г. Москва |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А40-49018/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "Шестнадцать тонн"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 сентября 2013 года по делу N А40-49018/2013 судьи Кузнецовой С.А. (106-297)
по заявлению ЗАО "Шестнадцать тонн" (ОГРН 1037739053450, 123022, г.Москва, ул. Пресненский вал, дом 6, стр.1)
к Межрегиональному управлению по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: |
Чухлебова Ю.Ю. по дов. от 17.03.2013; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2013, принятым по данному делу, признано незаконным и отменено полностью постановление постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО от 12.03.2013 N 303-13/96-2ю о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
При принятии данного решения суд первой инстанции исходил из того, что при составлении протокола были нарушены права заявителя по представлению пояснений по существу выявленных правонарушений, а протокол вынесен без учета позиции заявителя, с нарушением его прав и без полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в мотивировочной части. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, при анализе полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО установлено, что ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" не представлена декларация об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее декларация N 4) за 4 квартал 2012 года.
По факту выявленного нарушения консультантом отдела контроля за декларированием производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО Симоновой Н.А. в отношении ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" составлен протокол от 27.03.2013 N 03-13/96-1 об административном правонарушении по ст. 15.13 КоАП РФ.
Данный протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН", что подтверждается письменными пояснениями генерального директора общества, согласно которому общество было извещено о времени и месте составления протокола согласно извещению от 06.02.2013. При этом прибывший полномочный представитель общества не был допущен на составление протокола.
На основании указанного протокола заместителем руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу Парнициной Н.А.. в присутствии законного представителя общества - генерального директора Деева С.В., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление от 12.03.2013 N 303-13/96-2ю о назначении административного наказания по ст. 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г.Москвы.
Согласно ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Правоотношения в области производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.14 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций, в том числе об объеме розничной продажи пива и пивных напитков (п. 1 Правил).
В соответствии с п.2,15 Правил организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, использование мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственных мощностей), организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции представляют декларации.
На основании п. 1.2 Приказа Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" организация заполняет декларации по формам N 1 - 12 в зависимости от вида осуществляемой деятельности за отчетный квартал либо месяц.
В силу п. 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и N 12 к настоящим Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме (п. 18 Правил).
ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" не представило до 20 января 2013 года декларация N 4 об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2012 года.
Исходя из изложенного административный орган пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, признавая оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности незаконным и отменяя его, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в нарушение ст.28.2 КоАП РФ при составлении протокола были нарушены права заявителя по представлению пояснений по существу выявленных правонарушений, а протокол вынесен без учета позиции заявителя, с нарушением его прав и без полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно п.2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости - иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.
Протокол об административном правонарушении от 27.03.2013 N 03-13/96-1 составлен в отсутствие законного представителя ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" при надлежащем извещении его о месте и времени составления протокола.
Данный протокол составлен в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН", что подтверждается письменными пояснениями генерального директора общества, согласно которому общество было извещено о времени и месте составления протокола согласно извещению от 06.02.2013. При прибывший полномочный представитель общества не был допущен на составление протокола.
Данные обстоятельства не оспариваются лицами, участвующими в деле.
При этом на составление протокола от 27.03.2013 N 03-13/96-1 об административном правонарушении не был допущен полномочный представитель ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" Меднис А.А., действующая по доверенности от 26.02.2013, поскольку, по мнению административного органа, данный представитель не был наделен полномочиями защитника согласно ст. 25.5 КоАП РФ.
Из содержания доверенности от 26.02.2013 следует, что общество, в лице генерального директора Деева С.В., уполномочило Меднис А.А. представлять интересы ЗАО "ШЕСТНАДЦАТЬ ТОНН" с правом подавать и получать документы в МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО.
Доверенность выдана генеральным директором общества накануне даты явки его представителя в административный орган - 26.02.2013 9л.д.72), подготовлены за его подписью пояснения по существу выявленного правонарушения, в связи с получением извещения от 06.02.2013 (л.д.73-79), которые должен был передать до составления протокола лицу, его составляющему, представитель по доверенности.
Как следует из объяснений сторон в судебном заседании и материалов дела, явившийся к ответчику в день составления протокола был направлен в канцелярию для сдачи документов, пояснения у него приняты не были со ссылкой на отсутствие полномочий на представление интересов общества при составлении протокола об административном правонарушении, что и было сделано, о чем свидетельствует штамп Росалкогольрегулирования о получении этих документов 27.02.2013 и пояснения Меднис А.А. (л.д.69).
Из текста протокола об административном правонарушении следует, что он составлен был без учета поступивших в административный орган пояснений законного представителя - генерального директора Деева С.В., а пояснения, по какой причине явившемуся представителю с полномочиями в доверенности на право передачи этих документов, было отказано в реализации своих прав, суду не представлено.
Согласно с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ, в том числе пользоваться юридической помощью защитника.
В силу пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в целях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежащим образом извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, общество приняло решение о защите своих интересов путем представления в административный орган письменных пояснений, подписанных генеральным директором, с наделением правом на передачу этих пояснений по доверенности гр-ке - Меднис А.А.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе подлежат указанию, в том числе объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
В настоящем случае административный орган, отказавшись принять письменные объяснения законного представителя, нарушил его право на представление возражений по выявленному правонарушению, а сами пояснения в нарушение ст.28.2 КоАП РФ в протоколе не отражены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что представителю заявителя было незаконно отказано в передаче письменных пояснений законного представления, с учетом указанных в доверенности от 26.02.2013 полномочий на представление интересов общества в конкретном административном органе, выражающихся в праве подавать и получать документы.
Суд приходит к выводу о том, что при составлении протокола административным органом не выполнены требования положений ст.28.2 КоАП РФ, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляющих ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения" и п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Административным органом допущены существенные нарушения установленного КоАП РФ порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а лицу, привлекаемому к ответственности, не позволило в полной мере воспользоваться предоставленными ему правами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 N 10 указал, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что заявитель не является субъектом вменяемого правонарушения, не принимается судебной коллегией в силу следующего.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности являться самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, независимо от того, имело ли место совершение административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, поэтому существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В соответствии со ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17 сентября 2013 года по делу N А40-49018/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49018/2013
Истец: ЗАО "Шестнадцать тонн"
Ответчик: Межрегиональное управление по ркгулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО