Декларирование целевых расходов как эффективный финансово-правовой
механизм государственно-частного партнерства в Российской Федерации
1. Средство привлечения
бизнес-сообщества к решению экологических проблем
В последнее время все чаще в средствах массовой информации поднимается вопрос о том, каким образом привлечь бизнес-сообщество к решению заведомо неприбыльных и не всегда популярных проблем без применения к нему внеправовых способов воздействия, а наоборот, создавая для него различные экономические и юридические стимулы для такого участия, с учетом того, что государство и органы местного самоуправления далеко не всегда в силу различных причин экономического (например, в виду нехватки в бюджетах денежных средств, которые можно направить на решение определенных задач) и организационного характера способны самостоятельно эффективно решать данные вопросы.
В связи с этим возникает необходимость в новых подходах и во внедрении в различные отрасли законодательства (прежде всего законодательства о налогах и сборах) новых экономико-правовых механизмов, позволяющих сделать привлекательным (прежде всего экономически) участие различных субъектов экономической деятельности в решении государственно значимых задач.
Идея государственно-частного партнерства, которая активно обсуждается в последнее время представителями бизнес-сообщества и органов государственной власти, по нашему мнению, предполагает использование в различных отраслях российского законодательства механизмов, позволяющих посредством различных правовых средств положительным образом (то есть при условии удовлетворения интересов всех участников соответствующих отношений) влиять на решение насущных и трудноразрешимых задач, которые стоят перед государством или органами местного самоуправления и которые в силу ряда причин экономического, социального характера до сих пор не выполнены. Прежде всего, по нашему мнению, это связано с тем, что до настоящего времени не разработан правовой инструментарий, который служил бы вспомогательным средством для кооперирования и придания единой направленности действиям различных экономических субъектов, исходящих из различных (порой противоположных) интересов.
Например, одной из проблем, стоящих в настоящее время перед государством и органами местного самоуправления, является обеспечение экологического благополучия и охраны окружающей природной среды. При этом решение многочисленных проблем экологического благополучия практически всегда связано в Российской Федерации с недостатком бюджетного финансирования и весьма "прохладным" отношением природопользователей (и не только их) к этим проблемам.
В связи с этим очевидна потребность в разработке и внедрении в законодательство универсальных правовых механизмов, которые позволяли бы достаточно оперативно и, главное, законно решать экологические проблемы в первую очередь за счет привлечения средств частных субъектов, посредством совершенствования финансово-правового и отраслевого инструментария, позволяя при этом в значительной степени минимизировать не всегда оправданную политизацию отношений, возникающих в этой сфере, когда государственно-частное партнерство сводится к банальному "выбиванию" денежных средств органами власти посредством различных внеправовых средств.
Предлагаемый механизм должен сделать решение экологических задач, с одной стороны, экономически привлекательным и эффективным для государства, а с другой стороны, экономически привлекательным и ответственным мероприятием для субъекта экономической деятельности.
По нашему мнению, такой механизм должен, безусловно, носить межотраслевой универсальный характер. Различные его элементы могли бы найти свое отражение как в специальных отраслевых актах, посвященных регулированию специфических отношений (например, в законодательных актах, регулирующих отношения в сфере экологического благополучия или природопользования), так и в актах законодательства о налогах и сборах, в актах, относящихся к другим отраслям законодательства Российской Федерации.
Речь, прежде всего, идет о разработке и внедрении в отраслевое [например, экологического (природоохранное)] законодательство (с развитием соответствующих смежных отношений в законодательстве о налогах и сборах) такого института, как декларация целевых расходов, которую предлагается рассматривать как документ-форму, опосредующую обязательства определенного субъекта-налогоплательщика, принимающего на себя определенные обязательства с целью решения специфических задач, в рассматриваемом случае - экологических (природоохранных), и получающего взамен соответствующее право на использование налоговой льготы и (или) иных преимуществ, которые предоставляются законодательством о налогах и сборах целевым образом, то есть на выполнение соответствующих экологических (природоохранных) мероприятий, или как документ, который должен быть определен в отраслевом законодательстве прежде всего как способ фиксации соответствующим субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) своих обязательств по решению определенных (экологических) задач.
2. Обоснование необходимости разработки и внедрения
декларирования целевых расходов
Основным стимулом для внедрения и использования декларации целевых расходов в хозяйственной практике могло бы стать, по нашему мнению, закрепление в законодательстве механизма, позволяющего осуществлять включение в такую декларацию денежных средств в объеме, остающемся (высвобождаемом) от использования соответствующим лицом - налогоплательщиком льгот и иных преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах для решения соответствующих задач.
Обоюдную экономическую привлекательность реализации вышеуказанных задач могло бы придать закрепление в законодательстве о налогах и сборах права на использование высвобождаемых денежных средств целевым образом не в полном объеме, а в определенной части. Другую же часть денежных средств можно было бы оставлять в распоряжении налогоплательщика в качестве "бонуса" за участие в решении соответствующих задач.
Например, возможно закрепление в законодательном порядке такого механизма, который позволил бы налогоплательщику оставлять 30% из средств, высвобождаемых в результате применения целевых налоговых льгот и иных преимуществ, установленных законодательством о налогах и сборах, при условии что 70% данных денежных средств он должен потратить на выполнение соответствующих мероприятий*(1).
При этом задача государства состоит не в мониторинге целевого или нецелевого расходования денежных средств либо правильного или неправильного оформления соответствующей документации, а в контроле за непосредственным выполнением налогоплательщиком соответствующего мероприятия, обязательство по выполнению которого он принял на себя, что, по нашему мнению, является намного более эффективным, чем контроль, направленный на установление фактов неоправданного или необоснованного использования налогоплательщиками налоговых льгот и иных преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах.
Подтверждением же выполнения соответствующим субъектом принятых на себя обязательств должен стать подписанный уполномоченным должностным лицом органа государственной власти акт приемки выполненных работ или согласованный соответствующим органом государственной власти отчет о выполнении обязанным лицом вышеуказанных мероприятий. При этом для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны соответствующих должностных лиц уполномоченных органов важно законодательно установить процедурные нормы, четко регламентирующие увязанные по срокам и обязательствам отношения, которые возникают между субъектами правового регулирования при подаче и согласовании (подписании) акта приемки выполненных работ.
3. Целевые финансовые депозиты
Денежные средства, остающиеся (высвобождаемые) у налогоплательщиков в результате экономии от использования налоговых льгот или иных преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах целевым образом, можно было бы условно именовать целевыми финансовыми депозитами.
Под целевыми финансовыми депозитами предлагается понимать определенный объем денежных средств, находящих (остающихся) в распоряжении у организаций и индивидуальных предпринимателей для реализации соответствующих экологических (природоохранных) мероприятий за счет собственной прибыли (дохода); денежных средств, высвобождаемых в результате использования целевых налоговых льгот и (или) использования (применения) иных преимуществ, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для налогоплательщиков, осуществляющих определенные законодательством и отраженные в декларации целевых расходов мероприятия; денежных средств, высвобождаемых по результатам проведения таких мероприятий, а также денежных средств, предоставляемых для реализации соответствующих мероприятий от иных лиц либо из соответствующих бюджетов.
В силу того, что технически довольно сложно без неоправданного и необоснованного вмешательства в деятельность соответствующих субъектов экономической деятельности проконтролировать факт выполнения ими условий, установленных законодательством, предполагается, что целевые финансовые депозиты не должны представлять собой какие-либо денежные средства, специальным образом обособляемые у организаций и индивидуальных предпринимателей, да это, в общем-то, и ни к чему, учитывая, что в данном случае гораздо важнее определить объемы выполняемых работ и установить размер финансирования, направляемого на выполнение соответствующих работ.
Предполагается, что объем целевого финансового депозита будет определяться как объем денежных средств, включенных в декларацию целевых расходов, которая должна представлять собой документ строгой отчетности (с момента направления его в налоговый орган), в который организацией и индивидуальным предпринимателем включаются конкретные мероприятия, этапы их реализации и указываются объем их финансирования, а также источники (основания) получения денежных средств и обязательства лица по выполнению мероприятия.
4. Декларация целевых расходов
Предполагается, что декларация целевых расходов должна быть документом строгой отчетности с момента ее направления в уполномоченные органы государственной власти - соответствующий территориальный налоговый орган и отраслевой орган государственной власти, к компетенции которого относится осуществление государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере. Это, по нашему мнению, позволит перевести обязательства, которые принимает на себя налогоплательщик, из частно-правовой в публично-правовую сферу, тем самым непосредственно обеспечивая их реализацию принудительной силой государства и всеми юридическими средствами, которыми располагают публично-правовые отрасли законодательства, прежде всего налогового, административного, уголовного.
Факт подачи декларации целевых расходов должен квалифицироваться как принятие соответствующим лицом на себя обязательств по осуществлению определенных мероприятий (например, в экологической сфере), за своевременное и качественное выполнение которых это лицо будет нести ответственность, установленную уголовным или административным, налоговым законодательством Российской Федерации, а также гражданско-правовую ответственность.
5. Эффект от внедрения декларации целевых расходов
С одной стороны, внедрение в законодательство такого механизма, как декларация целевых расходов, позволит, по нашему мнению, обеспечить возможность посредством введения целевых налоговых льгот осуществлять выполнение различных социально-значимых задач без расходов бюджета.
При этом обеспечивается эффективный государственный контроль за обоснованностью использования налоговых льгот и иных преимуществ, предоставляемых налогоплательщикам для реализации определенных мероприятий, так как они должны будут указывать в этой декларации соответствующие мероприятия с определением объема финансирования, направляемого на реализацию соответствующих мероприятий.
С другой стороны, это позволит минимизировать затраты со стороны соответствующих бюджетов, у которых отпадает необходимость финансировать природоохранные мероприятия за счет бюджетных средств*(2).
Для того чтобы по возможности избежать использования различных схем, имеющих целью исключительно минимизацию налоговых выплат, возможно установление ограничительных механизмов в законодательстве о налогах и сборах, позволяющих, например, использовать соответствующие льготы и иные преимущества в ретроспективе, то есть по факту выполнения каких-либо мероприятий, когда соответствующим лицом на соответствующие мероприятия затрачены собственные средства, а льготу или иное преимущество по уплате налогов это лицо будет иметь право применять только в последующие налоговые периоды.
При этом можно предусмотреть конкурсный порядок отбора соответствующих организаций или индивидуальных предпринимателей, которые получат право на выполнение соответствующих мероприятий. В данном случае, скорее всего, речь следует вести о наиболее дорогостоящих и затратных мероприятиях, объем которых еще предстоит оценить.
При этом основным условием для победы на конкурсе должна стать минимально возможная стоимость выполнения соответствующих мероприятий при условии обеспечения того качества, которое необходимо заказчику, и соблюдения соответствующих сроков для того, чтобы работы считались надлежащим образом выполненными.
Так, можно представить себе ситуацию, при которой необходимо установить очистное сооружение. Согласно решению органа власти, основанном на соответствующих экспертных оценках, очистное сооружение должно быть определено стоимости, иметь определенные технические показатели, и для установки этого сооружения должен быть выполнен определенный объем работ. Задачей уполномоченного органа власти будет являться в данном случае проведение конкурса с целью отбора претендентов, которые установят соответствующее оборудование и выполнят необходимые работы, направленные на его запуск в эксплуатацию на соответствующих условиях.
Победитель конкурса получит право использовать соответствующие целевые налоговые льготы и будет возводить вышеуказанные сооружения за счет средств целевого финансового депозита, который описан выше, получив право на использование определенной части денежных средств в собственных интересах. Конечно, речь в данном случае идет о наиболее значимых и дорогостоящих проектах, целесообразность проведения конкурсов по которым будет определена. Другие проекты могут быть включены в различные государственные и муниципальные программы, которые будут своего рода объявлением о потребностях с заранее рассчитанными объемами финансирования. Соответственно субъекты экономической деятельности посредством декларации целевых расходов будут указывать, какие именно мероприятия они готовы выполнить и таким образом они зафиксируют свои обязательства, придавая им обязательный для себя характер.
