г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А21-4928/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей О. В. Горбачевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): Т. А. Гончарова, доверенность от 15.11.2013;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25114/2013) СЗМТУ Росстандарта на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2013 по делу N А21-4928/2013 (судья С. В. Генина), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Янтарьэнергосбыт"
к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3-е лицо: ОАО "Янтарьэнерго"
о признании недействительным предписания
установил:
Открытое акционерное общество "Янтарьэнергосбыт" (ОГРН 1083925011422, адрес 236005, Калининградская область, Калининград, Дарвина улица, 10) (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Калининградской области (ОГРН 1047855093747, адрес 190005, Санкт-Петербург, Московский проспект, 19, лит.У) (далее - СЗМТУ Росстандарта, Управление, ответчик) о признании недействительным предписания от 15.03.2013 N 03.
Решением суда первой инстанции от 26.09.2013 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе СЗМТУ Росстандарта просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Доводы подателя жалобы в обоснование своей позиции сводятся к тому, что основанием для выдачи ОАО "Янтарьэнергосбыт" предписания является установление нарушения организацией технических регламентов (государственных стандартов); оспариваемое предписание направлено на устранение нарушений обязательных требований ГОСТ, вынесено в пределах предоставленных Управлению полномочий и соответствует действующему законодательству; Общество не представило доказательств устранения выявленных недостатков; судом не указано на обстоятельства, установленные решением суда по делу N А21-7/2013, которые являются существенными для настоящего дела; только протокол испытаний показателей качества может подтвердить, что Общество не нарушает действующего законодательства и прав гражданина, который обратился в Управление с жалобой; Общество намеренно не выполнило требование статьи 38 ФЗ РФ N 184 "О техническом регулировании".
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании жалобы гражданина была проведена проверка ОАО "Янтарьэнергосбыт" с целью оценки соответствия показателей качества электрической энергии.
В ходе проверки проверяющими было установлено, что поставляемая потребителям электрическая энергия реализуется с нарушением обязательных требований ГОСТ 13109-97: п. 5. 2. ГОСТ 13109-97 (установившееся отклонение напряжения); п. 5.5.2 ГОСТ 13109-97 (несимметрии напряжения, коэффициент несимметрии напряжения по нулевой последовательности); п.5.4.2. ГОСТ 13109-97 (коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения). Сертификат соответствия на продукцию (электрическая энергия, поставляемая из электрических сетей) и протоколы испытаний в точке контроля шины РУ-0,4кВ ТП 60-6 не представлены.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 14.03.2013 N 28/8.
Управлением было вынесено предписание от 15.03.2013 N 03, полученное Обществом 25.03.2013.
Согласно данному предписанию Обществу было предложено в срок до 15.04.2013: 1. привести качество поставляемой электрической энергии в соответствие требованиям п.5.2. ГОСТ 13109-97 (установившееся отклонение напряжения) в следующих пунктах контроля: 1.1 шина РУ-0,4кВ ТП-60-6; 1.2 щит ввода и учета ЩВУ жилого дома 20, расположенного по улице Кузнецкой в поселке Грачевка Зеленоградского района Калининградской области; 2. привести качество поставляемой электрической энергии в соответствие требованиям п.5.4.2. ГОСТ 13109-97 (коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения) в следующих пунктах контроля: 2.1. щит ввода и учета ЩВУ жилого дома 20, расположенного по улице Кузнецкой в поселке Грачевка Зеленоградского района Калининградской области; 3. привести качество поставляемой электрической энергии в соответствие требованиям п.5.5.2 ГОСТ 13109-97 (несимметрии напряжения, коэффициент несимметрии напряжения по нулевой последовательности) в следующих пунктах контроля - шина РУ-0,4кВ ТП-60-6; 4. представить сертификат соответствия на электрическую энергию, поставляемую вышеуказанным потребителям; 4.1 шина РУ-0,4кВ ТП-60-6; 4.2 щит ввода и учета ЩВУ жилого дома 20, расположенного по улице Кузнецкой в поселке Грачевка Зелноградского района Калининградской области; 5.представить протоколы испытаний, подтверждающие соответствие показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ 13109-97 в точке контроля шины РУ-0,4кВ ТП 60-6.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
Согласно статье 38 данного Закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (абзац 15 статьи 6) с 01.04.2006 юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Приказом N 16-э Федеральной службы по тарифам от 25.01.2012 ОАО "Янтарьэнергосбыт" было включено в Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности с присвоением регистрационного номера 339/05.
