Интернет-магазин: правовая реальность
Наблюдающееся в последнее время стремительное развитие виртуальных технологий способствует более широкому распространению торговли различными товарами через Интернет и, как следствие, постоянному увеличению количества интернет-магазинов. Одновременно все большее распространение приобретают продажа и сдача в аренду таких магазинов. Как для потребителя, покупающего товары в интернет-магазине, так и для приобретателя самого магазина важно понимать, что представляет собой подобный магазин. Такое понимание позволит указанным субъектам не только защитить свои интересы, но и обеспечить юридическую действительность и чистоту заключаемых сделок.
Правовая реальность
Магазин, не важно, является он виртуальным или реальным, не может представлять собой пустое место. За красивым запоминающимся названием всегда стоит субъект права. Любой магазин, ведущий розничную продажу товаров, должен олицетворяться с юридическим лицом, имеющим право заниматься коммерческой деятельностью, либо индивидуальным предпринимателем. Такой вывод следует из п. 1 ст. 492 Гражданского кодекса РФ. Данная норма предусматривает, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Следовательно, если в качестве интернет-магазина деятельность ведет не имеющее статуса индивидуального предпринимателя физическое лицо, на которое зарегистрировано доменное имя, речь идет о незаконном предпринимательстве. Как следствие, такое физическое лицо рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной (по ст. 171 Уголовного кодекса РФ).
Если в намерения предпринимателя входит приобретение интернет-магазина, ему необходимо задуматься над тем, что же конкретно он собирается получить. Очевидно, что существование интернет-магазина невозможно без функционирования web-сайта - интерактивного ресурса в Сети, который является средством осуществления торговли. Для существования web-сайта необходимо по крайней мере несколько составляющих. Во-первых, ip-адрес, который для удобства восприятия и запоминания пользователями имеет определенную буквенную транскрипцию, представленную в привычной нам форме www.***.**. Это буквенное обозначение адреса сайта называется доменным именем.
Во-вторых, сервер (хостинг), на котором "лежит" та совокупность картинок, текста и информации, которую мы видим, запуская сайт в интернет-обозревателе. В-третьих, наполнение, или контент, web-сайта, который представляет собой текстовое, графическое, документальное и иное содержание сайта. В-четвертых, большое значение для существования и работы любого web-сайта имеет система управления сайтом (Control Management System, или CMS). Она представляет собой программу для ЭВМ, позволяющую управлять сайтом, в том числе вносить изменения в его контент.
Любой магазин - это бренд, т.е. некая совокупность узнаваемой и широко известной символики, которая делает магазин популярным. Понятие "бренд" отсутствует в российском законодательстве. В действующих нормативных правовых актах и в судебной практике указанный термин отождествляется то с торговой маркой, которая тоже никак в законодательстве не определена, то с товарным знаком, то упоминается сам по себе, что подразумевает возможность произвольно и весьма широко толковать содержание этого термина. Как представляется, бренд магазина может включать в себя и фирменное наименование, и коммерческое обозначение, и товарный знак (знак обслуживания), в том числе его особое графическое и цветовое решение, и сферу деятельности, в которой магазин занимает определенную нишу.
И наконец, ни один магазин не может существовать без товара, подлежащего продаже. Но у интернет-магазина, как правило, нет ни склада, ни кладовщиков, отпускающих товар, ни кассиров. Есть лишь операторы, обрабатывающие заказы, курьеры, развозящие товары потребителям, и обширная сеть договорных связей с поставщиками тех товаров, которые предлагаются на соответствующем сайте в Интернете.
Все изложенные особенности интернет-магазина влекут за собой необходимость понимания, в каком порядке возможна передача прав на составляющие его объекты.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ предметом купли-продажи может быть только вещь (товар). Аналогичным образом в соответствии п. 1 ст. 607 Кодекса в аренду могут быть переданы лишь непотребляемые вещи, т.е. которые не теряют своих натуральных свойств в процессе использования. Таким образом, в строгом смысле слова ни о продаже, ни об аренде интернет-магазинов речь идти не может.
Постараемся разобраться, как же следует передавать права на объекты, составляющие в своей совокупности интернет-магазин. Не будем забывать, что если речь идет о "купле-продаже" интернет-магазина, то предполагается передача прав на соответствующие объекты без ограничения срока такой передачи и без обязательства о возврате таких объектов первоначальному правообладателю. Когда же стороны договариваются об "аренде" интернет-магазина, в своих соглашениях им необходимо предусматривать временную (на определенный срок) передачу прав на его составляющие.
Особенности передачи прав на интернет-магазин или его составляющие
Начнем с передачи прав на доменное имя. Чтобы возникнуть, любое доменное имя должно быть обязательно зарегистрировано. Регистрацию проводят специализированные организации-регистраторы в определенной доменной зоне. Это может быть зона ru, com, net, org, su или какая-либо другая, определяемая в соответствии с предложениями регистраторов, а также запросами и возможностями (в том числе финансовыми) пользователя.
Передача прав на доменное имя, в частности, при отчуждении интернет-магазина также должна быть зарегистрирована. Ее порядок и перечень необходимых документов устанавливаются регистратором в зависимости от того, кто владелец доменного имени, кому оно передается, кто занимается администрированием сайта, кто первоначально регистрировал доменное имя, и от многих других обстоятельств. Последствия отсутствия перерегистрации прав на доменное имя для нового владельца весьма серьезны.
Приобретатель интернет-магазина, не перерегистрировавший на себя права на доменное имя, может столкнуться с невозможностью даже просто открыть соответствующую страницу в Интернете, если прежний владелец по каким бы то ни было причинам решит такую страницу заблокировать. На это было указано, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 9 февраля 2005 г. по делу N КГ-А40/20-05. Суд отметил, что доступ к интернет-сайту, размещенному в Сети под определенным доменным именем, имеет только администратор соответствующего доменного имени, который самостоятельно регистрирует индивидуальный пароль для доступа к информации о домене.
Что касается хостинга, то, если права владельца на доменное имя зарегистрированы и администрирование (управление) сайта осуществляется им самостоятельно, сайт может быть размещен на любом сервере по выбору владельца. Хостинг проводится на основании договора с собственником того сервера, на котором владельцу удобно и выгодно размещать свой сайт. Договор на хостинг прежнего владельца сайта прекращается. Вместо него новый владелец заключает другой договор с определенным по своему усмотрению обладателем соответствующего ресурса (сервера).
Как уже говорилось, наполнение (контент) сайта может включать в себя среди прочего дизайнерские решения, товарные знаки, фирменное наименование, коммерческое обозначение и иные объекты интеллектуальной собственности. Если приобретатель интернет-магазина предполагает использовать в своей деятельности те же объекты исключительных прав, что и прежний владелец, ему необходимо позаботиться, чтобы права на такие объекты были переданы в порядке и форме, соответствующих действующему законодательству. В противном случае велик риск привлечения несанкционированного пользователя к ответственности за незаконное использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.
Являясь составной частью бренда, фирменное наименование в соответствии с п. 1 ст. 1474 ГК РФ используется юридическим лицом в качестве средства индивидуализации. Под фирменным наименованием юридическое лицо выступает в гражданском обороте. Согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
В силу п. 2 ст. 1476 ГК РФ фирменное наименование может быть включено в товарный знак или знак обслуживания и охраняется в этом случае независимо от охраны товарного знака или знака обслуживания. Принимая во внимание норму ГК РФ, запрещающую отчуждение прав на фирменное наименование, представляется, что права на товарный знак, включающий в себя в качестве составной части фирменное наименование организации-правообладателя, также не подлежат передаче.
Коммерческое обозначение, которое также может входить в состав и бренда, и товарного знака, предназначено для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий. Указанное обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц. В соответствии с п. 4 ст. 1539 ГК РФ коммерческое обозначение может переходить от правообладателя к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
Следовательно, чтобы приобретатель интернет-магазина мог получить исключительное право на использование интересующего его коммерческого обозначения, он должен заключить с правообладателем договор купли-продажи предприятия, для индивидуализации которого используется соответствующее коммерческое обозначение. При заключении такого договора должны быть соблюдены все правила о форме и регистрации такого договора, порядке его заключения и формировании его условий, предусмотренные параграфом 8 главы 30 ГК РФ. Когда речь идет об "аренде" интернет-магазина, т.е. о временной передаче прав на составляющие его элементы, коммерческое обозначение должно согласно п. 5 ст. 1539 ГК РФ передаваться правообладателем приобретателю в соответствии с договором аренды предприятия (параграф 5 главы 34 ГК РФ) в составе такого предприятия.
Что касается товарного знака (знака обслуживания), то для его правовой охраны и признания исключительного права на него необходима регистрация товарного знака (знака обслуживания) в таком качестве. В силу ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков (знаков обслуживания) могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
Право использования товарного знака передается путем заключения лицензионного договора на определенный срок либо (в случае полной передачи исключительного права на товарный знак без ограничения срока) путем заключения договора на отчуждение данного права. Такой договор подлежит обязательной государственной регистрации, без которой признается незаключенным (не порождает правовых последствий).
Дизайнерское решение сайта также является охраняемым объектом авторских прав. Передача исключительного права на такое произведение осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством. Исключительные права на произведения могут быть переданы полностью (на неограниченный срок) по договору на их отчуждение (ст. 1285 ГК РФ) либо по лицензионному договору (ст. 1286 ГК РФ) на установленный им период времени.
Система управления сайтом, представляя собой программу для ЭВМ, также охраняется законодательством в указанном качестве. Права на такую программу передаются в порядке, установленном ГК РФ*(1). Если новый владелец интернет-магазина пренебрегает приобретением у прежнего хозяина пригодной для управления конкретным сайтом системы управления, он рискует столкнуться с невозможностью внести какие-либо изменения в контент сайта. В этом случае возможность оперативно управлять бизнесом сводится к нулю: нельзя будет изменить ни ассортимент предлагаемых товаров, ни реквизиты для платежей, ни данные лица, уполномоченного разрешать претензии покупателей.
Относительно товарного "наполнения" сайта необходимо отметить, что ввиду физического отсутствия товара в интернет-магазине его новому владельцу могут передаваться лишь сложившиеся у прежнего владельца договорные связи с поставщиками. Это не может происходить иначе, чем путем уступки прав требования по соответствующим договорам прежним их участником приобретателю интернет-магазина. В случае "аренды" интернет-магазина такая схема неприемлема, поскольку конструкция цессии (уступки права требования) не предполагает обратную уступку таких прав по истечении определенного срока.
Решение может быть следующим. "Арендодатель" интернет-магазина может на определенный срок принять на себя обязанности агента (комиссионера) в отношениях с "арендатором" и закупать для него необходимые товары. Это, естественно, усложняет взаимодействие сторон, в том числе и отношения с участием поставщика, а также затрудняет документооборот. Однако простого решения в обозначенной ситуации нет и быть не может ввиду ее неординарности. Возможно, с развитием гражданского оборота в сфере электронной торговли будут найдены и отлажены иные, более простые правовые схемы. Но пока это вопрос будущего.
Из изложенного следует, что для передачи прав на интернет-магазин недостаточно заключить один договор, как бы он ни назывался и каким бы объемным он ни был. Речь идет об отчуждении комплекса прав, составляющих в целом такое явление правовой реальности, как интернет-магазин. Каждая составная часть такого магазина передается в особом порядке, что требует специфического оформления. Поэтому правообладателям и приобретателям до принятия решения о совершении соответствующей сделки необходимо тщательно все взвесить и детально продумать каждый этап предстоящего переоформления прав, в том числе и с юридической точки зрения.
Работа с потребителями:
заказ, оплата, доставка
Преимущества электронной торговли для покупателей налицо. Потребитель, не выходя из дома, может ознакомиться с характеристиками интересующей его покупки, ее достоинствами и недостатками, возможными альтернативами. Заказ делается оперативно: потребитель самостоятельно удостоверяется в возможности заказа товара, определяет удобные для него способ оплаты и срок доставки. Кроме того, покупать товар в интернет-магазине выгодно. Цены в нем ниже, чем в обычных магазинах. Это происходит, в частности, за счет экономии продавца на накладных расходах: не надо арендовать торговые площади, набирать и оплачивать работу персонала и т.д. Но у каждой медали две стороны. Так, обратная сторона есть и у интернет-магазинов: реального наличия товара нет, встречи продавца и покупателя не происходит. Потребитель, заказывая товар в таком магазине, может даже не знать, кто (какое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) будет продавцом выбранного товара.
В интернет-магазине товар приобретается потребителем на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием. Очевидно, что в силу технических особенностей интернет-магазина такое ознакомление происходит способом, исключающим непосредственный осмотр потребителем товара или его образца. Следовательно, покупка в интернет-магазине осуществляется дистанционным способом. Сторонам такого договора необходимо в дополнение к действующему законодательству, в частности о защите прав потребителей, руководствоваться еще и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 (далее - Правила).
В соответствии с названными Правилами не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Например, не могут продаваться дистанционным способом драгоценные и редкоземельные металлы, драгоценные камни, изделия из них, лекарственные средства, вооружение, боеприпасы к нему, результаты научно-исследовательских и проектных работ и некоторые другие виды продукции, перечень которой утвержден Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".
Правила вслед за Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" устанавливают обязанность продавца предоставить покупателю исчерпывающую информацию об основных потребительских свойствах предлагаемого к продаже товара, адресе (местонахождении) и полном фирменном наименовании продавца, о месте изготовления товара, цене и условиях его приобретения, доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, а также о порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Особенно важной представляется обязанность продавца довести до сведения потребителя в письменной форме информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества. Такая информация должна содержать адрес (местонахождение) продавца, по которому возвращается товар, режим работы продавца, максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора, срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар. По общему правилу покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней. Если же продавец нарушит указанную обязанность и не уведомит о таком общем правиле потребителя, срок, в течение которого покупатель вправе отказаться от товара, продлевается до трех месяцев с момента передачи товара.
Законодательством предусмотрено, что покупатель не имеет права отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. Если товар надлежащего качества изготавливается специально для конкретного потребителя и имеет, например, указанные его приобретателем размеры, отличные от стандартных, или укомплектован в соответствии с пожеланиями потребителя, такой товар возврату не подлежит.
В Правилах указано, что предложение товара в его описании, содержащееся, например, на сайте интернет-магазина и обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора. Принимая во внимание, что в соответствии с параграфом 2 главы 30 ГК РФ существенным условием договора розничной купли-продажи является только его предмет, любое предложение товара на продажу в интернет-магазине следует считать публичной офертой. Это означает, что продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести предложенный товар. Обязательства продавца по передаче товара возникают с момента получения продавцом сообщения покупателя о намерении заключить договор.
Согласно п. 20 Правил договор купли-продажи товаров дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. В силу п. 1 ст. 500 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Из приведенных правовых норм следует, что продавец обязан продать потребителю заказанный в интернет-магазине товар по той цене, которая была указана на соответствующем сайте в момент, когда покупатель направил продавцу извещение о своем желании заключить договор купли-продажи. Даже если после заказа товара потребителем поставщики - партнеры интернет-магазина объявят о повышении цены, магазин несет этот риск самостоятельно и за свой счет. Такое увеличение стоимости товара ни при каких обстоятельствах не может быть отнесено на потребителя, за исключением случая, когда сам потребитель даст добровольное согласие приобрести товар по повышенной цене.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Когда договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, либо, если оно не определено, к месту жительства покупателя. Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц, но покупатель должен быть обязательно об этом проинформирован. В соответствии с Правилами достаточным подтверждением надлежащего исполнения обязательства при доставке товара является предъявление любым лицом квитанции или иного документа, подтверждающего заключение договора или оформление доставки товара.
В заключение отметим, что правовая база, регулирующая торговлю через Интернет, пока весьма незначительна. Необходимо развитие соответствующего законодательства и его приспособление к современным реалиям. Жизнь не стоит на месте, и она всегда будет опережать законодательную мысль. Задача правотворчества и правоприменения - не препятствовать техническому, научному и предпринимательскому прогрессу и обеспечить максимальную правовую защищенность в новых сферах деятельности?
О.А. Яковлева,
ведущий юрист ООО "Юридическая
Бизнес Коллегия", Санкт-Петербург
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о передаче прав на программное обеспечение см.: Яковлева О.А. Программы для ЭВМ: новеллы законодательства // ФБК. - 2008. - N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru