской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. Управление Росреестра по Свердловской области в апелляционной жалобе указывает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку не имеет полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, а с 01.03.2012 - также и полномочий по определению кадастровой стоимости земельных участков. В связи с указанным Управление считает взыскание с него судебных расходов необоснованным.
Ответчик ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области также обжаловало решение суда от 03.10.2013 в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда изменить в части удовлетворения требований и взыскания с него судебных расходов по уплате государственной пошлины. ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области также считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет полномочий по проведению государственной кадастровой оценки земель. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в связи с тем, что Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, поэтому в настоящее время права истца не нарушаются.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Истец направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения. Общество ссылается на то, что превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права истца как арендатора спорного земельного участка, поскольку размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости земельного участка. На основаниист. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в течение 6 месяцев с даты их внесения в государственный кадастр. Также истец считает, что Управление Росреестра по Свердловской области и ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.05.2011 на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 16.05.2011 N 667 между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (арендодатель) и ЗАО "УРАЛСТРОЙ-1" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Т-31, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0301015:9 общей площадью 6119 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, по проспекту Ленина - улицам Урицкого - Вайнера, под здание административно-торгового центра с подземной автостоянкой. Договор заключен на срок с 16.05.2011 по 15.05.2026 (п.п. 1, 2.1 договора, кадастровая выписка от 29.03.2011, л.д. 25, 30-33).
Земельный участок передан арендодателем арендатору по акту (л.д. 37).
Договор аренды от 18.05.2011 N Т-31 зарегистрирован, что подтверждается соответствующей отметкой на договоре (л.д. 38).
На основании Приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 определена в размере 143 780 896 руб. 55 коп. по состоянию на 15.11.2012.
По мнению истца, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере 143 780 896 руб. 55 коп., утвержденная Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, превышает рыночную стоимость земельного участка.
В подтверждение несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости истец представил отчет ООО "Консалтинг Групп" от 14.06.2013 N 705-13/3, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 по состоянию на 15.11.2012 составляет 83 524 350 руб. (л.д. 40-214).
Согласност. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии сп. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенныхп. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применениюп. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано вПостановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Представленный истцом отчет ООО "Консалтинг Групп" отчёт от 14.06.2013 N 705-13/3 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 существенно превышает его рыночную стоимость.
Согласно заключению саморегулируемой организации оценщиков "НП "Межрегиональный союз оценщиков" от 28.06.2013 N 451/06-13 отчет ООО "Консалтинг Групп" отчёт от 14.06.2013 N 705-13/3 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 215-232).
В отсутствие иных доказательств суд первой инстанции обоснованно признал кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0301015:9 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 83 524 350 руб. (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Управление Росреестра по Свердловской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области не согласны с привлечением их к участию в деле в качестве ответчиков.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной вПостановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в рассматриваемом споре требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, приказов Росреестра от 11.03.2010 N П/93, от 26.12.2011 N П/531 органом кадастрового учета, осуществлявшим функции по государственной кадастровой оценке земель на момент рассматриваемых правоотношений, являлось Управление Росреестра по Свердловской области.
В соответствии сп. 2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. На государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с настоящей статьей полномочиями органа кадастрового учета, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований.
Заявленные истцом исковые требования обоснованы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, а также наличием у истца в силуп. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в ГКН.
Такие полномочия в силуст. 3 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" возложены на ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области в лице филиала по Свердловской области.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб ответчиков о необоснованном привлечении их к участию в деле судом апелляционной инстанции отклоняются.
Довод кадастровой палаты о том, что Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, и поэтому права истца не нарушены, подлежит отклонению.
Согласност. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32 утверждены результаты кадастровой стоимости земель по состоянию на 15.11.2012. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 08.02.2013.
Как правильно указано судом первой инстанции, результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012, утвержденные Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 N 32, могут быть применены для различных целей в разных календарных периодах.
Закон не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Кроме того, согласност. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, истец вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012.
Суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными доводы ответчиков о неправомерном взыскании с них расходов по уплате государственной пошлины на основании следующего.
Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации освобождение от уплаты государственной пошлины является льготой, предоставляемой государством. Исходя из содержания указанной нормы закона, данная льгота предоставляется только при обращении с иском (заявлением) в арбитражный суд, а в случае участия государственного органа, органа местного самоуправления в деле в качестве ответчика - при его обращении в арбитражный суд с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
Таким образом, освобождение государственного органа, органа местного самоуправления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет на основании указанной статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов, предусмотренныйст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После рассмотрения дела судом между сторонами возникают отношения по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная истцом при обращении в суд сумма государственной пошлины.
Поэтому суд, взыскивая государственную пошлину, возлагает на ответчиков обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам, от уплаты которых Управление Росреестра по Свердловской области и ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области не освобождены.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в Информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", следует, что законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции исковые требования по делу удовлетворены, судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску правомерно возложены на Управление Росреестра по Свердловской области и ФБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области.
Оснований для отнесения на истца судебных расходов по делу у суда первой инстанции не имелось.
В то же время, в силу приведенных норм права органы государственной власти освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении, в том числе с апелляционной жалобой.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены доказательствами, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области освобождены от уплаты государственной пошлины по апелляционным жалобам.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Свердловской области от03 октября 2013 года по делу N А60-30440/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30440/2013
Истец: ЗАО "УРАЛСТРОЙ-1"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области