г. Челябинск |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А76-15608/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Полевой на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 ноября 2013 года по делу N А76-15608/2013 (судья Зайцев С.В.).
В заседании принял участие представитель муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Полевой Вишневский В.В. (приказ от 24.09.2010 N 52-2-к).
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Полевой (далее - заявитель, МОУ СОШ п. Полевой) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ МЧС России по Челябинской области, административный орган) заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.07.2013 N 195/196, вынесенного должностным лицом ГУ МЧС России по Челябинской области.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.11.2013 по настоящему делу в удовлетворении заявления муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Полевой отказано.
В апелляционной жалобе МОУ СОШ п. Полевой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на имеющее, по его мнению, место быть, неправильное применение арбитражным судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам, при принятии решения. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что вина МОУ СОШ п. Полевой в совершении вмененного ему административного правонарушения, применительно к условиям ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), не установлена и не доказана ГУ МЧС России по Челябинской области.
ГУ МЧС России по Челябинской области, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенное надлежащим образом, отзыв на апелляционную жалобу не представило и явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечило.
С учетом мнения представителя МОУ СОШ п. Полевой, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая МОУ СОШ п. Полевой в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности заинтересованным лицом совершения заявителем вмененных ему административных правонарушений.
С выводами арбитражного суда первой инстанции в части, нельзя согласиться.
В силу условий ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вне зависимости от доводов заявления МОУ СОШ п. Полевой, поданного в арбитражный суд первой инстанции, у арбитражного суда первой инстанции наличествовала обязанность по проверке обжалуемого постановления о назначении административного наказания, вынесенного ГУ МЧС России по Челябинской области, в полном объеме.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, заинтересованным лицом 03.06.2013 вынесено распоряжение N 86 о проведении плановой выездной проверки МОУ СОШ п. Полевой по месту нахождения: Челябинская область, Сосновский район, п. Полевой, ул. Центральная (л.д. 40 - 42), согласно сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенному на официальном Интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (л.д. 39).
Распоряжение от 03.06.2013 N 86 вручено директору МОУ СОШ п. Полевой, 03.06.2013, этим же должностным лицом на указанном распоряжении сделана отметка о том, что проверка начата 06.06.2013 (л.д. 42).
Согласно п. 5 распоряжения от 03.06.2013 N 86, целью проведения проверки являлся надзор за обеспечением пожарной безопасности объектов в соответствии с ежегодным планом плановых проверок.
Предметом проверки, согласно пункту 6 распоряжения от 03.06.2013 N 86, являлось соблюдение обязательных требований, или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проведения проверки устанавливался пунктом 7 распоряжения от 03.06.2013 N 86, - не более 20 рабочих дней, с 06.06.2013, по 03.07.2013 (не позднее).
Перечень правовых оснований проведения проверки приведен в пункте 8 распоряжения от 03.06.2013 N 86, а именно: ст. ст. 6, 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ); ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 (номер и дата данного Федерального закона в распоряжении от 03.06.2013 N 86 заинтересованным лицом не указаны); постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 "О Федеральном государственном пожарном надзоре"; Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ); Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ).
В пункте 9 распоряжения от 03.06.2013 N 86 приведен перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, а именно, проверка территорий, зданий, помещений, сооружений, ведения необходимой документации.
Пункт 10 распоряжения от 03.06.2013 N 86 содержит ссылку на приказ МЧС России от 26.08.2012 N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности".