Обществом в целях обеспечения передачи электрической энергии конечным потребителям был заключен договор от 23.12.2011 N ПЭСО-01/11 с ОАО "Янтарьэнерго". Согласно пункту 3.4.1 договора ОАО "Янтарьэнерго" (исполнитель) приняло на себя обязательства по обеспечению передачи электроэнергии от точек приема (Приложение N 1) до точек поставки потребителям (Приложения N2-1, 2-2, 2-3) в пределах максимальной (разрешенной) мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности. Качество передаваемой электрической энергии должно соответствовать требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 2.1 договора исполнитель обязуется оказывать заказчику (ОАО "Янтарьэнергосбыт") услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технологические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином, установленном федеральным законом основании, а также через технологические устройства сетей ТСО, а заказчик обязуется оплачивать услуги исполнителя.
Исполнитель обязуется осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
В силу пункта 8.2.2 договора необеспечение норм качества электрической энергии на границе балансовой принадлежности, установленных законодательством РФ, по вине исполнителя, влечет ответственность исполнителя.
Обязательные требования к электрической энергии установлены в ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", в частности, нормы качества зафиксированы в пунктах 5.2, 5.4.2, 5.5.2 данного ГОСТ.
Из материалов дела следует, что ОАО "Янтарьэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком на территории Калининградской области, не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование.
Соответственно, как правильно указал суд первой инстанции, Общество не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
Также судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что поскольку нарушение пункта 5.4.2 ГОСТ было выявлено только в ЩВУ жилого дома потребителя, на ТП-60-6 наличие указанных нарушений не выявлено, то источник нарушения качества электроэнергии по коэффициенту n-й гармонической составляющей напряжения не может считаться установленным.
В ходе проверки показатели качества поступающей от третьего лица электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательства того, что на входе электрическая энергия была надлежащего качества, в материалы дела не представлялись.
Следовательно, возложение на Общество обязанности по предоставлению протоколов испытаний показателей качества также является неправомерным.
Управление не представило доказательств того, что в соответствующих точках контроля ОАО "Янтарьэнергосбыт" имело объективную возможность влиять на качество электроэнергии.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой электрической энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами, иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно Единому перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единому перечню продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Постановлением Госстандарта России от 16.07.1999 N 36 утверждены Правила проведения сертификации электрооборудования и электрической энергии, которые устанавливают процедуры и порядок проведения обязательной сертификации по показателям качества электроэнергии, отпускаемой из электрических сетей гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Указанными Правилами (пункты 8.1, 8.2, 8.5) установлен порядок получения сертификатов соответствия только для энергоснабжающих и сетевых организаций, так как именно данные организации владеют на праве собственности или ином законном основании соответствующими распределительными сетями (устройствами) и энергоустановками.
Заявитель является энергосбытовой организацией, гарантирующим поставщиком и не участвует в процессе передачи электроэнергии, не имеет собственных распределительных сетей и иного электросетевого оборудования, энергоустановок.
Следовательно, требование Управления о предоставлении сертификата соответствия на электрическую энергию является неправомерным.
Кроме того, из материалов дела следует, что аналогичное предписание от 15.03.2013 N 02 Управлением было вынесено ОАО "Янтарьэнерго", которое согласовало с ответчиком план мероприятий по его выполнению. Исполнение запланированных мероприятий (дублирующих оспариваемое предписание) предусмотрено в 2013-2015.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание об устранении нарушений, выявленных при проверке, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона, и возлагать на лицо, которому оно выдается, реально исполнимые им обязанности.
В данном случае оспариваемое предписание указанным условиям не соответствует.
Приведенные Управлением в апелляционной жалобе доводы не подтверждают законность указанного предписания и правомерность приведенных в нем требований.
При таких обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.09.2013 по делу N А21-4928/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4928/2013
Истец: ОАО "Янтарьэнергосбыт"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии, Северо-Западное межрегионпльное территориальное управление Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии, СЗМТУ Ростандарта
Третье лицо: ОАО "Янтарьэнерго"