Правовой предел
В предыдущем номере мы начали говорить об особенностях ведения бизнеса на Украине. В этой статье мы рассмотрим законодательное регулирование хозяйственной деятельности в этой стране.
Хозяйственное законодательство Украины - это вариации на тему нормативно-правовых актов Российской Федерации. Однако год от года правовое регулирование предпринимательской деятельности в республике становится все менее похожим на российское законодательство.
Выбор организационно-правовой формы
Первое, на что следует обратить внимание российским предпринимателям, выходящим на рынок Украины, - это проблемы, которые могут возникнуть при выборе той или иной организационно-правовой формы создаваемого предприятия. Наибольшей популярностью в стране пользуются общества с ограниченной ответственностью, поскольку регистрировать их просто и недорого. Акционерные общества требуют более серьезных затрат на поддержание деятельности: ежегодный обязательный аудит финансовой отчетности, плата регистратору за ведение реестра акционеров и прочее. Кроме того, не следует забывать, что акции акционерного общества (в том числе и закрытого) могут быть проданы третьим лицам без согласия акционеров, а в случае с ООО продажи требуют предварительного одобрения участников. Иностранные предприниматели также могут зарегистрировать на Украине представительства двух видов - с правом ведения хозяйственной деятельности и без (с возможностью только представлять интересы головной компании). Представительства не обладают правами юридического лица, поэтому иностранная компания несет полную ответственность за результаты их деятельности на территории Украины. Стоимость регистрации представительства в Министерстве экономики Украины составляет $2,5 тыс., что значительно превышает затраты на регистрацию ООО, которые, как правило, не превышают 500 грн. ($100). Представительство иностранной фирмы несколько ограничено в правах по сравнению с украинским юридическим лицом. Так, оно не вправе быть собственником украинской земли сельхозназначения, не может перейти на упрощенную систему налогообложения или стать учредителем предприятия, в котором доля нерезидентов законодательно ограничена, например аудиторской фирмы. К тому же для представительства необходимо открывать специальный счет в банке (с ограничениями по целям осуществляемых расчетов).
Сравнительная характеристика наиболее популярных организационно-правовых форм | ||
Критерии | Общество с ограниченной ответ- ственностью |
Акционерное общество (закрытое и отк- рытое) |
Минимальный размер уставного фонда (УФ) |
$10,2 тыс.*(1) | $127,5 тыс. |
Количество участников | 1 и более | 1 и более |
Первоочередное право выкупа доли участниками |
Применяется | Не применяется для ОАО, для ЗАО су- ществует особое правило*(2) |
Список участников | Регистрируется в уставе | Ведет регистратор |
Легитимность решений | Присутствие не менее 60% участ- ников |
Присутствие не менее 60% участников |
*(1) Так как размер УФ для ООО и АО зависит от размера минимальной заработной платы, то минимальный размер УФ будет увеличиваться пропорционально ее росту. На протяжении 2008 года ожидается увеличение минимальной заработной платы в 4 раза, и с 1 декабря 2008 года минимальный размер УФ для ООО составит уже около $12 тыс., для АО - $149,7 тыс. *(2) Правило первоочередного выкупа акций ЗАО распространяется только на операции по продаже ценных бумаг за денежные средства. Если акционер пожелает обменять акции на другое имущество, подарить их или внести в уставный фонд иного предприятия, такое ограничение применяться не будет. |
Регистрация юридического лица на Украине занимает в среднем около двух недель. Ускоренная регистрация - выдача свидетельства о государственной регистрации фирмы любой организационно-правовой формы - выполняется за одни сутки. При этом регистрировать фирму в налоговых органах, органах социального и пенсионного страхования придется отдельно. Стоит обратиться в специализированные фирмы, которые занимаются регистрацией юридических лиц и могут оперативно предоставить образцы документов (уставов, учредительных договоров, протоколов собраний учредителей) и подать пакет документов в соответствующие органы.
Лицензирование
Лицензированию подлежит достаточно широкий перечень видов деятельности. Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности" N 1775-III от 01.06.2000 года предусмотрено лицензирование 75 видов бизнеса. Среди наиболее востребованных - поиск и добыча полезных ископаемых, производство и торговля лекарственными средствами, поставка газа по регулируемому и нерегулируемому тарифу, централизованное водоснабжение, медицинская и ветеринарная практика, организация и проведение азартных игр, открытие игорных заведений, транспортировка людей и грузов, торговля металлоломом.
Земельные вопросы
Законом "О государственном бюджете на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты" N 107-VI от 28.12.2007 года (далее - Закон о Госбюджете 2008) в Земельный кодекс Украины (ЗКУ) внесены значительные изменения, которые повлияли на процесс оформления земли, находящейся в коммунальной и государственной собственности. В частности, дополнен перечень полномочий центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Помимо прочих полномочий в сфере земельных отношений, которые были ранее закреплены нормами ЗКУ, данный орган получил право продавать земли сельскохозяйственного назначения, кроме земель, переданных в частную собственность, и земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации. Также внесены дополнения в порядок сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности. Земельный кодекс в новой редакции предусматривает только один способ приобретения права аренды таких участков - через аукцион. Исключение составляют земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, в уставном фонде которых отсутствуют акции (доли, паи), принадлежащие государству. Земельные торги, являющиеся обязательным условием продажи под застройку земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, со вступлением в силу новой редакции ЗКУ будут проводиться только в форме аукциона.
Составляя технический паспорт земельного участка, необходимо учитывать, что в соответствии с новой редакцией ЗКУ денежная оценка земельного участка и его стартовая цена должны быть не ниже оценки участка по ценам, сложившимся на земельных аукционах в соответствующем населенном пункте.
Следует отметить, что вопреки ожиданиям Закон о Госбюджете 2008 не снимает запрет на право внесения земельного участка (пая) в уставные фонды хозяйственных обществ. Такое право появится только после вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель. До этого момента по-прежнему недопустимы:
купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных нужд;
купля-продажа или осуществляемое иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
купля-продажа земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных долей (паев) для ведения личного сельского хозяйства;
купля-продажа земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок в соответствии с законом и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд.
Среди актуальных проблем украинского рынка недвижимости - отсутствие единой системы регистрации прав на землю. Создание такой системы в рамках государственного земельного кадастра предусмотрено Законом Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений" от 1 июля 2004 года N 1952-IV. Однако за несколько лет, прошедших после принятия закона, эта система так и не была создана. Одной из причин является многолетний спор между Госкомземом и Минюстом о праве быть "хозяином" реестра.
Ввиду низкой правовой культуры местных органов власти, а также отсутствия квалифицированных юристов и специалистов по землеустройству на местах, главы сельских и поселковых советов зачастую допускают ошибки или злоупотребления по вопросам земли и кадастров, исправить которые не могут даже вышестоящие инстанции.
Из-за отсутствия единой системы регистрации прав на землю на один и тот же земельный участок нередко выдаются несколько комплектов правоустанавливающих документов, каждый из которых создает самостоятельную цепочку продаж. В связи с этим рекомендуется выбирать участок как минимум с наиболее короткой историей с момента первого перехода этой земли в частную собственность. Ни одно ведомство не сможет подтвердить или заверить то, что ваши права на определенный участок являются единоличными. Известны случаи, когда у одного земельного участка оказывалось несколько законных собственников, обладающих всей необходимой документацией. Причиной такой ситуации может стать, например, потеря в результате пожара архива земельных ресурсов и оформление документов "по-новому" без учета того, что земля, возможно, уже продана. Другой случай - собственник продает землю, намеренно теряет акт (публикует объявление) и оформляет участок заново.
Валютное регулирование
Национальная украинская валюта - гривна - не является свободно конвертируемой. Поэтому на Украине существует ограничение на осуществление расчетов во внешнеэкономических операциях. Например действует правило 180 дней, согласно которому:
предоплата нерезиденту должна быть закрыта не позднее 180 дней импортной поставкой или подписанием акта выполненных работ;
валюта по экспортному контракту должна поступить не позднее 180 дней с момента поставки товара или оформления акта выполненных работ.
С 1 июня 2007 года общие сроки расчетов по валютным контрактам были увеличены вдвое - с 90 до 180 дней. По отдельным контрактам Национальный банк Украины (НБУ) может дать разрешение на увеличение сроков расчетов до 960 дней. Для осуществления платежа за рубеж следует подать копии документов (договор, счет, акт выполненных работ и прочее) в один из обслуживающих банков, уполномоченных выполнять контроль над проведением расчетов во внешнеэкономических операциях. Затруднения вызывает подписание актов приема-сдачи работ и услуг с нерезидентами, поскольку эти документы свойственны только странам СНГ, унаследовавшим советский документооборот. На Украине существуют дополнительные требования к осуществлению расчетов с нерезидентами за маркетинговые, консультационные услуги и использование прав на объекты интеллектуальной собственности. Если сумма оплаты превышает евро 100 тыс., уполномоченному банку необходимо предоставить акт ценовой экспертизы Государственного информационно-аналитического центра мониторинга внешних товарных рынков, который засвидетельствует соответствие контрактных цен на работы, услуги, права интеллектуальной собственности, которые являются предметом договора, конъюнктуре рынка. Для контрактов свыше евро 200 тыс. акт предоставляется территориальным управлением НБУ. Наличные расчеты между юридическими лицами ограничены суммой 10 тыс. грн. в день.
Налоговое законодательство
Налоговый кодекс на Украине до сих пор не принят. Поэтому налоговая система базируется на законах и инструкциях общенационального значения. Региональное налоговое регулирование практически отсутствует, так как местные органы власти уполномочены устанавливать ставки местных налогов в пределах максимальных, установленных еще в 90-е годы декретом Кабинета министров. Наибольшие привилегии местных органов власти выражаются в установлении льгот по налогу на землю - отмене либо уменьшении суммы налога*(1).
С. Баченко,
менеджер "Бейкер Тилли Украина"
"Риск-менеджмент", N 3-4, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В ближайших номерах РМ будут рассмотрены более подробно вопросы налогообложения на Украине.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Риск-менеджмент"
Журнал "Риск-менеджмент" - профессиональное издание по теории и практике комплексного управления рисками на предприятиях различных отраслей экономики. Подробная информация о внедрении новых технологий и рекомендации по созданию и применению моделей для анализа и оценки рисков.
Учредитель издания - ООО "B2B Media"
Адрес редакции: г. Москва, Малый Толмачевский пер., д. 1, 3 этаж
Телефоны: (495) 933-5519, (495) 101-3676
Internet: www.b2bmedia.ru
E-mail: info@riskmanagement.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" 18551
"Пресса России" 88020