Перечень документов, необходимых к представлению юридическим лицом для достижения целей и задач проведения проверки приведен в пункте 11 распоряжения от 03.06.2013 N 86, а именно:
Сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), его должностных лицах, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, организационных и технических мероприятиях, направленных на обеспечение пожарной безопасности объекта: 1) реквизитный лист организации (полное и сокращенное название юридического лица, юридический адрес, адрес для корреспонденции, N телефона и N факса, наименование обслуживающего банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО); 2) копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя юридического лица; 3) копия документа, подтверждающего личность законного представителя юридического лица; 4) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 5) копия выписки из государственного реестра юридических лиц; 6) копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ; 7) копия устава; 8) копия документа о регистрации права собственности на объекты; 9) список арендаторов (субарендаторов), копии договоров аренды (субаренды) с указанием месторасположения арендованных помещений, с указанием адресов и телефонов руководителей арендованных помещений; 10) копии приказов о назначении на должность ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности на объектах; 11) копии документов, подтверждающих личность лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; 12) копии должностных инструкций ответственных лиц за пожарную безопасность; 13) копии приказов о назначении лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объектах; 14) копии приказов об установлении на объектах соответствующего противопожарного режима; 15) инструкция о мерах пожарной безопасности (предъявить при проверке); 16) инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей (предъявить при проверке); 17) специальные программы пожарно-технического минимума, разработанные и утвержденные администрациями (собственниками) организации, согласованные с территориальным органом государственного пожарного надзора (предъявить при проверке); 18) копии документов о прохождении пожарно-технического минимума по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам; 19) справка о проведенном противопожарном инструктаже (категория обучаемых, дата, охват);
Сведения о состоянии наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах: 20) копии актов эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений;
Сведения о состоянии электропроводок, кабелей, электрооборудования: 21) сведения о наличии аварийного освещения (освещения безопасности и эвакуационного освещения), акт выполненных работ; 23) копии актов обследования технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов;
Сведения о состоянии огнезащитных покрытий: 24) копии актов проверки выполненных огнезащитных работ; 25) сведения о проведенных проверках состояния огнезащитной обработки (пропитки);
Сведения о состоянии автоматических установок обнаружения и оповещения о пожаре: 26) проектная документация на установки пожарной автоматики (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) (предъявить при проверке); 27) копии документов, подтверждающих наличие и исправность систем автоматической пожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); 28) копии годовых план-графиков регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, составляемых с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ; 29) копии договоров на техническое обслуживание автоматической пожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) с организацией, имеющей лицензию; 30) копии лицензий организаций, обслуживающих системы автоматической пожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); 31) инструкция о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики (предъявить при проверке); 32) журнал регистрации работ по ТО и ППР систем автоматической пожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) (предъявить при проверке);
Сведения о состоянии средств пожаротушения: 33) копии актов проверки пожарных кранов (при их наличии); 34) копии актов проверки пожарных гидрантов, водоемов (водоисточников) (при их наличии); 35) эксплуатационные паспорта огнетушителей (предъявить при проверке); 36) журнал учета первичных средств пожаротушения (предъявить при проверке); 37) журнал технического обслуживания огнетушителей (предъявить при проверке); 38) журнал проведения испытаний и перезарядки огнетушителей (предъявить при проверке);
Прочие сведения: 39) копия разрешения на ввод в эксплуатацию построенного или реконструируемого объекта; 40) расчет (обоснование) категории взрывопожароопасной и пожарной опасности производственных и складских помещений на объекте; 41) копии сертификатов по пожарной безопасности и пожарных накладных на отделочные материалы, примененные для отделки стен, потолков и полов на путях эвакуации (копии сертификатов представляются с печатью организации-изготовителя или с печатью организации, проводившей испытания); 42) копии сертификатов по пожарной безопасности и накладных на противопожарные двери, клапаны. Вентиляторы, датчики пожарные, оросители водяные спринклерные или дренчерные, узлы управления системами противопожарной защиты, приемно-контрольные приборы, рукава пожарные напорные, головки соединительные для пожарного оборудования, шкафы пожарные, клапаны пожарных кранов, стволы пожарные ручные, гидранты пожарные, огнезащитные вещества и материалы, огнетушители (копии сертификатов представляются с печатью организации-изготовителя или с печатью организации, проводившей испытания); (пункты 43, 44 в представленной заинтересованным лицом в материалы дела N А76-15608/2013 Арбитражного суда Челябинской области копии распоряжения от 03.06.2013 N 86 нечитаемы); 45) копии актов выполненных работ, актов скрытых работ по заполнению проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, люки) на объекте; 46) копия лицензии организации, производившей работы по заполнению проемов в противопожарных преградах на объекте; 47) копии актов выполненных работ, актов скрытых работ по горючей отделке путей эвакуации на объекте; 48) выкопировка из генерального плана объекта (предъявить при проверке); 49) копии технических паспортов зданий и сооружений; 50) сведения о зарегистрированных декларациях пожарной безопасности; 51) сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объекте; 52) сведения о количестве единовременного пребывания людей на объекте (всех категорий) поэтажно; 53) сведения о количестве дежурного персонала на объекте (в дневное и в ночное время суток); 54) справка о средней численности работников юридического лица за предшествующий календарный год; 55) прочие сведения, характеризующие систему пожарной безопасности на объекте; 56) копия документа о дате ввода в эксплуатацию, проведении реконструкции, изменении функционального назначения, капитального ремонта, технического перевооружения помещений, зданий и сооружений; 57) проектная документация на объект; 58) копии должностных инструкций законного представителя юридического лица; 59) документ, уполномачивающий лицо для участия в проведении проверки; 60) в случае отсутствия документа, представить справку о его отсутствии.
По результатам проверки 01.07.2013 заинтересованным лицом составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 86 (далее - акт проверки от 01.07.2013 N 86) (л.д. 43, 44).
Актом проверки от 01.07.2013 N 86 в частности зафиксировано, что проверка проводилась 06.06.2013 с 14 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 17.06.2013 с 11 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин., 01.07.2013 с 10 час. 00 мин. до 10 час. 30 мин.
Указанный акт проверки также содержит подпись директора МОУ СОШ п. Полевой в подтверждение того, что копия распоряжения о проведении проверки была получена им 03.06.2013 (л.д. 43).
По данным указанного акта проверки от 01.07.2013 N 86, выявлены нарушения заявителем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а именно:
1. На путях эвакуации в коридорах 1 и 2 этажей допущено применение строительных конструкций пола, способствующих скрытому распространению горения, классом пожарной опасности выше, чем В2, РП2, Д3, Т2 (деревянный пол) (ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 4 Федерального закона от 04.07.2008 N 123-ФЗ, п. п. 6.25*, 7.8* СНиП 21-01-97*);
2. В лестничной клетке в центральной части здания допущено размещение оборудования (батарея отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 4 Федерального закона от 04.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6.32* СНиП 21-01-97*);
3. В помещении технического подполья, помещении электрощитовой, в раздевалках спортзала, а также в правой лестничной клетке допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390));
4. Вытяжной канал системы вентиляции в спортивном зале закрыт одеялом (п. 48 ППР);
5. В здании класса функциональной опасности Ф 4.1 извещения о пожаре не передаются в подразделение пожарной охраны по выделенному в установленном порядке радиоканалу или другим линиям связи в автоматическом режиме без участия персонала объектов и любых организаций, транслирующих эти сигналы. Не применены технические средства с устойчивостью к воздействиям электромагнитных помех не ниже 3-й степени жесткости по ГОСТ Р 53325-2009 (ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 4 Федерального закона от 04.07.2008 N 123-ФЗ, п. 14.4 СП 5.13130.2009 (в редакции изменения N 1, утвержденного приказом МЧС России от 01.06.2011 N 274)).
Акт проверки от 01.07.2013 N 86 вручен директору МОУ СОШ п. Полевой также 01.07.2013, что подтверждается соответствующими отметками указанного должностного лица на данном акте (л.д. 44).
Муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Полевой заинтересованным лицом 01.07.2013 выдано предписание N 86-1-5 (л.д. 15, 16), которым предписывалось устранить установленные нарушения, перечисленные в акте проверки от 01.07.2013 N 86, в срок до 01.07.2014.
Заинтересованным лицом 18.07.2013 в присутствии директора МОУ СОШ п. Полевой, заблаговременно извещенного о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия (л.д. 46 - 48) в отношении заявителя составлены протоколы об административном правонарушении:
Протокол об административном правонарушении от 18.07.2013 N 195 (л.д. 49, 50), которым МОУ СОШ п. Полевой вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в ходе осуществления плановой выездной проверки помещений, установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. В помещении технического подполья, помещении электрощитовой, в раздевалках спортзала, а также в правой лестничной клетке допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 - ППР);
2. Вытяжной канал системы вентиляции в спортивном зале закрыт одеялом (п. 48 ППР).
Законным представителем МОУ СОШ п. Полевой при этом даны пояснения по поводу вмененных нарушений ППР; согласно указанным пояснениям, выявленные нарушения устранены в ходе ремонтных работ 20.06.2013.
Протокол об административном правонарушении от 18.07.2013 N 196 (л.д. 51, 52), которым МОУ СОШ п. Полевой вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в ходе осуществления плановой выездной проверки помещений, установлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно:
1. В лестничной клетке в центральной части здания допущено размещение оборудования (батарея отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 4 Федерального закона от 04.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6.32* СНиП 21-01-97*).
Законным представителем МОУ СОШ п. Полевой при этом даны пояснения по поводу вмененных нарушений; согласно указанным пояснениям, батарея была установлена при строительстве школы в 1972 году, согласно проекту по СНиП, II-Л.4-62, ранее данное правонарушение не указывалось.
Заинтересованным лицом 18.07.2013 были вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 53, 54), которыми законный представитель МОУ СОШ п. Полевой извещался о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия - 23.07.2013, в 10 час. 00 мин., по адресу: Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, ул. Сиреневая, 1 Б (отдел надзорной деятельности N 17 управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области).
Административным органом, определением от 23.07.2013 (л.д. 56) было удовлетворено заявление законного представителя МОУ СОШ п. Полевой (л.д. 55) об отложении рассмотрения дела - на 24.07.2013, в 10 час. 00 мин. (Челябинская область, Сосновский район, с. Долгодеревенское, ул. Сиреневая, 1 Б (отдел надзорной деятельности N 17 управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Челябинской области)).
Заинтересованным лицом 24.07.2013 в присутствии директора МОУ СОШ п. Полевой вынесено постановление N 105/196 о назначении административного наказания (л.д. 57 - 60), которым заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных: ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения; ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб.
С учетом положений ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ размер административного штрафа, назначенного заинтересованным лицом МОУ СОШ п. Полевой составил 150 000 руб.
В указанном постановлении о назначении административного наказания ГУ МЧС России по Челябинской области вменило муниципальному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Полевой совершение следующих нарушений.
По части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. В помещении технического подполья, помещении электрощитовой, в раздевалках спортзала, а также в правой лестничной клетке допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п. 42 - ППР);
2. Вытяжной канал системы вентиляции в спортивном зале закрыт одеялом (п. 48 ППР).
По части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. В лестничной клетке в центральной части здания допущено размещение оборудования (батарея отопления), выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц (ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ст. 4 Федерального закона от 04.07.2008 N 123-ФЗ, п. 6.32* СНиП 21-01-97*).
При этом административным органом в данном постановлении о назначении административного наказания, в числе прочего указано следующее: "Из объяснения директора_ установлено, что им приняты меры по выполнению выявленных в период проверки нарушений требований пожарной безопасности, а именно: на все светильники, на которых в момент проверки отсутствовали колпаки, предусмотренные конструкцией светильника, колпаки куплены и установлены, вытяжной канал системы вентиляции в спортивном зале освобожден от одеяла. Законным представителем юридического лица предоставлены подтверждающие документы - фотографии. Так же законный представитель юридического лица_ пояснил, что по замечанию пункта 1 протокола об административном правонарушении N 196 батарея в лестничной клетке не демонтирована, и не перенесена на высоту не менее 2,2 метра от проступи или площадки лестницы, так как данное замечание получено впервые, а отопление в здании школы выполнено в соответствии с проектом на строительство. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении данное замечание не устранено".
Сделав ссылку на ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административный орган, в обжалуемом постановлении о назначении административного наказания указал, что у МОУ СОШ п. Полевой имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ГУ МЧС России по Челябинской области также указало в постановлении о назначении административного наказания, что совершение МОУ СОШ п. Полевой административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 01.07.2013 N 86, протоколами об административном правонарушении от 18.07.2013 NN 195, 196.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ).
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 18.12.2013 законный представитель МОУ СОШ п. Полевой пояснил, что не оспаривает наличие со стороны заявителя административных правонарушений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; обратное, также не указывалось - как изначально, в тексте поданного заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания, так и в тексте апелляционной жалобы на решение арбитражного суда первой инстанции.
В отношении привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что постановление о назначении административного наказания от 24.07.2013 N 195/196 в данном случае является правомерным, учитывая установленные ГУ МЧС России по Челябинской области, и не отрицаемые МОУ СОШ п. Полевой факты нарушения требований п. п. 42, 48 ППР. У заявителя имелась возможность соблюдения требований п. п. 42, 48 ППР, однако, он пренебрег имевшейся у него возможностью, в связи с чем, вина в совершении данного административного правонарушения, применительно к ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, заинтересованным лицом установлена и доказана. В связи с этим МОУ СОШ п. Полевой обоснованно привлечено ГУ МЧС России по Челябинской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В то же время, привлечение МОУ СОШ п. Полевой к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ является неправомерным, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, при этом к спорной ситуации примечание к статье 1.5 настоящего Кодекса не действует).
В силу условий ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции законный представитель МОУ СОШ п. Полевой пояснил, что измерительные приборы в целях определения расстояния батареи отопления, выступающей из плоскости стен, от поверхности проступей и площадок лестниц, заинтересованным лицом в ходе проведенных проверочных мероприятий не использовались.
Каким именно образом, осуществлялось при этом установление соответствующего расстояния, не представляется возможным определить, ни из акта проверки от 01.07.2013 N 86, ни из протокола об административном правонарушении от 18.07.2013 N 196, ни из текста самого обжалуемого постановления о назначении административного наказания.
Не следует также, из текста распоряжения от 03.06.2013 N 86, что заинтересованным лицом у МОУ СОШ п. Полевой были истребованы документы, на основании данных которых, представлялось бы возможным установить соответствующее расстояние без осуществления необходимых измерений.
При рассмотрении заявления МОУ СОШ п. Полевой в арбитражном суде первой инстанции, в материалы дела заявителем был представлен фотоснимок (л.д. 65), однако, по словам законного представителя МОУ СОШ п. Полевой, сделанный МОУ СОШ п. Полевой по окончании проведения проверки, в целях доказывания соответствия расстояния расположения батареи отопления, выступающей из плоскости стен, от поверхности проступей и площадок лестниц, установленному. Кроме того, из содержания указанного фотоснимка также не представляется возможным установить спорное расстояние.
С учетом изложенного, ГУ МЧС России по Челябинской области не доказан сам факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, совершение которого вменено МОУ СОШ п. Полевой, что, применительно к норме ч. 4 ст. 1.5 данного Кодекса, исключает возможность административного наказания.
Соответственно у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа МОУ СОШ п. Полевой в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в отношении признания виновным МОУ СОШ п. Полевой в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначения МОУ СОШ п. Полевой наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 ноября 2013 года по делу N А76-15608/2013 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявление муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Полевой удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 24.07.2013 N 195/196, вынесенное должностным лицом ГУ МЧС России по Челябинской области в части признания муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа п. Полевой виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявления муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа п. Полевой отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15608/2013
Истец: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Полевой
Ответчик: Главное управление МЧС России по Челябинской области