Возможна и иная ситуация, при которой соответствующий субъект по собственной инициативе решит выполнять соответствующие экологические (природоохранные) мероприятия. В этом случае, скорее всего, имеет смысл обязать его направить свои предложения о внесении изменений в соответствующую программу с целью систематизации всех мероприятий, которые необходимо осуществлять для органов государственной власти или местного самоуправления.
А для того чтобы избежать возможных злоупотреблений, как раз и понадобится декларация целевых расходов, в которой налогоплательщик будет обязан указать перечень мероприятий, который он обязуется выполнять, срок их реализации и объем финансирования, который он должен соблюдать при реализации соответствующих мероприятий. Соответственно в законодательстве о налогах и сборах необходимо установить в этом случае соответствующий порядок формирования затрат, для того чтобы налогоплательщик избежал соблазна неоправданно завышать стоимость работ, предполагаемых к выполнению, а налоговые и иные уполномоченные органы избежали бы соблазна неоправданно обвинять налогоплательщика в стремлении завышать вышеуказанные затраты.
Возможны также различные пути, связанные с определением конкретных потребностей, которые можно было бы решать посредством привлечения средств организаций и индивидуальных предпринимателей. Например, возможно законодательное разделение задач на общегосударственные, региональные и муниципальные с использованием соответствующих количественных и иных показателей.
Общегосударственные (региональные, муниципальные) задачи могли бы отражаться в соответствующих краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программах, утверждаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, различные субъекты экономической деятельности должны получить законодательно установленную возможность принимать участие в решении определенных задач, установленных в таких программах, за счет собственных средств, которые они будут вправе компенсировать посредством использования ими налоговых льгот и иных преимуществ, устанавливаемых законодательством о налогах и сборах, полностью или частично либо в объеме, превышающем осуществленный, в зависимости от того, как это будет закреплено в законодательстве о налогах и сборах.
При этом, как уже отмечалось, можно законодательно предусмотреть стимулирующий механизм реализации вышеуказанных решений, позволяющий сделать его привлекательным для организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков, поскольку предполагается, что они будут направлять на реализацию соответствующих мероприятий только определенную в законодательном порядке часть денежных средств - целевых финансовых депозитов.
Предполагается, что в законодательстве о налогах и сборах будет указываться та часть денежных средств, которую налогоплательщик - получатель налоговой льготы, освобождения или иного преимущества, предоставляемого ему целевым образом, сможет направлять на реализацию определенных отраслевых мероприятий, а другую часть должны будут представлять денежные средства, которые налогоплательщик будет вправе оставить в своем распоряжении.
6. Необходимость внесения изменений в нормативные акты
Для реализации вышеуказанных норм необходимы подготовка и внесение соответствующих изменений в акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ), а также в Бюджетном кодексе Российской Федерации (с развитием в соответствующих отраслевых законодательных актах) необходимо в зависимости от регулируемых общественных отношений закрепление таких институтов, как "целевые налоговые льготы (освобождение и иные преимущества)", "декларация целевых расходов", "целевые финансовые депозиты" и т.д.
Для обеспечения выполнения принятых организацией или индивидуальным предпринимателем обязательств необходимо включить в отраслевое законодательство (с отсылкой в законодательстве о налогах и сборах) положения, предусматривающие право налоговых органов, отраслевых органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля, на судебное понуждение налогоплательщиков выполнять принятые согласно декларации обязательства, а также санкции, которые будут применяться за нарушение обязательств, принятых на себя налогоплательщиком.
Для обеспечения оперативного государственного контроля необходимо закрепить в законодательстве о налогах и сборах положения, предписывающие составление промежуточной (ежеквартальной) и сводной годовой отчетности о реализации соответствующих мероприятий, что, по нашему мнению, позволит обеспечить на постоянной основе надежный контроль со стороны налоговых органов и иных уполномоченных органов государственной власти за качественным и своевременным выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями принятых обязательств.
Предполагается, что реализация предлагаемых механизмов позволит вывести отношения между государством и субъектами экономической деятельности на качественно новый уровень, что позволит существенно увеличить количество привлекаемых к решению различных задач организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку это станет для них экономически привлекательным, с одной стороны, и экономически и экологически полезным для государства или органов местного самоуправления, с другой стороны.
При этом необходимо подчеркнуть, что за счет привлечения к реализации соответствующих государственно- и муниципально-значимых задач организаций и индивидуальных предпринимателей будут существенно сэкономлены денежные средства соответствующих бюджетов.
По нашему мнению, внедрение декларации целевых расходов позволит вывести отношения между государством, органами местного самоуправления и различными субъектами экономической деятельности на более высокий уровень, что сможет благоприятно повлиять на выполнение задач, самостоятельное решение которых со стороны органов государственной власти и местного самоуправления затруднено в силу субъективных и объективных причин.
В завершение приведем ряд предложений (модельных норм), которые могли бы быть внесены в НК РФ с учетом изложенных в настоящей статье соображений.
Глава... Целевые финансовые депозиты
Статья... Целевые финансовые депозиты
1. Целевые финансовые депозиты - денежные средства, находящиеся (остающиеся) в распоряжении у организаций и индивидуальных предпринимателей для реализации различных мероприятий, устанавливаемых соответствующими программами и нормативными правовыми актами (далее - соответствующие мероприятия) за счет собственных денежных средств, направляемых на реализацию соответствующих мероприятий, денежных средств, высвобождаемых в результате использования налоговых льгот и (или) использования (применения) иных преимуществ, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам, осуществляющим такие мероприятия, денежных средств, высвобождаемых по результатам проведения соответствующих мероприятий, денежных средств, предоставленных для реализации соответствующих мероприятий иными лицами.
2. Денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, обособляемые ими для реализации или для участия в проведении соответствующих мероприятий за счет денежных средств, высвобождаемых при использовании налоговых льгот и (или) применения иных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливающих какие-либо преимущества для налогоплательщиков, осуществляющих указанные мероприятия, денежных средств, сэкономленных после проведения соответствующих мероприятий, денежных средств, предоставленных для реализации соответствующих мероприятий, обособляются в составе целевых финансовых депозитов, объем которых отражается указанными субъектами в декларации целевых расходов и отчете о выполнении соответствующих мероприятий.
Статья... Источники формирования целевых финансовых депозитов
1. Целевые финансовые депозиты формируются организациями и индивидуальными предпринимателями за счет денежных средств, остающихся у указанных лиц (сэкономленных указанными лицами) в связи с использованием ими налоговых льгот, освобождений и иных преимуществ, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, реализующих соответствующие мероприятия, позволяющие не уплачивать налоги и сборы или уплачивать их в меньшем размере по сравнению с другими налогоплательщиками.
2. Средства целевых финансовых депозитов в виде определенной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах части денежных средств, остающихся у субъектов экономической деятельности в связи с использованием ими налоговых льгот и иных преимуществ, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков, реализующих соответствующие мероприятия, могут быть направлены исключительно на реализацию мероприятий, перечисленных в декларации целевых расходов.
Статья... Декларация целевых расходов
1. Организация или индивидуальный предприниматель, которые планируют получить налоговые льготы, иные преимущества, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для налогоплательщиков, осуществляющих соответствующие мероприятия, и (или) получить денежные средства из иных источников, обязаны составить декларацию целевых расходов, в которой отражаются мероприятия, этапы их реализации и объем финансирования, источники получения средств, обязательства соответствующего лица по выполнению мероприятий, а также меры, направленные на обеспечение выполнения принятых обязательств.
2. В декларации целевых расходов в обязательном порядке указываются те мероприятия, которые планируется осуществить за счет соответствующей части денежных средств, высвобождаемых при использовании налоговых льгот и (или) применения иных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливающих какие-либо преимущества для налогоплательщиков, осуществляющих соответствующие мероприятия, денежных средств, полученных в результате экономии от проведения соответствующих мероприятий, денежных средств, предоставленных целевым образом для реализации определенных мероприятий иными лицами, а также денежных средств, полученных из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
3. В декларацию целевых расходов также могут включаться те мероприятия, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций и индивидуальных предпринимателей.
4. Соответствующие организация или индивидуальный предприниматель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за реализацию мероприятий, заявленных и (или) включенных в декларацию целевых расходов, за целевое расходование денежных средств, предоставленных из бюджета, и обоснованность использования налоговых льгот и иных преимуществ, устанавливаемую законодательством Российской Федерации.
5. После составления декларация целевых расходов подается (направляется) в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, в соответствующий налоговый орган (второй экземпляр направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) в определенной сфере по месту постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе) и становится документом строгой отчетности после отметки налогового органа или организации федеральной почтовой связи о принятии указанной декларации.
6. В случае если реализация мероприятий, указанных в декларации целевых расходов, осуществляется в течение более одного года, соответствующее лицо представляет отчет о выполнении соответствующих этапов мероприятий ежегодно не позднее 1 ноября соответствующего года.
7. Порядок составления декларации целевых расходов, перечень обязательных сведений, включаемых в указанную декларацию, порядок осуществления расчета объема финансирования, направляемого на выполнение (реализацию) мероприятий, а также порядок и сроки подачи указанной декларации в налоговые органы и иные уполномоченные органы государственной власти определяются Правительством Российской Федерации.
8. Форма декларации целевых расходов утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной политики и осуществление нормативного правового регулирования в определенной сфере, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья... Реализация мероприятий
1. Организация или индивидуальный предприниматель осуществляют выполнение мероприятий самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, которые на основании заключаемых между ними договоров вправе выполнять соответствующие мероприятия или их отдельные этапы. При этом организация или индивидуальный предприниматель - заказчик несет согласно договору ответственность по обязательствам, принятым на себя в рамках декларации целевых расходов, за действия третьих лиц как за свои собственные.
2. В случае отказа от выполнения мероприятий или их выполнения не в полном объеме организация или индивидуальный предприниматель, подавшие декларацию, обязаны исчислить и уплатить в соответствующие бюджеты денежные средства, сэкономленные (полученные, высвобождаемые) в виде налоговых льгот, освобождений и иных преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах налогоплательщикам, осуществляющим реализацию мероприятий, с начислением соответствующих пеней согласно законодательству о налогах и сборах.
3. Налоговые органы, иные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля в соответствующей сфере, а также иные заинтересованные лица вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации или индивидуального предпринимателя, принявших на себя обязательства в рамках декларации, к выполнению обязательств по реализации соответствующих мероприятий.
4. При установлении факта умышленного включения в декларацию обязательств, выполнение которых не предполагалось осуществить, организация или индивидуальный предприниматель обязаны возместить в полном объеме ущерб, который нанесен ими в результате невыполнения указанных мероприятий и привлекаются к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.
М.Н. Карасев,
к.ю.н.
"Налоговый вестник", N 3, март 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном случае мы не стремимся четко обозначить количественные характеристики: нашей задачей является определение возможных подходов к решению соответствующих проблем.
*(2) Хотя, конечно, нельзя не принимать во внимание то, что в результате применения соответствующих налоговых льгот и иных преимуществ, предоставляемых законодательством о налогах и сборах, у бюджетов появятся потери в размере неуплаченных сумм соответствующих налогов и сборов, однако, как представляется, данная проблема может быть достаточно легко разрешима при определении того объема денежных средств, которые налогоплательщик будет вправе оставить в своем распоряжении, и при определении того объема денежных средств, которые налогоплательщик будет обязан направить на реализацию соответствующих экологических (природоохранных) мероприятий, при неукоснительном соблюдении соответствующего контроля (надзора) за надлежащей реализацией принятых налогоплательщиком обязательств. При этом полагаем, что размер соответствующих потерь мог бы быть просчитан и компенсирован посредством соотнесения того объема денежных средств, который предполагалось направить на выполнение определенного мероприятия за счет средств соответствующего бюджета, и того объема денежных средств, которые недополучит бюджет в результате выполнения налогоплательщиком соответствующего экологического (природоохранного) мероприятия.