г.Москва |
|
19 декабря 2013 г. |
А40-22335/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Нижнекамская ТЭЦ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 сентября 2013 года
по делу N А40-22335/2013, принятое судьей Корогодовым И.В. (21-136),
по заявлению ООО "Нижнекамская ТЭЦ" (ОГРН 1091651001969; Республика Татарстан, г.Нижнекамск, п/о 11, а/я 1207)
к Федеральной службе по тарифам
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
Баринов Е.В. по дов. от 26.09.2013 N 15/13, |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нижнекамская ТЭЦ" (НкТЭЦ) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам (ФСТ России), выразившихся в том, что ФСТ России не была учтена информация, указанная в заявке НкТЭЦ от 19.10.2012, при установлении цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности на 2013 год; о признании незаконными действий ФСТ России, выразившихся в занижении для ООО "Нижнекамская ТЭЦ" цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, на 2013 год, установленные в размере 35642,75 руб./МВт, относительно цен на мощность по итогам конкурентного отбора мощности, учитываемых при определении обязательств по покупке мощности по зоне свободного перетока "Волга", в размере 117 999,00 руб./МВт, как создающие дискриминационные условия деятельности ООО "Нижнекамская ТЭЦ" в сфере электроэнергетики; о признании незаконным и недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э "О ценах на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности" в части установления цен на мощность для ООО "Нижнекамская ТЭЦ"; об обязании устранить допущенные нарушения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем пересмотра цен на мощность для генерирующего объекта Нижнекамская ТЭЦ ПТК-2 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" на 2013 год с учетом поданного заявления от 19.10.2012 года об установлении тарифов на мощность по итогам конкурентного отбора в размере 128 909,75,00 руб./МВт.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2013, принятым по настоящем делу, в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконными действий Федеральной службы по тарифам, выразившихся в неучете информации в заявке НкТЭЦ от 19.10.2012, в занижении для ООО "Нижнекамская ТЭЦ" цен на мощность для генерирующих объектов, обязании устранить допущенные нарушения отказано. Производство по делу в части признания недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э прекращено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что факт нарушения оспариваемыми действиями конкретных прав и законных интересов заявителя материалами дела не подтвержден. Указал, что отсутствует совокупность предусмотренных АПК РФ условий для удовлетворения заявленных требований. Прекращая производство по делу в части признания недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э, суд указал на то, что данный приказ уже был предметом судебного разбирательства.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается незаконность действий Федеральной службы по тарифам, выразившихся в неучете информации в заявке НкТЭЦ от 19.10.2012, в занижении для ООО "Нижнекамская ТЭЦ" цен на мощность для генерирующих объектов. Указывает на то, что судом не были учтены все доводы заявителя. Считает, что судом неправомерно прекращено производство по делу в части требования о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э.
Представитель ФСТ России в судебном заседании и письменном отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом указал на правомерность оспариваемого приказа ФСТ России. Настаивает на соответствии оспариваемого заявителем приказа от 18.05.2012 N 105-э/1 требованиям абз.3 п.61 Основ ценообразования и п.п.6-14 Порядка формирования баланса.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При этом от заявителя через канцелярию суда поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Общества. В соответствии со ст.156 АПК РФ, с учетом мнения представителя ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Нижнекамская ТЭЦ" является субъектом оптового рынка электрической энергии, поставщиком электрической энергии (мощности), осуществляющим деятельность в зоне свободного перетока (ЗСП) "Волга" первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии.
06.09.2012 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" подало ценовую заявку Системному оператору на конкурентный отбор мощности на 2013 год в размере 128 909,75 руб./МВт.
24.09.2012 системным оператором опубликованы итоги конкурентного отбора мощности на 2013 год, в соответствии с которыми ООО "Нижнекамская ТЭЦ" вошло в перечень станций, прошедших отбор.
Цена в ЗСП "Волга" сложилась на уровне 153 966,24 руб./МВт. Ценовая заявка ООО "Нижнекамская ТЭЦ" подана в размере 128 909,75 руб./МВт.
11.10.2012 в связи с выявлением Федеральной антимонопольной службой признаков манипулирования ценами в ЗСП "Волга" НП "Совет рынка" было принято решение об отмене результатов конкурентного отбора мощности в первой ценовой зоне (Европейская часть России и Урал) и о проведении повторного конкурентного отбора мощности.
15.10.2012 системным оператором был проведен повторный конкурентный отбор мощности в первой ценовой зоне, по результатам которого цена в ЗСП "Волга" сложилась на уровне 117 999,00 руб./МВт. Ценовая заявка ООО "Нижнекамская ТЭЦ" превысила сложившуюся цену на мощность в ЗСП "Волга" в размере 117 999,00 руб./МВт.
22.10.2012 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" обратилось в Федеральную службу по тарифам с заявлением об установлении тарифов на мощность по итогам конкурентного отбора.
Приказом ФСТ России от 26.10.2012 N 697/1-э "О ценах на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности" утверждены с 1 января 2013 года цены на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, в соответствии с приложением к настоящему приказу.
Для генерирующего объекта Нижнекамская ТЭЦ ПТК-2 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" на 2013 год цену на мощность установлена в размере 35 642,75 руб./МВт.
Полагая, что указанные действия ответчика нарушают права и законные интересы ООО "Нижнекамская ТЭЦ", заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из неподтвержденности факта нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями ответчика.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными), необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения надежности и бесперебойности поставок электрической энергии на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.
Правила оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172.
Согласно абз.10 п.111 названных Правил в целях расчета цены мощности для поставщиков по итогам конкурентного отбора поставщики не позднее 1 сентября года, в котором проводится конкурентный отбор, представляют в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов начиная с 2013 года в установленном им порядке информацию, необходимую для определения цены мощности по каждому генерирующему объекту. В отношении генерирующих объектов, по которым указанная информация не представлена, федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов, начиная с 2013 года устанавливает значение цены продажи мощности на уровне минимального значения из значений, установленных на 2010 год в соответствующей ценовой зоне оптового рынка тарифов на мощность, продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи мощности по регулируемым ценам (тарифам). Указанные цены устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов начиная с 2013 года не позднее 45 дней с даты окончания приема заявок на конкурентный отбор мощности.
Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178.
Пунктом 14 указанных Правил предусмотрено, что для установления цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, поставщики оптового рынка представляют в порядке, установленном Федеральной службой по тарифам, информацию, необходимую для определения указанной цены по каждому генерирующему объекту, не позднее 1 сентября года, в котором проводится конкурентный отбор мощности.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 19.10.2012 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" направило в ФСТ России информацию, необходимую для определения указанной цены на мощность на 2013 год и получена ответчиком 22.10.2012.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, информация, необходимая для определения цены мощности по каждому генерирующему объекту, представлена Обществом в контролирующий орган по истечении срока, установленного приведенными выше нормативными актами.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества о непринятии Службой к рассмотрению заявления об установлении тарифов от 19.10.2012 N 77, поскольку заявление было принято ответчиком в установленном порядке, письму присвоен входящий номер.
Поскольку информация, необходимая для определения цены мощности, представлена ООО "Нижнекамская ТЭЦ" позднее установленного действующим законодательством срока, цена на мощность для генерирующего объекта Нижнекамская ГЭЦ ПТК-2 ООО "Нижнекамская ТЭЦ", в отношении которого была указана наиболее высокая цена в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, установлена в соответствии с абз.10 п.111 Правил оптового рынка - с 01.01.2013 по 31.12.2013 в размере 35 642, 75 руб./МВт в месяц (без НДС), что соответствует уровню минимального значения из значений, установленных на 2010 год в первой ценовой зоне оптового рынка тарифов на мощность, продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи мощности по регулируемым ценам (тарифам).
В обоснование своих требований заявитель приводит доводы о причинении действиями ФСТ России ущерба экономическим интересам Общества, поскольку указанная тарифная ставка на мощность отражает минимальную потребность в денежных средствах на содержание 1 МВт установленной мощности в месяц в первой ценовой зоне оптового рынка электрической энергии (мощности), рассчитанную для электрических станций генерирующих компаний до начала конкурентного отбора мощности.
Данный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку установление тарифной ставки осуществляется на основании представляемой генерирующими субъектами в ФСТ России информации. При этом представление или непредставление информации, необходимой для определения цены мощности по каждому генерирующему объекту, зависит от волеизъявления конкретного поставщика, то есть представляет собой действие или бездействие самой генерирующей компании.
В рассматриваемом случае информация, необходимая для определения цены мощности по каждому генерирующему объекту, ООО "Нижнекамская ТЭЦ" представлена в ФСТ России по истечении срока, установленного действующим законодательством, в связи с чем цена на мощность для генерирующего объекта Нижнекамская ГЭЦ ПТК-2 ООО "Нижнекамская ТЭЦ" установлена ФСТ России на основании имеющейся информации и в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.
В обоснование своих требований Общество привод доводы о том, что действия ФСТ России повлекли установление дискриминационных условий деятельности ООО "Нижнекамская ТЭЦ", ссылаясь при этом на Приказ ФСТ России от 26.10.2012 г. N 697/1-э, устанавливающий цену на мощность для генерирующего объекта.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Приведенный заявителем довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку Приказ ФСТ России от 26.10.2012 N 697/1-э не признан незаконным либо недействующим в установленном законом порядке.
Таким образом, оспариваемые действия совершены ФСТ России в рамках ее полномочий, не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку не возлагают на него какие-либо не предусмотренные законом обязанности и не препятствуют заявителю осуществлять свою предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что факт нарушения конкретных прав и законных интересов заявителя имеющимися в материалах дела документами не подтвержден.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Апелляционная коллегия также считает необходимым согласиться с выводом суда первой инстанции о необходимости прекращения производства по делу в части требований о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ранее ООО "Нижнекамская ТЭЦ" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приказа ФСТ России от 26.10.2012 N 697/1-э в части установления цены для ООО "Нижнекамской ТЭЦ" не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.
Определением от 16.07.2013 производство по делу N ВАС-18018/12 ВАС РФ прекращено в связи с отказом ООО "Нижнекамская ТЭЦ" от требования о признании приказа ФСТ России от 26.10.2012 N 697/1-э в части установления цены для ООО "Нижнекамской ТЭЦ" не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим.
В соответствии с ч.3 ст.151 АПК РФ в случае прекращения производству по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обстоятельства, связанные с оспариванием приказа ФСТ России от 26.10.2012 N 697/1-э в части установления цены для ООО "Нижнекамской ТЭЦ", уже были предметом судебного разбирательства.
Поскольку стороны, предмет и основания настоящего заявления и заявления по делу N ВАС-18018/12 тождественны между собой, производство по делу в части заявленных требований о признании недействительным приказа Федеральной службы по тарифам от 26.10.2012 N 697/1-э подлежит прекращению в силу п.2 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом ссылка Общества на то, что предмет рассмотрения по делу N ВАС-18018/12 и предмет заявленного в настоящем случае требования не являются идентичными, отклоняется апелляционной коллегией как очевидно противоречащая фактическим обстоятельствам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19 сентября 2013 года по делу N А40-22335/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22335/2013
Истец: ООО "Нижнекамская ТЭЦ"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам