г. Челябинск |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А34-3917/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 23.12.2013.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Актабинского сельсовета на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2013 по делу N А34-3917/2013 (судья Обабкова Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Администрация Актабинского сельсовета (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления N 10-17/12-23 от 25.06.2013 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде назначения административного штрафа в размере 100000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.10.2013 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Администрация не согласилась с указанным решением и обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в действиях Администрации состава административного правонарушения. Полагает, что поскольку Администрация не осуществляет деятельность по обращению с отходами, она не является субъектом ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ. Также, податель жалобы обращает внимание на то, что функции по сбору и транспортировке отходов с несанкционированных свалок возложены на подрядчика. Администрацией заключался договор на вывоз отходов с индивидуальным предпринимателем Ивановой Т.Г., которая отказалась от исполнения договора, в связи с чем был заключен соответствующий договор с СПК "Виктория", акты выполненных работ по которому от 20.06.2013 представлялись в суд. Ранее выполнить работы по буртованию несанкционированных свалок не было возможности в связи с их покрытием снегом.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От сторон в материалы дела поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу Департамент против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает обжалованный судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Администрация зарегистрирована в качестве юридического лица 23.09.1998 за основным государственным регистрационным номером 1024501763571 и, в соответствии с Уставом Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области, является исполнительно-распорядительным органом Актабанского сельсовета, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
На основании распоряжения руководителя Департамента от 04.04.2013 N 360-р "О проведении обследования объектов размещения отходов на территории Курганской области в 2013 году" должностными лицами Департамента с участием представителей Администрации 19.06.2013 проведено обследование объекта размещения отходов в Актабанском сельсовете, результаты которого отражены в акте от 19.06.2013 N 10-12/17-04.
Актом осмотра зафиксирован факт наличия несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, размещенных населением и хозяйственными субъектами на территории с. Актабан, в 20-м от жилого сектора, на водосборной площади озера Б-Сусорла, на площади около 10 га.
По факту выявленного нарушения 19.06.2013 Департаментом в присутствии Главы Администрации в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Копия протокола, содержащая извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении 25.06.2013 вручена Главе Администрации.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, заинтересованным лицом в присутствии Главы Администрации вынесено постановление N 10-17/12-23 от 25.06.2013, которым заявитель привлечен к ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Считая это постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о наличии в действиях Администрации состава вмененного ей административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией суда первой инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.02.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч. 1). Запрещаются в том числе: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч. 2).
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с п.п.1, 2, 5, 7 ст.12 Закона N 89-ФЗ, создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Статьей 13 Закона N 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям Администрации, как органа местного самоуправления поселения (часть 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.19 ст.6 Устава Актабанского сельсовета Петуховского района Курганской области).
Как установлено Административным органом и не оспаривается по существу заявителем, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации объектов размещения отходов на территории Актабанского сельсовета не имеется. Актабанской сельской Думой принято Решение N 18 от 12.07.2005 "О выделении и утверждении земельного участка под объект размещения отходов площадью 0.3 гектара на расстоянии 05 км до водного объекта озеро Б-Сусорла и 0.5 км. до населенного пункта с.Актабан".
Проведенным Департаментом обследованием территории обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора, размещенные населением и хозяйственными субъектами в черте поселения с.Актабан в 20-м от жилого сектора, на водосборной площади озера Б-Сусорла. Несанкционированные свалки размещены на площади около 10 гектаров, непосредственно на почве, на территории, не являющейся официальным местом размещения отходов и потребления. Утвержденный порядок сбора и вывоза отходов с территории поселения на свалку не представлен.
С учетом этих обстоятельств административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что Администрацией ненадлежащим образом исполнена обязанность по организации сбора и вывоза отходов и мусора с территории поселения, чем нарушены требования частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ, часть 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ.
Вместе с тем, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ образует деяние субъекта, выразившееся в нарушении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами этого административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Закон N 89-ФЗ, под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Администрация, являясь юридическим лицом, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, в рассматриваемой ситуации выступает не в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, и самостоятельно не осуществляет деятельность по обращению с отходами по смыслу ст.1 Закона N 89-ФЗ, так как не осуществляет сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование или размещение отходов.
В соответствии с оспоренным постановлением, Администрации вменяется в вину ненадлежащая организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территорий муниципальных образований. Такое деяние заявителя нарушает санитарно-эпидемиологические требования, однако, не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
В этой связи поддержанный судом первой инстанции вывод Департамента о наличии в действиях заявителя состава указанного правонарушения следует признать основанным на неверном толковании закона. Изложенные в апелляционной жалобе возражения заявителя в этой части судом апелляционной инстанции принимаются.
Отсутствие в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием для отмены оспоренного по настоящему делу постановления.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а требования заявителя о признании незаконным и отмене постановленияN 10-17/12-23 от 25.06.2013 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.10.2013 по делу N А34-3917/2013 отменить.
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области N 10-17/12-23 от 25.06.2013 о привлечении Администрация Актабинского сельсовета к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3917/2013
Истец: Администрация Актабанского сельсовета
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (Конкурсная комиссия)