Государственная корпорация - новая форма некоммерческой организации
Государственная корпорация - новая форма некоммерческой организации, которая не была предусмотрена ни Гражданским кодексом РФ, ни Законом об НКО*(1) вплоть до внесения в него в 1999 г. дополнений в виде ст. 7.1 "Государственная корпорация". В соответствии с этой статьей государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании специального федерального закона.
Имущество, переданное Российской Федерацией государственной корпорации, является ее собственностью и автоматически вычеркивается из реестра госсобственности. Это - принципиальное отличие корпорации от унитарных предприятий. Имущество государственной корпорации формируется также за счет:
доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;
регулярных и (или) единовременных поступлений (взносов), решения о которых приняты в соответствии с законодательством РФ, от организаций, акции (доли) которых находятся в ее собственности;
федерального и иного имущества, передаваемого госкорпорации в ходе ведения ее деятельности;
других законных поступлений.
Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам корпорации, если специальным законом, предусматривающим ее создание, не предусмотрено иное. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание. Корпорация может вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Особенности правового положения госкорпорации устанавливаются предусматривающим ее создание законом. На корпорации не распространяется прямой контроль правительства, их глав назначает Президент РФ.
Для создания корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ. Однако, по мнению авторов, данное положение спорно, поскольку в соответствии с указанной статьей юридическое лицо (а государственная корпорация является таковым) имеет учредительные документы, хотя НКО и могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида. В случае же с госкорпорацией отсутствуют и учредительные документы, и соответствующее общее положение.
В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:
наименование корпорации;
цели ее деятельности;
ее местонахождение;
порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц корпорации и их освобождения);
порядок реорганизации и ликвидации;
порядок использования имущества корпорации в случае ее ликвидации.
Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону об НКО, поскольку согласно п. 4 ст. 7.1 данного Закона его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.
Как организация предпринимательского типа госкорпорация, с одной стороны, занимается производством с целью получения предпринимательского дохода. С другой стороны, она реализует поставленные перед ней социально-экономические цели, основными из которых можно назвать:
поддержание целостности общественного воспроизводства;
сглаживание амплитуды циклических колебаний;
обеспечение прогрессивных структурных изменений в макроэкономике;
развитие социальной инфраструктуры;
охрану окружающей среды;
воспроизводство общественных благ и др.
В мировой практике госкорпоративная поддержка наблюдалась в основном в телекоммуникациях, энергетике, машиностроении и сетевых сегментах. Корпорации создаются под текущие, масштабные экономические задачи.
Государственная корпорация функционирует в определенных организационно-правовых формах. Важнейшая из них - создание финансово-промышленных групп, доля государственного капитала в которых колеблется от 51 до 100% общего пакета акций. Имеется немало акционерных обществ, где государственная собственность равна или больше контрольного пакета акций. Существуют казенные (унитарные) предприятия на праве оперативного управления, использующие уникальные технологии, продукция которых признается наиболее приоритетной, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе.
Так как Российская Федерация является единственным учредителем госкорпорации, то государство может в любой момент ликвидировать ее, вернув все имущество обратно. Однако в отличие от ФГУП корпорация имеет следующие полномочия:
распоряжаться имущественным взносом РФ в соответствии с уставными целями;
заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.
Статус государственной корпорации позволяет ей, с одной стороны, представлять интересы государства, а с другой - выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.
Организационная структура
Органами управления государственных корпораций согласно специальным федеральным законам об их создании являются наблюдательный совет (высший орган управления корпорации), правление, генеральный директор. Орган же внутреннего финансового контроля госкорпорации - ревизионная комиссия.
Наблюдательный совет - высший орган управления. Как правило, в его состав входят представители Президента РФ, Правительства РФ, генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, который не может быть его председателем. Члены наблюдательного совета назначаются Президентом РФ на срок не более пяти лет. Члены наблюдательного совета, за исключением генерального директора, работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.
К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:
утверждение:
- направлений деятельности корпорации на очередной год,
- организационной структуры,
- положения о правлении,
- положения о ревизионной комиссии,
- годового отчета,
- показателей деятельности,
- аудиторской организации,
- финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;
принятие решений:
- о создании филиалов и открытии представительств,
- назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии,
- создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования,
- заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;
заключение трудового договора с генеральным директором;
заслушивание отчетов генерального директора.
Правление корпорации - коллегиальный исполнительный орган. В состав правления входят определенное количество членов, генеральный директор и его заместители. Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.
К полномочиям правления, в частности, относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:
предложений о направлениях деятельности на очередной год;
годового отчета;
финансового плана доходов и расходов;
предложений о показателях деятельности;
положений о ревизионной комиссии;
предложений о направлениях использования прибыли.
Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Генеральный директор:
действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;
возглавляет правление и организует реализацию его решений;
издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;
назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;
распределяет обязанности между своими заместителями;
представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;
принимает на работу и увольняет работников корпорации;
выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством РФ;
отчитывается о деятельности корпорации перед президентом и правительством в порядке и сроки, которые определяются президентом;
утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством РФ;
принимает решения по иным вопросам.
Ревизионная комиссия проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности корпорации за календарный год и имеет право проводить внеочередные проверки по собственной инициативе или по требованию не менее чем 1/3 членов наблюдательного совета. В состав ревизионной комиссии входит пять членов, срок их полномочий не более пяти лет. Члены комиссии не могут одновременно быть членами иных органов корпорации. По результатам проверки ревизионная комиссия составляет заключение и направляет его в наблюдательный совет.
Отчетность
Контроль за деятельностью корпорации осуществляется на основе представления корпорацией отчетности в соответствии со статьей специального федерального закона. Состав такой отчетности вызывает ряд вопросов, которые на сегодняшний день остаются нерешенными.
Отдельная бухгалтерская отчетность
Ряд положений по бухгалтерскому учету предусматривают нормы только для коммерческих организаций. Правила формирования бухгалтерской отчетности НКО в соответствующей части нормативно не закреплены.
В общем случае у некоммерческих организаций не возникает проблем из-за отсутствия нормативного регулирования в рассматриваемой части. Но в связи с масштабами и разнообразием деятельности госкорпораций, а также коммерческим характером деятельности может потребоваться разработка соответствующих правил представления информации в бухгалтерской отчетности, касающихся учета нематериальных активов. Ведь ПБУ 14/2007 *(2) для НКО неприменимо, а одной из основных функций корпорации может быть регистрация патентов, ноу-хау и иных имущественных прав. Эта тема становится еще более актуальной в связи с вступлением в силу с 2008 г. части четвертой ГК РФ, посвященной регулированию именно интеллектуальных прав.
План счетов *(3) также не учитывает особенности бухгалтерского учета НКО: недостаточно раскрыт вопрос учета целевого финансирования, нет определенности по моменту закрытия счета 86 "Целевое финансирование", возникают вопросы с ведением аналитического учета по указанному счету.
Консолидированная финансовая отчетность
В числе прочих в состав обязательной ежегодной отчетности согласно специальному закону может также входить и консолидированная (или сводная) финансовая отчетность, которая должна включать в себя соответствующие показатели корпорации, ее учреждений, акционерных обществ и их дочерних обществ, а также подведомственных предприятий и учреждений.
Сводная бухгалтерская отчетность - это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких предприятий. В настоящее время в РФ существует два вида сводной бухгалтерской отчетности - это отчетность:
федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
группы взаимосвязанных предприятий.
Первый вид сводной отчетности составлялся в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств.
Характерные особенности данного вида сводной бухгалтерской отчетности следующие:
собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;
все включаемые в отчет организации, как правило, относятся к одной отрасли;
основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов;
сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.
Правила и порядок составления второго вида сводной отчетности существенно отличаются от правил и порядка составления сводной отчетности органов исполнительной власти. Для коммерческих организаций в настоящее время действуют Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112).
Характерные особенности данного вида сводной отчетности следующие:
отчетность составляется по группе взаимосвязанных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем головного предприятия (центральной компании);
отчетность группы характеризует имущественное и финансовое положение группы как единого хозяйственного целого, в связи с чем основной особенностью методики составления сводного отчета наряду с суммированием показателей является исключение показателей внутригрупповых расчетов, а также исключение внутригрупповой реализации и прибыли от операций между предприятиями группы;
в отчетности выделяется доля активов и капитала группы, не принадлежащая головному предприятию, т.е. доля акционеров группы, находящихся в меньшинстве;
основной целью сводной отчетности группы считается представление инвесторам, а также другим пользователям результатов финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий в целом;
основной сферой применения сводной (консолидированной) отчетности группы является котировка акций группы на фондовом рынке.
