Принятие основных средств к учету, определение рыночной стоимости,
срока полезного использования, порядок списания
Как мы все хорошо знаем, не все вопросы учета, возникающие в процессе финансово-хозяйственной деятельности, урегулированы законодательными нормативно-правовыми актами, в первую очередь Инструкцией по бюджетному учету. Чтобы ввести единообразие в учете в каждом учреждении утверждается учетная политика и принимается ряд локальных регламентирующих документов, которые должны определить порядок работы в таких случаях. Одним из примеров неурегулированных вопросов является, в частности, вопрос об определении рыночной стоимости основных средств при их безвозмездном получении от организаций, не являющихся бюджетными учреждениями, и физических лиц. Раздел приказа об учетной политике по учету нефинансовых активов в нашем учреждении определяет, в том числе, и процедуру принятия основных средств к учету, включает определение рыночной стоимости, срока полезного использования, а также порядок списания основных средств. Приказ об учетной политике содержит в себе следующие положения:
принятие на учет вновь поступивших объектов основных средств и нематериальных активов, полученных учреждением по договору дарения, осуществляемое по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
рыночная стоимость такого имущества, определяемая комиссией, утвержденной приказом ректора; рыночная стоимость имущества, полученного по договору дарения, при необходимости может осуществляться с привлечением специализированных организаций, занимающихся оценкой собственности; необходимость привлечения специалиста определяется комиссией.
При принятии основного средства (ОС) к учету в инвентарной карточке учета ОС ф. 0504031 должны быть внесены сведения о наличии драгоценных металлов. В настоящий момент сведения о наличии драгоценных металлов, как правило, в технической документации заводов-изготовителей отсутствуют, поэтому в приказ об учетной политике включено следующее положение: в случае если сведения о наличии драгметаллов в техническом паспорте изделия или других сопроводительных документах отсутствуют, но есть основания предполагать, что они там могут содержаться, об этом делается отметка в Инвентарной карточке учета ОС, наличие драгметаллов определяется при списании и разборке (демонтаже) основного средства и его ликвидации.
Основному средству при принятии к учету присваивается уникальный порядковый инвентарный номер, в нашем учреждении определено, что номер состоит из 10 знаков (см. приложение 1). Инвентарный номер объектов ОС присваивается в соответствии со структурой кодовых обозначений. В структуру кода включается номер аналитического счета учета 01 - жилые помещения; 02 - нежилые помещения и т.д.; порядковый номер основного средства. Помимо этого, у нас предусмотрена структура номера инвентарной карточки, которая включает год и месяц приобретения. Как показала практика, включение даты приобретения основного средства в структуру инвентарного номера или номера инвентарной карточки вполне оправданно, так как легко поднимать необходимые документы, поступившие в бухгалтерию при принятии основных средств. Существует практика включения в структуру номера признака вида деятельности - бюджет (1) или внебюджет (2). В настоящий момент в нашей организации рассматривается вопрос о нанесении штрих-кодового инвентарного номера для упрощения проведения инвентаризации (при помощи специального сканера).
В соответствии с принятой учетной политикой для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. В случае технического перевооружения объекта, модернизации срок полезного использования может быть увеличен. Состав комиссии для определения срока службы основных средств утверждается отдельным приказом.
Кроме того, в приказе об учетной политике или в отдельном документе должны быть утверждены состав и порядок работы комиссии по списанию (выбытию) основных средств. У нас это два отдельных документа, которые предложены мной как один из возможных вариантов.
Порядок работы комиссии по списанию, передаче,
реализации объектов основных средств и нематериальных активов,
учитываемых на балансе учреждения
Настоящий Порядок разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок списания, передачи, реализации объектов основных средств и нематериальных активов.
Комиссия по списанию, передаче, реализации объектов основных средств и нематериальных активов (далее - Комиссия) утверждается приказом по учреждению и является постоянно действующей (см. приложение 2).
