Как "разгрузить" счет 97
Любая организация в своей деятельности несет затраты, которые признаются расходами будущих периодов. Поэтапное списание этих расходов значительно увеличивает трудоемкость учетного процесса, что не всегда оправданно. Рассмотрим альтернативные способы отражения в учете таких затрат. Эти способы позволяют упростить учетную процедуру и приблизить порядок формирования отчетности к международным стандартам.
Периодические испытания основных средств
По роду деятельности некоторым организациям приходится сталкиваться с различными проверочными мероприятиями, не связанными с налоговым контролем. Например, периодически нужно проводить испытание электроустановок, электрооборудования, заземляющих устройств (п. 1.3.3, 1.6.6, 1.6.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей*(1)).
Эти услуги оказывают специализированные организации, и, конечно, не бесплатно. В бухгалтерском учете порядок отражения таких расходов будет зависеть от назначения проведенной проверки. При вводе объекта в эксплуатацию возможна капитализация затрат в стоимости основного средства, поскольку перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта ОС, открытый (п. 8 ПБУ 6/01*(2)).
Во время дальнейшей эксплуатации объекта порядок учета расходов определяется ПБУ 10/99*(3). Затраты на контрольные мероприятия могут включаться в текущие расходы без отражения на счете 97 "Расходы будущих периодов". Во-первых, использование этого счета для распределения расходов данного вида в нормативных документах по бухгалтерскому учету напрямую не закреплено. Во-вторых, упомянутые расходы возникают периодически, непосредственно связаны с текущей деятельностью организации и направлены на обслуживание основных средств и поддержание их в рабочем состоянии. Следовательно, затраты на них должны списываться по мере возникновения (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В бухгалтерском учете они могут быть отражены, например, по дебету счета 25 "Общепроизводственные расходы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций*(4)).
Эти выводы справедливы и в отношении затрат на периодическое проведение технического осмотра объектов ОС, их диагностики и некоторых других мероприятий схожего характера. В соответствии с МСФО 16 "Основные средства" при эксплуатации объектов ОС затраты на периодические технические осмотры (регулярное проведение крупных технических проверок на наличие неисправностей для продолжения эксплуатации) включаются в стоимость основного средства при одновременном списании оставшейся стоимости предыдущего осмотра. Учитывая, что в настоящее время российские стандарты учета все более сближаются с международными, вполне вероятно, что в скором времени организациям придется использовать данный принцип. МСФО построены на профессиональном суждении. Для синхронизации учетов можно установить в учетной политике такой критерий существенности расходов на периодические осмотры, чтобы они могли единовременно списываться по правилам как российских, так и международных учетных стандартов.
Затраты на выполнение лицензионных условий
Как правило, большинство услуг по оформлению документов оказывается сторонними организациями. Рассмотрим услуги, связанные с выполнением организацией-заказчиком лицензионных условий. Напомним: лицензионные требования и условия - это правила, установленные конкретными положениями по лицензированию отдельных видов деятельности, исполнение которых обязательно (ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Так вот, для ведения некоторых видов деятельности недостаточно просто получить разрешительные документы, необходимо еще и соблюдать лицензионные условия в течение всего срока их действия. В противном случае лицензию могут аннулировать.
Возьмем для примера деятельность по транспортировке опасных отходов. Особенность ее ведения регламентирована Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов*(5). Одно из лицензионных условий, установленных в нем, - работники должны пройти профессиональную подготовку, по результатам которой им выдаются свидетельства (сертификаты) установленного образца. Естественно, волей-неволей организации-работодателю приходится обращаться в специализированное образовательное учреждение.
Для организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные объекты, одним из лицензионных условий является выполнение требований, установленных ст. 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Например, для планирования и проведения мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, возможно, придется оплачивать услуги сторонних организаций.
На практике существуют два подхода к порядку отражения таких затрат в бухгалтерском учете. Первый предусматривает использование счета 97. В дальнейшем суммы равномерно списывают в течение срока действия лицензии на текущие расходы, как бы увеличивая ее стоимость.
Второй подход состоит в том, что такие затраты должны списываться единовременно, поскольку они возникают регулярно, направлены на поддержание текущей деятельности организации и сами по себе не относятся непосредственно к лицензии. В обоснование этой позиции как наиболее перспективной можно привести такие аргументы. Срок действия лицензии составляет пять лет, а отнесение, к примеру, отходов к конкретному классу опасности производится только для одного отчетного периода. Следовательно, к стоимости лицензии упомянутые затраты не имеют никакого отношения и распределять их пропорционально сроку действия лицензии не нужно.