Таким образом, сводная отчетность группы взаимосвязанных организаций существенно отличается от сводной отчетности федеральных органов исполнительной власти:
по кругу предприятий, данные которых включаются в сводную отчетность;
требованиям к показателям отчетности;
правилам и целям составления;
кругу пользователей.
В специальных федеральных законах, регламентирующих создание госкорпораций, порой указывается лишь на то, что корпорация ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Какие именно нормативные документы она должна использовать при составлении консолидированной финансовой отчетности, а также к какому из двух рассмотренных видов сводной бухгалтерской отчетности относится отчетность корпорации, в законе может быть не прописано. Какие-либо рекомендации и пояснения Минфина России также отсутствуют. Остаются вопросы, касающиеся форм отчета о деятельности госкорпорации за прошедший отчетный период, в частности об использовании средств федерального бюджета.
В специальном законе о создании корпорации указывается, что объем и форма отчета о деятельности корпорации за отчетный год устанавливаются Правительством РФ по представлению наблюдательного совета корпорации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Однако никаких методических рекомендаций по его составлению на данный момент не существует.
Имеющиеся методические рекомендации Минфина России по подготовке отчетов в форме Докладов о результатах и основных направлениях деятельности, а также отчеты главных распорядителей бюджетных средств относятся исключительно к субъектам бюджетного планирования. Применима ли данная форма отчетности к госкорпорациям - остается вопросом.
Гражданско-правовые проблемы
В процессе деятельности корпораций возникают вопросы, связанные не только с правилами ведения бухгалтерского учета, но и с соблюдением требований гражданского и бюджетного законодательства. Например, требуют урегулирования вопросы возможности и порядка выплаты вознаграждения членам наблюдательного совета, членам правления, не являющимся работниками корпорации, ревизионной комиссии.
Много вопросов вызывает порядок оформления сделок по финансированию (в виде финансовой помощи), а также безвозмездного содействия деятельности организаций, чьи акции находятся в собственности госкорпорации. Как известно, гражданское законодательство устанавливает ограничения на сделки по дарению. Решение этого вопроса напрямую связано с порядком бухгалтерского учета и налогообложения указанных операций.
Если корпорация единоразово или регулярно станет получать бюджетные средства, то необходимо будет квалифицировать данные поступления как субсидии, бюджетный кредит или иные формы государственных расходов.
Контроль за деятельностью корпорации
На государственные корпорации не распространяется действие п. 3, 5, 7, 10 и 14 ст. 32 Закона об НКО, регламентирующих порядок контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Другими словами, расходы корпораций не могут быть проверены федеральными органами государственного финансового контроля, налоговыми органами на предмет их соответствия некоммерческим целям. Вместе с тем целевой характер расходования средств будет являться предметом пристального внимания со стороны как Счетной палаты Российской Федерации, так и наблюдательного совета, а также ревизионной комиссии.
В настоящее время полномочия Счетной палаты в законе, регулирующем ее деятельность и полномочия иных федеральных органов финансового контроля, урегулированы недостаточно четко. Это приводит к тому, что указанные контрольные органы имеют право проверок не только бюджетополучателей, но и организаций, не получающих бюджетное финансирование.
В заключение еще раз отметим, что многие аспекты применения государственными корпорациями бухгалтерского, налогового, гражданского и бюджетного законодательства на данный момент не проработаны. Отсутствует арбитражная практика, позиция органов государственной власти по указанным вопросам. Отсутствуют и рекомендации Минфина России не только по вопросам бухгалтерского учета, но и по правилам налогообложения таких корпораций. Не ясны полномочия госкорпораций как участников бюджетного процесса.
А.Л. Митина,
старший консультант департамента бухгалтерского
консалтинга компании "ФБК"
И.Д. Юцковская,
директор департамента бухгалтерского
консалтинга компании "ФБК"
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некомерческих организациях".
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2007 утверждено приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н.
*(3) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru