Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 декабря 2013 г. N 12АП-10104/13
г. Саратов |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А12-13429/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" декабря 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шепелевым С.В.,
при участии в заседании:
от Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда - Рыкова Т.П. по доверенности от 11.11.2013; Кострова Р.В. по доверенности от 11.11.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от "03" сентября 2013 года по делу N А12-13429/2013 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда (г. Волгоград, ИНН 3444161252, ОГРН 1083444006425)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (г. Волгоград)
о признании недействительным представления
при участии прокуратуры Волгоградской области (г. Волгоград),
Красноармейское межрайонное БТИ (г. Волгоград)
УСТАНОВИЛ:
Департамент по жилищной политике Администрации Волгограда (далее заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее Управление) от 01.04.2013года N 07-36/15/07-14-05/1046 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от "03" сентября 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В материалах дела имеется ходатайство прокуратуры о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 12 ноября 2013 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, прокуратуры Волгоградской области, Красноармейского межрайонного БТИ, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, в соответствии с поручением Росфиннадзора от 21.12.2012 N 43-01-05-25/5265 проведена проверка правомерного и эффективного использования средств Департаментом, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за период 01.01.2012 по 31.12.2012.
По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в адрес департамента по жилищной политике администрации Волгограда направлен соответствующий акт от 28.03.2013, согласно которому, в 2012 году Департаментом за счет средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, приобретены для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, квартиры, из их числа 8 жилых помещений (квартир) ненадлежащего качества в жилых домах, степень физического износа которых превышает норму (15%), установленную п. 4.1 муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме; в нарушение пункта 5.1.1 муниципальных контрактов в актах обследования 22 жилых помещений приобретенных Департаментом в 2012 году, не отражены данные о соответствии приобретаемого жилья требованиям благоустроенности, установленным п 4.1 муниципальных контрактов, в части наличия приборов учета горячей и холодной воды. Тем самым не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный ст. 34 БК РФ, и допущено неэффективное использование средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, в сумме 11774592 руб.
Степень физического износа жилых домов, в которых приобретены жилые помещения по восьми заключенным муниципальным контрактам, составила свыше 15%, что отражено в акте встречной проверки от 28.03.2013 г.
В акте проверки указано, что в жилых домах, в которых расположены приобретенные квартиры, последняя техническая инвентаризация проводилась в период с 1982 по 2002 годы (стр. 15 акта).
Акт проверки был подписан департаментом по жилищной политике администрации Волгограда с учетом прилагаемых возражений от 29.03.2013 исх.
N 01- 38/2334и о несогласии с Изложенными в нем выводами.
По результатам проверки Управление направило Департаменту представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01.04.2013 N 07-36/15/07-14-05/1046 (вход. N 01 -37/1430 от 05.04.2013), согласно которому по результатам проверки установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки от 28.03.2013, и предложено: рассмотреть представление в месячный срок со дня получения; принять меры по недопущению в дальнейшем совершения указанных нарушений действующего законодательства Российской Федерации; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Кроме того, в представлении указано, что за невыполнение представления ст. 19.5 КоАП России предусмотрена административная ответственность.
Департамент по жилищной политике Администрации Волгограда, не согласившись с вынесенным представлением, обратился в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, указал, что отсутствуют доказательства нарушения департаментом по жилищной политике администрации Волгограда принципа, закрепленного ст. 34 БК РФ.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 12.12.2005 N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по выплате вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям (патронатному воспитателю), предоставлению приемным родителям мер социальной поддержки" в редакции, действовавшей до 01.01.2013, органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Средства на исполнение расходных обязательств по обеспечению дополнительных гарантий прав на жилое помещение и образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитывались в областном фонде компенсаций и передавались из областного бюджета муниципальным районам и городским округам в форме субвенций (ст. 2 Закона Волгоградской области 6т 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" (в ред. от 04.06.2012).
Правилами представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203, распоряжением Правительства РФ от 07.06.2012 N 937-р "Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год" бюджету Волгоградской области на 2012 год предусмотрено выделение из федерального бюджета субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2012 год в сумме 22977900 руб. и установлен уровень софинансирования расходных обязательств Волгоградской области за счет средств данной субсидии в размере 49,9 %.
Согласно п. 5 Порядка осуществления и учета расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 08.08.2011 N 409-п, средства областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, направляются в бюджеты городских округов и муниципальных районов Волгоградской области в форме субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 31.10.2012 N 490-п "Об утверждении распределения субвенций из областного фонда компенсаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, на 2012 год" для бюджета Волгограда распределены средства субвенции в сумме 82 244 400 руб.
В бюджете Волгограда на 2012 год предусмотрены расходы в сумме 206207400 руб., в том числе за счет:
-средств субвенции из областного бюджета в сумме 123963000 руб.;
-средств субсидии из федерального бюджета в сумме 82244400 руб.
В соответствии с п. 2.2.1 Положения о департаменте по жилищной политике администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 06.12.2010 N 39/1209, департамент по жилищной политике администрации Волгограда -уполномоченный орган по исполнению государственных полномочий в сфере жилищных отношений в части обеспечения в соответствии с действующим законодательством приобретения в муниципальную собственность Волгограда жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств, предусмотренных на указанные цели в областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций, и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда Волгограда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Как следует из материалов дела, Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда, в рамках полномочий, возложенных на основании указанных выше нормативных правовых актов, 29.11.2012 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещены уведомления о проведении 55 открытых аукционов в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее-Закон N94).
Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда, как муниципальным заказчиком, установлены требования к приобретаемому жилому помещению, в том числе степень физического износа жилого дома, в котором расположено жилое помещение, должна составлять не более 15 %, жилье должно быть оборудовано приборами учета горячей и холодной воды.
В соответствии с протоколами заседания аукционной комиссии по подведению итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт от 10.12.2012 (лоты N N 1 -55) 22 заявки признаны соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
22.12.2012 заключены 22 муниципальных контракта с физическими лицам со сроком исполнения - до 27.12.2012.
Все жилые помещения переданы исполнителями своевременно (акты от 26.12.2012).
По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области в адрес департамента по жилищной политике администрации Волгограда было установлено, что в 2012 году Департаментом за счет средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, приобретены для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, квартиры, из их числа 8 жилых помещений (квартир) ненадлежащего качества в жилых домах, степень физического износа которых превышает норму (15%), установленную п. 4.1 муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме; в нарушение пункта 5.1.1 муниципальных контрактов в актах обследования 22 жилых помещений приобретенных Департаментом в 2012 году, не отражены данные о соответствии приобретаемого жилья требованиям благоустроенности, установленным п 4.1 муниципальных контрактов, в части наличия приборов учета горячей и холодной воды. Тем самым не обеспечен принцип эффективности использования бюджетных средств, закрепленный ст. 34 БК РФ, и допущено неэффективное использование средств бюджета Волгограда, источником образования которых являются средства субсидии из федерального бюджета, в сумме 11774592 руб.
Степень физического износа жилых домов, в которых приобретены жилые помещения по восьми заключенным муниципальным контрактам составила свыше 15%, что отражено в акте встречной проверки от 28.03.2013 г.
Вместе с тем, в оспариваемом решении суд правомерно указал, что Управлением при проведении проверки не дана оценка тем обстоятельствам, что на каждое приобретаемое жилое помещение (квартиру) Департаменту были представлены технические паспорта на жилые помещения (квартиры) по состоянию на 2012 год, согласно которым степень физического износа жилых домов не превышала 15 %.
В соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, при изготовлении технического паспорта на жилое помещение в разделе III (Техническое описание жилого помещения) указывается физический износ здания, в котором расположено жилое помещение.
До заключения муниципальных контрактов исполнителем были предоставлены технические паспорта жилых помещений (подлинники) соответствующие аукционным требованиям, согласно которым физический износ многоквартирных жилых домов составил:
-ул. им. Героев Малой Земли, д. 45 - 15% по состоянию на 28.11.2012,
-ул. им. Арсеньева, д. 46 - 14% по состоянию на 10.02.2012,
-ул. им. Куйбышева, д. 47 - 15% по состоянию на 28.11.2012,
-ул. им. Фадеева, д. 33 - 14% по состоянию на 31.08.2012,
-ул. Удмуртская, Д. 45 - 11% по состоянию на 20.08.2012,
-ул. Удмуртская, д. 24 - 14% по состоянию на 20.08.2012,
-ул. Саушинская, д. 1 - 14% по состоянию на 10.02.2012.
Действительно, Красноармейским отделением МУП "ЦМБТИ" по запросу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области N 07-30/854 от 18.03.2013 года письмом от 22.03.2013 г. N 234 представлена информация о физическом износе указанных выше жилых домов. При этом, обследование домов не проводилось, а использовались неактуальные данные на дату последней инвентаризации, которая проводилась в период с 1982-по 2002годы (например, по жилому дому по ул. Удмуртская, 45 - на 1982 год).
Вместе с тем, согласно актам технического обследования проведенного Красноармейским отделением МУП "ЦМБТИ" с учетом информации предоставленной МБУ ЖКХ Красноармейского района Волгограда уточненный процент физического износа многоквартирных жилых домов составил: ул. им. Героев Малой Земли, д. 45 - 15%, ул. им. Арсеньева, д. 46 - 15%, ул. им. Куйбышева, д. 47 - 13%), ул. им. Фадеева, д. 33 - 15%, ул. Удмуртская, д. 45 - 15%, ул. Удмуртская, д. 24 - 15%, ул. Саушинская, д. 1 - 14% (письмо от 30.04.2013 исх.
N 355).
Таким образом, ранее предоставленная Красноармейским отделением МУП "ЦМБТИ" информация содержащаяся в письме от 22.03.2013 г. N 234 по запросу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области N07-30/854 от 18.03.2013 года о физическом износе указанных выше жилых домов была составлена по сведениям последних технических инвентаризации проводившихся до 2002года, без учета последующих ремонтов и улучшений многоквартирных домов. В доме 45 по ул. Удмуртская проводился капитальный ремонт кровли и замена лифтового оборудования - в 2010 году, в доме 45 по ул. им. Героев Малой Земли проводился капитальный ремонт кровли в 2006 году, в доме 46 по ул. им. Арсеньева проводился капитальный ремонт кровли в 2005 году, в доме 47 по ул. им. Куйбышева -13% проводился капитальный ремонт кровли в 2005 году, в доме 1 по ул. Саушинская - 14% проводился капитальный ремонт кровли в 2004 году.
Следовательно, на момент приобретения жилья в декабре 2012 года степень физического износа многоквартирных жилых домов не превышала 15 %, что соответствует аукционной документации, п. 4.1 муниципальных контрактов, заключенных по результатам проведения открытых аукционов в электронной форме.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что приобретаемые жилые помещения не соответствуют требованию благоустроенности, в том числе, в части наличия приборов учета горячей и холодной воды, поскольку представленные в материалы дела акты обследования не подтверждают факт наличия приборов учета горячей и холодной воды.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным, так как не указание в акте проверки наличия приборов учета горячей и холодной воды, не свидетельствует об их отсутствии. Соответствие приобретаемых жилых помещений требованиям благоустроенности подтверждается выборочными актами обследования от 22.03.2013, составленным с участием заместителя начальника отдела ТУ Росфиннадзора в Волгоградской области Берко Л.Н.
В случае несоответствия жилых помещений установленным требованиям, Департаментом по жилищной политике администрации Волгограда был бы составлен акт, предусмотренный п. 5.1.2 муниципального контракта.
В соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В ст. 34 БК РФ раскрыто содержание одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при оценке соблюдения участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Таких документов в материалы дела не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении Департаментом принципа, закрепленного в ст. 34 БК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, со ссылкой на письмо прокуратуры г. Волгограда от 17.05.2013 N 18-1081 в-2013 о фактах подделки технических паспортов на жилые помещения (квартиры), расположенные в Красноармейском районе г. Волгограда с целью занижения процента износа, надлежащими доказательствами (приговор суда) не подтверждены и не свидетельствуют о неэффективном использовании бюджетных средств Департаментом и могут иметь правового значения в предмете оспаривания результатов аукциона.
При указанных обстоятельствах требования общества о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее Управление) от 01.04.2013года N 07-36/15/07-14-05/1046 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "03" сентября 2013 года по делу N А12-13429/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.