При списании основных средств Комиссия:
осуществляет проверку дефектных ведомостей, прилагаемых к актам на списание, и передачу объектов основных средств;
производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, и определяет его непригодность к дальнейшей эксплуатации, невозможность восстановления или его нецелесообразность (при осмотре списываемых
объектов и составлении актов на их списание использует необходимую техническую документацию: технический паспорт и др.);
устанавливает причины, обусловливающие необходимость списания основных средств (износ, преждевременное выбытие вследствие нарушения нормальных условий эксплуатации или аварии и др., а в необходимых случаях - виновных в этом лиц);
определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта;
определяет содержание драгметаллов при разборке основного средства, в случае если в инвентарной карточке учета ОС имеется отметка об их возможном наличии;
при установлении непригодности к эксплуатации транспортных средств, контролируемых ГИБДД, для участия в работе комиссии приглашается представитель ГИБДД; при неявке представителя акт на списание составляется без его участия, о чем делается отметка в акте. Комиссия по списанию проводит заседание не реже 1 раза в месяц.
При передаче основных средств Комиссия осуществляет проверку актов приема-передачи ОС и распорядительных документов, являющихся основанием для их составления.
При реализации объектов основных средств Комиссия осуществляет проверку документов, разрешающих реализацию ОС: акт осмотра транспортного средства, заключение о рыночной стоимости транспортного средства, копия лицензии на осуществление оценочной деятельности и другие документы.
Структурные подразделения, в которых находится выбывающее основное средство, представляют в Комиссию следующие документы:
а) при списании объектов основных средств и нематериальных активов, пришедших в негодность:
служебную записку руководителя (заведующего кафедрой, начальника отдела) структурного подразделения с просьбой о разрешении на списание объектов основных средств и нематериальных активов;
дефектную ведомость, с указанием поломок и заключением о невозможности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации или ремонта объектов инвентаря, содержащую следующие данные, характеризующие объекты основных средств (см. приложение 3):
год изготовления или постройки объекта; дата его поступления в учреждение; дата ввода в эксплуатацию;
первоначальная стоимость объекта (для переоцененных объектов - восстановительная); сумма начисленной амортизации поданным бюджетного учета, количество проведенных капитальных ремонтов; причина выбытия объекта основных средств;
состояние его основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов;
техническое заключение независимого эксперта (в случае списания недвижимого имущества, транспортных средств) о состоянии объектов основных средств и нематериальных активов, и его ксерокопия, заверенная в установленном порядке;
акт о списании объекта основных средств установленной формы;
б) при списании объектов основных средств и нематериальных активов, пришедших в негодное состояние в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (умышленного уничтожения, порчи, хищения и т.п.), помимо вышеперечисленных документов, необходимо представить:
документы, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства (акт об аварии с пояснением причины, вызвавшей аварию;
постановление о возбуждении или прекращении уголовного дела;
письмо о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объектов основных средств;
в случаях стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций - акт о причиненных повреждениях, справки органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций) - их оригиналы и заверенные копии в одном экземпляре;
в) при реализации автотранспортных средств:
письмо руководителя образовательного учреждения с просьбой о разрешении реализации автотранспортных средств;
акт о списании автотранспортных средств, подписанный руководителем и заверенный печатью образовательного учреждения, - в трех экземплярах;
копию инвентарной карточки, заверенную в установленном порядке, - в одном экземпляре;
отчет об оценке рыночной стоимости транспортного средства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ и постановлением Правительства РФ "Об утверждении стандартов оценки" от 06.07.2001 N 519, и копию отчета, заверенную в установленном порядке, - в одном экземпляре;
копию лицензии независимого эксперта на осуществление соответствующей деятельности, заверенной организацией, составляющей отчет об оценке рыночной стоимости транспортного средства, - в двух экземплярах.
г) при безвозмездной передаче объектов основных средств:
письмо руководителя образовательного учреждения с просьбой о разрешении безвозмездной передачи объектов основных средств или распоряжение Федерального агентства по образованию о безвозмездной передаче;
акт о приеме-передаче объекта основных средств согласно установленной форме, подписанный руководителем и заверенный печатью образовательного учреждения, в одном экземпляре;
письмо бюджетного учреждения, готового принять на баланс объекты основных средств от образовательного учреждения в одном экземпляре. Документы на списание, передачу, реализацию объектов основных средств и нематериальных активов направляются образовательными учреждениями в Управление бухгалтерского учета и отчетности Федерального агентства по образованию для согласования.
После согласования актов заместителем руководителя Федерального агентства по образованию Управление бухгалтерского учета и отчетности возвращает представленный пакет документов учреждению для согласования вопроса о списании, передаче, реализации объектов основных средств и нематериальных активов в территориальных органах Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Списание объектов основных средств и нематериальных активов, пришедших в негодность, при продаже, безвозмездной передаче с баланса образовательного учреждения Федерального агентства по образованию осуществляется после получения согласованных с образовательным учреждением и территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом документов. При этом дата актов о списании объекта основных средств является датой фактического списания объектов основных средств с баланса и проставляется после вышеуказанного согласования.
В Федеральное агентство по образованию для согласования передаются акты с прилагаемыми копиями документов, являющимися основанием для списания.
Приложение 1
Утверждаю
Ректор ___________ (__________)
"___" _____________ 200___
Структура кодовых обозначений, присваиваемых
инвентарным номерам объектов основных средств
1-й, 2-й знаки | 3-10-й знаки | Наименование групп инвентарных объектов |
Код аналитического счета |
Порядковый инвентарный номер |
|
01 | 0000001 - 9999999 | Жилые помещения |
02 | 0000001 - 9999999 | Нежилые помещения |
03 | 0000001 - 9999999 | Сооружения |
04 | 0000001 - 9999999 | Машины и оборудование |
05 | 0000001 - 9999999 | Транспортные средства |
06 | 0000001 - 9999999 | Производственный и хозяйственный инвентарь |
09 | 0000001 - 9999999 | Прочие основные средства |
Структура кодовых обозначений, присваиваемых
инвентарным карточкам объектов основных средств
1-4-й знаки | 5-й, 6-й знаки | 7-10-й знаки |
Год приобретения основного средства |
Месяц приобретения основного средства |
Порядковый инвентарный номер |
2000 | 01 | 0001-9999 |
2001 | 02 | 0001-9999 |
2002 | 03 | 0001-9999 |
2003 | 04 | 0001-9999 |
2004 | 05 | 0001-9999 |
Главный бухгалтер _________ (_________________)
Приложение 2
Федеральное агентство по образованию
Томский Государственный университет
Приказ
от 29 декабря 2007 г. N
О создании комиссии по оценке
рыночной стоимости нефинансовых активов
Создать постоянно действующую комиссию по определению рыночной стоимости нефинансовых активов, полученных безвозмездно, снятых с учета вследствие недостач и хищения, а также материалов, полученных от ликвидации (частичной ликвидации) основных средств, в следующем составе:
Председатель комиссии:
первый проректор ФИО
Члены комиссии:
главный бухгалтер ФИО
начальник ПФУ ФИО
начальник ОНУ ФИО
начальник ПУ ФИО
Ректор (___________________)
Главный бухгалтер (___________________)
Приложение 3
Федеральное агентство по образованию Приложение N _______
Томский Государственный университет к акту списания
от _________ N _______
На _________ от _______
Дефектная ведомость
на приборы, аппараты и оборудование, подлежащие списанию
1. Наименование ____________________________________________________
2. Инвентарный номер _______________________ Год выпуска __________
3. Стоимость _______________________________________________________
4. Сколько лет находился в эксплуатации ____________________________
5. Причина выхода из строя (выявленные дефекты) ____________________ _________________________________________________________________________
6. Стоимость ремонта и запасных частей, обоснование нецелесообразности ремонта ______________________________________________ _________________________________________________________________________
7. Узлы, агрегаты, комплектующие, пригодные для дальнейшего использования после списания ____________________________________________
Материально ответственное лицо
_______________________________________
(фамилия, должность)
_______________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Руководитель структурного подразделения
_______________________________________
(подпись, расшифровка подписи)
Г.А. Селезнева,
заместитель главного бухгалтера
Томского университета по методологии
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).