Организация подала в налоговый орган декларацию по налогу по истечении 181 календарного дня, но до истечения 180 рабочих дней. Налоговым органом организация была привлечена к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 30% от суммы налога, подлежащего уплате. Правомерны ли действия налогового органа, учитывая положения п. 6 cт. 6.1 НК РФ?
Статья 119 НК РФ предусматривает налоговые санкции за непредставление налоговой декларации.
Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Пунктом 2 ст. 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Статья 6.1 НК РФ устанавливает порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Пунктом 1 данной статьи установлено, что сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Причем в соответствии с п. 6 cт. 6.1. НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (данный пункт введен п. 5 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон N 137-ФЗ) и вступил в силу с 01.01.2007).
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В письме Минфина России от 13.07.2007. N 03-02-07/1-330 применительно к правилам исчисления 180-дневного срока, предусмотренного ст. 119 НК РФ, сообщено, что в соответствии со ст. 6.1 НК РФ в редакции Закона N 137-ФЗ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. Причем рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем. При этом финансовое ведомство указало, что п. 6 ст. 7 Закона N 137-ФЗ установлено, что в случае, если течение предусмотренных законодательством о налогах и сборах сроков не завершилось до 01.01.2007, указанные сроки исчисляются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 137-ФЗ. В случае если правонарушение было совершено до 01.01.2007, по мнению Минфина России, применяются положения НК РФ о сроках, действовавшие до вступления в силу Закона N 137 ФЗ.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.08.2007 N А79-269/2007 отказано в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа о привлечении налогоплательщика по ст. 118 НК РФ. Причем суд указал, что в п. 2 ст. 23 НК РФ не указано, с учетом каких - календарных или рабочих - дней следует исчислять установленный десятидневный срок.
Также суд отметил, что положения ст. 6.1 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2007, также прямо не определяли, в календарных или в рабочих днях исчисляются сроки, определенные днями.
Учитывая, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд и признал недействительным решение налогового органа.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 12.02.2007 N А82-5126/2006-20 суд, отказывая в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа о привлечении налогоплательщика по ст. 126 НК РФ, указал, что при исчислении пятидневного срока, установленного ст. 93 НК РФ, необходимо учитывать рабочие дни, а не календарные, поскольку иной порядок исчисления срока ставит в неравное положение налогоплательщиков, реальный срок представления документов для которых будет зависеть от дня недели, когда они получат требование о представлении документов.
Аналогичные выводы сделал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 18.01.2007 N Ф04-9473/2006(30705-А70-3), N Ф04-9472/2006(30704-А70-3).
В постановлении ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А12-1290/07-С36 суд отметил, что приостановление действия решения налогового органа до вступления его в силу создаст препятствия для реализации налоговым органом своего права на направление в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, пени и штрафа в сроки, установленные ст. 70 НК РФ. Это повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения при отказе в удовлетворении требований заявителя по существу спора, учитывая, что в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях.
Таким образом, сроки, предусмотренные ст. 119 НК РФ, с 01.01.2007 исчисляются в рабочих днях только в отношении правоотношений, возникших после 01.01.2007. Правомерность исчисления 180-дневного срока в рабочих днях применительно к правоотношениям, возникшим до 01.01.2007, учитывая позицию Минфина России и сложившуюся арбитражную практику, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 апреля 2008 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).