Средства, истраченные на выполнение лицензионных условий, являются самостоятельным видом затрат. Поэтому их лучше не отражать в составе расходов будущих периодов, а учесть на счете 20 "Основное производство" или 25, что позволяют п. 5 и 7 ПБУ 10/99 и Инструкция по применению Плана счетов. Кстати, этот подход совпадает с принципами МСФО, где понятие "расходы будущих периодов" отсутствует ипри принятии решения об отнесении затрат к тому или иному объекту учета нужно руководствоваться общими принципами признания активов, доходов и расходов.
Обследование имущества
С затратами на обследование или оценку имущества для принятия управленческих решений, для чего привлекается независимая специализированная организация, дела обстоят по-другому. После окончания обследования или оценки руководству предприятия, чтобы принять решение, может потребоваться некоторое время. Таким образом, на момент оказания услуг последующие действия руководства неизвестны, и вполне вероятно, что с имуществом в дальнейшем не будут производить никаких действий. Поэтому на практике, как правило, такие затраты предпочитают отражать на счете 97 до принятия управленческого решения, в зависимости от которого определяют дальнейший порядок их списания. В качестве примера можно привести затраты на обследование строительных конструкций, связанное с оценкой целесообразности проведения ремонта, или на экспресс-обследование системы управления с целью определить стоимость работ по разработке общесистемного проекта корпоративной информационной системы.
Такие расходы можно списывать сразу, без использования счета 97, независимо от того, какое решение примет руководство, ведь отчеты по результатам обследования или оценки содержат информацию, которая потребляется единовременно - в момент прочтения. Более того, через непродолжительное время указанные в отчете сведения устаревают, т.е. на их основании невозможно принять правильное управленческое решение. Следовательно, у организации нет оснований, чтобы откладывать признание таких затрат. Этот подход также согласуется с принципами МСФО.
Подготовка аналитических обзоров
Практика показывает, что некоторые организации отражают на счете 97 средства, истраченные на оплату услуг сторонних фирм по подготовке аналитических отчетов, исследованию рынка, инжиниринговых услуг и пр. Аргументы для единовременного списания таких расходов аналогичны рассмотренным ранее, поскольку результат услуги - информация, потребляемая единовременно. Как правило, установить прямую или косвенную связь между средствами, израсходованными на консультацию, и каким-то конкретным доходом невозможно. Все проведенные исследования направлены на обеспечение деятельности организации в целом и необходимы для принятия управленческих решений.
Более того, при использовании, например, аналитического обзора невозможно выделить часть расходов, которые подлежат отнесению на себестоимость в будущих периодах. Следовательно, их можно списывать в бухгалтерском учете по мере возникновения в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В соответствии с МСФО организация также должна списывать затраты на приобретенные аналитические, маркетинговые и прочие отчеты по мере их возникновения.
Услуги, сопутствующие сдаче имущества в аренду
Многие компании сдают имущество в аренду, привлекая посредников для поиска клиентов. Некоторые организации приходят к выводу, что раз доходы по заключенным договорам аренды будут поступать в течение нескольких периодов, то сопутствующие им расходы нужно списывать равномерно в течение времени получения арендной платы, и отражают их на счете 97.
Однако оснований для распределения расходов по выплате вознаграждения за поиск арендаторов нет, поскольку услуга по поиску арендатора признается оказанной в момент заключения договора аренды. Ведь по своей сути оно является платой за обеспечение условий и предпосылок для заключения договоров аренды помещений.
Стандартный контракт на поиск арендаторов, как правило, не содержит условия о выплате вознаграждения посреднику в течение всего срока действия договора, заключенного с его помощью. Возможное получение компанией от третьих лиц в будущем доходов в результате использования сданного в аренду имущества выходит за рамки предмета регулирования этого контракта. Следовательно, договор с посредником описывает лишь взаимоотношения двух сторон, участвующих в нем, и четкой связи расходов по выплате вознаграждения с возможными доходами в будущем нет. Значит, расходы могут быть списаны по мере возникновения.
И.Д. Юцковская,
директор департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК"
Е.С. Пальмина,
старший консультант департамента бухгалтерского
консалтинга компании "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 7, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6.
*(2) Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н.
*(3) Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
*(4) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
*(5) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006 г. N 524.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru