Подпадают ли под положения подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ услуги по проверке технического состояния автотранспортных средств (легковых автомобилей) при их государственном техническом осмотре и, соответственно, подлежит ли переводу на ЕНВД деятельность налогоплательщика, осуществляющего такую проверку?
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств.
На основании положений ст. 346.27 НК РФ услугами по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств признаются платные услуги, оказываемые физическим лицам и организациям по перечню услуг, предусмотренному Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - ОК 002-93).
Минфин России в письме от 14.09.2005 N 03-11-04/3/88 указывает, что налогоплательщик, занимающийся оказанием услуг по проверке технического состояния автотранспортных средств при их государственном техническом осмотре, должен уплачивать единый налог на вмененный доход.
Аналогичной позиции Минфин России придерживался и в письме от 15.07.2005 N 03-11-04/3/21.
Тем не менее судебная практика указывает, что технический осмотр автомобилей не является разновидностью услуг по техническому обслуживанию легковых автомобилей.
По мнению ФАС Северо-Западного округа, изложенному в постановлении от 02.04.2007 N А21-3294/2006, следует учитывать, что проведение государственного технического осмотра предусмотрено п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров РФ от 23.10.1993 N 1090). В качестве приложения к этим Основным положениям утвержден Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. То есть проведение периодического технического осмотра автомобилей является обязательной процедурой и условием допуска автомобиля к эксплуатации.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 020-2001) имеется код 74.30.7 "Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств". Этот вид деятельности отсутствует в ОК 002-93, в котором указаны "контрольно-диагностические работы" (код 017104) в разделе "Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования". В упомянутом выше постановлении ФАС Северо-Западного округа не может согласиться с выводом о том, что "контрольно-диагностические работы" и "технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр" - это одно и то же. При этом суд принял во внимание, что в предисловии к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 020-2001) указано, что классификация видов деятельности по техническому обслуживанию и (или) ремонту приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств осуществляется в группировках, в которых отражается производство данной продукции, за исключением технического обслуживания и (или) ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (группировки 50.2 и 50.4), бытовых изделий и предметов личного пользования (группировка 52.7), офисных машин и вычислительной техники (группировка 72.5).
Код 50.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" классификатора ОК 029-2001 аналогичен коду 017000 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; машин и оборудования" классификатора ОК 002-93. Если бы общество осуществляло работы, классифицируемые по этим двум кодам, то оно должно было бы уплачивать ЕНВД. Однако заявитель не оказывал услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, выполняемые им работы классифицируются по коду 74.30.7 "Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 020-2001).
На основании изложенного суд пришел к выводу, что услуги, оказываемые обществом, не относятся к бытовым услугам, а также не могут быть классифицированы как услуги по техническому обслуживанию автомобилей.
Таким образом, учитывая позицию Минфина России, услуги по проверке технического состояния автотранспортных средств (легковых автомобилей) при их государственном техническом осмотре подпадают под положения подп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и деятельность налогоплательщика, осуществляющего такую проверку, подлежит переводу на ЕНВД. Противоположную позицию налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина России
1 апреля 2008 г.
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 7, апрель 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).