г. Москва |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А40-84623/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Егуновым О.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества на вере "ООО Агромаркет и компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2013 по делу N А40-84623/2013, судьи Васильевой И.А. (шифр 50-774)
по заявлению Товарищества на вере "ООО Агромаркет и компания" (ОГРН 1073704001029; 155047, Ивановская обл., Тейковский район, г. Тейково, ул. Першинская, д. 42)
к Департаменту по недропользованию по ЦФО (ОГРН 1047796662187; 117105, г.Москва, Варшавское шоссе, д. 39А)
о признании недействительной части приложения N 1 к лицензии N ИВА 52466 ВЭ на пользование недрами
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Заббаров К.В. по доверенности N 06-18/4258 от 28.11.2013; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.2013, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требований Товарищества на вере "ООО Агромаркет и компания" (далее - заявитель) к Департаменту по недропользованию по ЦФО (далее - ответчик) о признании недействительным приложения N 1 к лицензии N ИВА 52466 ВЭ "Условия пользования недрами" в следующих частях: п. 3.3 в полном объеме, в полном объеме седьмой и восьмой абзацы сверху пункта 15.2 предусматривающие "предоставление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу от 01.12.2011; предоставление отчетных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод с протоколом государственной геологической экспертизы в территориальный и федеральный фонды геологической информации в месячный срок после проведения экспертизы".
Не согласившись с принятым решением, Товарищество на вере "ООО Агромаркет и компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя ответчика, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом по недропользованию по ЦФО заявителю выдана лицензия ИВА 52466 ВЭ, зарегистрированная 25.11.2010, сроком до 01.12.2015.
Заочным решением Тейковского районного суда Ивановской области от 20.07.2012 по делу N 2-737/2012 на заявителя возложена обязанность выполнить работы по подсчёту запасов подземных вод и предоставить отчет о его выполнении на государственную экспертизу в срок до 31.12.2012. Решение от 20.07.2012 обосновано неисполнением недропользователем п.п. 3.3. и 15.2 приложения N 1 к лицензии "Условия пользования недрами" (лицензионные условия).
Истец письменно ссылается на то, что исполнение решения от 20.07.2012 по ходатайству истца отложено до 01.05.2013. Единственным видом деятельности истца является обеспечение населения и предприятий города Тейково водой для целей отопления и горячего водоснабжения. Тарифы на данные услуги устанавливает государство, исполнение п.п. 3.3 и 15.2 лицензионных условий невозможно, ввиду высокой рыночной стоимости услуг исполнителей указанной части лицензионных условий, а также законодательного ограничения тарифов, уровень роста которых фактически составляет 2-5% в год и может быть существенно превышен при включении таких затрат в тарифы, что, по мнению истца, приведет к банкротству последнего.
В исковом заявлении истец указал, что совместно с Торгово-промышленной палатой Ивановской области обратился с требованием о пересмотре спорных пунктов лицензионных условий в отдел геологии и лицензирования по Ивановской области департамента по недропользованию по ЦФО Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (письмо N 5 от 05.02.2013), а также Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру (письмо от 01.03.2013).
Согласно ответам отдела геологии и лицензирования по Ивановской области департамента по недропользованию по ЦФО Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также Ивановской межрайонной прокуратуры (л. д. 29-31) п.п. 3.3. и 15.2 лицензионных условий соответствуют положениям Закона о недрах, нарушения не выявлены.
Заявитель, в обоснование противоречия Закону о недрах п. 3.3, 15.2 лицензионных условий ссылается на следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 29 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Согласно п. 3.3. лицензионных условий недропользователь (истец) обязан оформить заявку для государственной регистрации работ по геологическому изучению недр в соответствии со статьёй 28 Закона РФ "О недрах" и, после регистрации в срок до 01.12.2011 по опыту эксплуатации водозабора осуществить оценку запасов подземных вод с представлением на государственную геологическую экспертизу отчёта, оформленного в соответствии с требованиями "Инструкции о содержании, оформлении и порядке представления ГКЗ и ТКЗ материалов по подсчёту запасов подземных вод.
В соответствии с п. 15.2. лицензионных условий существенными условиями пользования недрами являются: предоставление отчётных материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу до 01.12.2011; предоставление отчёта по оценке эксплуатационных запасов подземных вод с протоколом государственной геологической экспертизы в территориальный и федеральный фонды геологической информации в месячный срок после проведения экспертизы.
Заявитель указывает на то, что указание в п.3.3. лицензионных условий в качестве обоснования обязанности недропользователя осуществить оценку запасов подземных вод с представлением на государственную геологическую экспертизу отчёта несостоятельно в силу положений ст.ст. 28, 36.1 Закона "О недрах". Ссылается на положения ст. 168 ГК РФ, считает что вследствие несоответствия ч. 2 ст. 29 Закона о недрах п. 3.3. лицензионных условий в полном объёме и пункт 15.2. в части последние недействительны в силу ничтожности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Лицензия является специальным государственным разрешением, при предоставлении права пользования недрами государственный орган осуществляет публично-властные полномочия, не вступая в гражданско-правовые отношения с заявителями.
Согласно ст. 11 Закона РФ oт 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия на право пользования недрами является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между государственным органом и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
При выдаче государственным органом лицензии на право пользования недрами, заявитель в данных правоотношениях не являемся лицом, наделенным правом совершать односторонние сделки. Государственный орган также не является субъектом, совершающим одностороннюю сделку, поскольку осуществляет предоставление государственной услуги, предоставление которой по своей юридической природе не является заключением договора или совершением сделки.
При реализации данной государственной функции Центрнедра руководствуются требованиями Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на право пользования недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утверждённых приказом Минприроды и экологии РФ от 29.09.2009 N 315. п. 2 которого не предусматривает руководство нормами ГК РФ. Применение норм ст. 153-155 ГК РФ не может являться основанием для признания условий пользования недрами незаконными.
Согласно ст. 6 Закона РФ "О недрах" недра могут быть предоставлены в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых. Следовательно, разведка на предоставленном в пользование участке недр должна заключаться в проведении оценки запасов подземных вод и предоставление отчета на государственную экспертизу запасов.
Условиями пользования недрами предусмотрено два вида пользования: разведка и добыча, стадийность которых должна быть соблюдена недропользователем. Стадия разведки заключаемся в оценке эксплуатационных запасов подземных вод по лицензионному участку с предоставлением на государственную экспертизу отчета.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ "О недрах" государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счел пользователей недр.
Частью 2 ст. 22 Закона РФ "О недрах" установлено, что недропользователь обязан обеспечить: предоставление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации: предоставление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Согласно cт. 23 Закона РФ "О недрах" основными требованиями по рациональному использованию недр являются: проведение опережающего о геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и ославляемых в недрах запасов основных и совместно с ними замечающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с Положением о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства РФ oт 11.02.2005 N 69, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых полезных ископаемых вне зависимости oт вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.
В настоящее время действует приказ Минприроды России oт 31.12.2010 N 569 "Об утверждении требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод". Согласно п. 11 данного приказа определены основные данные по технологии ведения работ по оценке запасов подземных вод, которые необходимо отразить в отчете, предоставляемом на государственную экспертизу запасов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что условие по оценке запасов и государственной экспертизе запасов подземных вод предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием для заявителя, вследствие чего, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.10.2013 по делу N А40-84623/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84623/2013
Истец: Товарищество на вере "ООО Агромаркет и компания"
Ответчик: Департамент по недропользованию по Центральному Федеральному округу - Центрнедра Федерального агенства по недропользованию - Роснедра, Департамент по недропользованию по ЦФО Центрнедра Федерального агенства по недропользованию- Роснедра