г. Тула |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А68-7131/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.12.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Финансовая строительная группа "Мега Строй" (г. Тула, ОГРН 1047101122133, ИНН 7107080019) - Волкова А.И. (доверенность от 19.03.2013), от ответчика - администрации муниципального образования г. Тула (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) - Паршутиной Н.В. (доверенность от 16.10.2013 N 68), рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.10.2013 по делу N А68-7131/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Финансовая строительная группа "Мега Строй" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования г. Тула (далее по тексту - ответчик) в выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса на земельном участке кадастровый номер 71:30:030107:141, расположенном по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы, и об обязании ответчика выдать заявителю разрешение на строительство многофункционального комплекса на вышеуказанном земельном участке.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.10.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика не было законных оснований для отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса, поскольку земельный участок, предоставленный обществу, был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования (для строительства многофункционального комплекса) до утверждения Правил землепользования и застройки, что исключает возможность его использования в каких-либо иных целях кроме строительства многофункционального комплекса.
В апелляционной жалобе администрация г. Тулы просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что ответчик письмом от 09.08.2013 N 9637-к, руководствуясь пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правомерно отказал заявителю в выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса на земельном участке, расположенном по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы, в связи с тем, что проектная документация разработана в несоответствии с градостроительным планом земельного участка от 28.03.2011, на основании которого назначение объекта капитального строительства - офисы, объекты бытового обслуживания, предприятия общественного питания.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО ФСГ "Мега Строй", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. В обоснование своих возражений указывает на то, что у ответчика не было законных оснований для отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы от 31.10.2005 N 1961 "О предварительном согласовании ООО ФСГ "Мега Строй" места размещения многофункционального комплекса по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы" был утвержден проект границ земельного участка площадью 997 кв. м и акт о выборе земельного участка для строительства многофункционального комплекса.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.10.2008 N 302/08-12-14722 земельный участок с кадастровым номером 71:30:030107:141 площадью 997_11 кв. м 07.11.2007 поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием: для строительства многофункционального комплекса.
МУП МО г. Тулы "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" на основании заявки ООО ФСГ "Мега Строй" был разработан градостроительный план земельного участка от 12.12.2008 N RU71330100000888, согласно которому разрешенное использование земельного участка: строительство многофункционального комплекса. Указанный градостроительный план утвержден постановлением главы администрации г. Тулы от 08.07.2008 N 2551.
На основании постановления главы администрации г. Тулы от 08.07.2008 N 2551 "О предоставлении в аренду ООО ФСГ "Мега Строй" земельного участка, расположенного по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы, для строительства многофункционального комплекса" комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы заключил с ООО ФСГ "Мега Строй" договор от 10.11.2008 N 8П2051 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:030107:141, площадью 997 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Чапаева.
Данный договор 27.02.2009 был зарегистрирован УФРС по Тульской области.
Автономное учреждение Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" выдало обществу положительное заключение государственной экспертизы от 01.07.2010, согласно которому проектная документация "Многофункциональный комплекс по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы" и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям.
ООО ФСГ "Мега Строй" 22.07.2010 обратилось в администрацию г. Тулы с заявлением о выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса.
Администрация в ответ на данное заявление письмом от 13.08.2010 N 8115к сообщила, что представленная проектная документация предусматривает размещение гостиницы, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, относится к условно разрешенным видам использования земельного участка. Также администрации в данном письме сообщила, что проведение дальнейшей работы по выдаче разрешения на строительство данного объекта возможно при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На обращение общества о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования упомянутого земельного участка управление градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы выдало заключение от 21.09.2010 N 8886к, согласно которому управление посчитало возможным предоставить ООО ФСГ "Мега Строй" разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка - гостиница.
В соответствии с письмом администрации г. Тулы от 03.12.2010 N 8886к заявителю предложено обратиться с заявлением на имя главы муниципального образования г. Тула о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Постановлением администрации г. Тулы от 20.05.2011 N 1348 был утвержден новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:30:030107:141 от 28.03.2011.
Письмом Тульской городской Думы от 25.05.2011 N 138/ПД-и рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения обществу на условно разрешенный вид использования земельного участка заявителя отложено до согласования проекта строительства с жильцами ближайших домов.
ООО ФСГ "Мега Строй" 25.07.2013 вновь обратилось в администрацию города Тулы с заявлением о выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса на земельном участке, расположенном по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы.
Письмом от 09.08.2013 N 9637-к администрация г. Тулы отказала заявителю в выдаче разрешения на строительство многофункционального комплекса, мотивируя тем, что проектная документация разработана в несоответствии с градостроительным планом земельного участка от 28.03.2011, на основании которого назначение объекта капитального строительства - офисы, объекты бытового обслуживания, предприятия общественного питания.
Полагая, что отказ администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, ООО ФСГ "Мега Строй" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Из анализа изложенных положений части 1 статьи 198, части 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 названной статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям; 3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Иных оснований отказа в выдаче разрешения на строительство Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено.
В соответствии со статьей 16 устава МО город Тула к вопросам местного значения муниципального образования, в том числе, относится выдача разрешений на строительство.
Согласно статье 53 устава МО город Тула администрация города наделяется данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации г. Тулы от 31.10.2005 N 1961 "О предварительном согласовании ООО ФСГ "Мега Строй" места размещения многофункционального комплекса по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы" были утверждены проекты границ земельного участка площадью 997 кв. м и акт о выборе земельного участка для строительства многофункционального комплекса.
На основании заявки ООО ФСГ "Мега Строй" МУП МО г. Тулы "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" был разработан градостроительный план земельного участка N RU71330100000888 от 12.02.2008, согласно которому разрешенное использование земельного участка: строительство многофункционального комплекса.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 08.07.2008 N 2551 "О предоставлении в аренду ООО ФСГ "Мега Строй" земельного участка, расположенного по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы, для строительства многофункционального комплекса" заявителю был предоставлен на 3 года в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:030107:141, площадью 997 кв. м, расположенный на землях населенного пункта (г. Тула) по ул. Чапаева для строительства многофункционального комплекса, а также был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:30:030107:141 с присвоением ему регистрационного номера RU71330100000888.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.10.2008 N 302/08-12-14722 земельный участок с кадастровым номером 71:30:030107:141 площадью 997+11 кв. м поставлен на кадастровый учет с разрешенным использованием: для строительства многофункционального комплекса.
На основании постановления главы г. Тулы от 08.07.2008 N 2551 между комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и ООО ФСГ "Мега Строй" 10.11.2008 заключен договор N 8П2051 аренды земельного участка с кадастровым номером 71:30:030107:141, площадью 997 кв. м, расположенного по адресу: г. Тула, Пролетарский район, ул. Чапаева, по условиям которого участок предоставляется для строительства многофункционального комплекса.
Указанный договор аренды земельного участка 27.02.2009 был зарегистрирован в УФРС по Тульской области и является действующим до настоящего времени как заключенный на неопределенный срок (с учетом п. 3.3. договора аренды от 10.11.2008 N 08П2051).
В июле 2010 года заявителем было получено положительное заключение государственной экспертизы от 01.07.2010 с указанием на то, что проектная документация "Многофункциональный комплекс по ул. Чапаева в Пролетарском районе г. Тулы" и результаты инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям. Из указанного положительного заключения следует, что в состав многофункционального комплекса входят: гостиница, ресторан, лобби-бар, офисы.
Таким образом, у общества имелись все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные документы были представлены обществом в администрацию г. Тулы.
Поскольку согласно пункту 2 статьи 7 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, они применяются к отношениям, возникшим после введения Правил в действие, а спорный земельный участок, предоставленный для строительства многофункционального комплекса, был сформирован и 07.11.2008 поставлен на кадастровый учет с разрешенным видом использования: для строительства многофункционального комплекса, а также предоставлен в аренду 08.07.2008, то есть до утверждения Тульской городской Думой 25.03.2009 Правил землепользования и застройки, то суд первой инстанции обоснованно посчитал, что к рассматриваемым правоотношениям они не применяются.
Таким образом, у администрации отсутствовали достаточные правовые основания для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство указанного объекта со ссылкой на то, что упомянутыми Правилами размещение гостиницы отнесено к условно разрешенным видам использования земельного участка и проведение дальнейшей работы по выдаче разрешения на строительство данного объекта возможно при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в порядке, установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов (пункт 4 статьи 85 ЗК РФ).
Вместе с тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в данном случае решение о запрете использования данного земельного участка не принималось; обстоятельства, указывающие на то, что разрешенное использование земельного участка опасно для жизни и здоровья человека, окружающей среды или объектов культурного наследия отсутствуют.
Также судебная коллегия считает, что отсутствуют и основания полагать, что представленная обществом в администрацию проектная документация не соответствует новому градостроительному плану от 28.03.2011, утвержденному постановлением администрации г. Тулы от 20.05.2011 N 1348, поскольку, с учетом вышеизложенного, необходимости в получении на спорный земельный участок нового градостроительного плана в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула у общества не имелось.
При этом материалами дела подтверждено, что общество при осуществлении прав и исполнении обязанностей, связанных с получением разрешения на строительство, действовало добросовестно и в соответствии с требованиями законодательства.
Отказ же ответчика в выдаче разрешения на строительство нарушает права заявителя на осуществление предпринимательской деятельности по строительству многофункционального комплекса.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ООО ФСК "Мега Строй" требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем они не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 18.10.2013 по делу N А68-7131/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования г. Тулы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7131/2013
Истец: ООО ФСГ "Мега Строй"
Ответчик: Администрация МО города Тулы