г.Москва |
|
18 декабря 2013 г. |
Дело N А40-79811/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Захарова С.Л., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АЛЬФА БАНК"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25 сентября 2013 года
по делу N А40-79811/2013, принятое судьей Сизовой О.В. (шифр судьи 84-753),
по заявлению ОАО "АЛЬФА БАНК" (ОГРН 1027700067328; г.Москва, ул.Каланчевская, д.27)
к УФАС России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен, |
от ответчика: |
не явился, извещен, |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.09.2013, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении заявления ОАО "АЛЬФА-БАНК" о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Хабаровскому краю от 26.04.2013 N 34 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на доказанность события административного правонарушения, наличие в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в том числе вины заявителя в его совершении, а также на соблюдение административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение судом норм материального права. Настаивает на отсутствие события вмененного Обществу правонарушения. Считает, что законодательство о рекламе не содержит обязательных требований о необходимости указания в рекламе кредита всех условий договора, которые регулируют взаимоотношения между кредитной организацией и клиентом.
От ответчика через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором УФАС России по Хабаровскому краю, поддерживая решение суда первой инстанции, указал на неправомерность и необоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Указывает, что факт совершения ОАО "АЛЬФА БАНК" вмененного нарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, при осуществлений государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 20.01.2013 выявлена наружная реклама ОАО "АЛЬФА-БАНК", распространяемая в г.Хабаровске по ул.Суворова - ул.Краснореченская, следующего содержания: крупным шрифтом: "Ниже некуда. Кредит с переплатой всего 10%. Кредит наличными "Десятка" Альфа - Банк"; мелким шрифтом (размером 3,1 см): "С учетом заключения договора страхования Заемщика. Под переплатой понимаются фактические затраты Заемщика на обслуживание кредита за весь срок кредитования. Сумма кредита от 50 тыс. до 750 тыс. руб. Процентная ставка по кредиту - 21,25% годовых при заключении договора страхования по любой из предложенных программ или 25,38% годовых без заключения договора страхования Заемщика. Программа "Страхование жизни и здоровья Заемщика Персональных кредитов": +0,2% от суммы предоставляемого кредита в месяц на весь срок кредитования. Программа "Страхование жизни и здоровья Заемщика Персональных кредитов + Защита от потери работы и дохода ": +0,37% от суммы предоставляемого кредита в месяц на весь срок кредитования. Предоставляются ОАО "Альфастрахование". Лицензия ФССН СМ 223977 от 13.12.2006. Банк оставляет за собой исключительное право на принятие решения о предоставлении либо отказе в предоставлении кредита. ОАО "АЛЬФА-БАНК". Ген. лицензия Банка России N 1326 от 29.01.1998".
Кроме того, указанная наружная реклама распространяется на рекламных конструкциях по адресам: ул.Карла Маркса (ост.Павленко) (призматрон); Уссурийский бульвар - ул.Калинина (призматрон); ул.Ленина - пл.Блюхера (призматрон); ул.Дикопольцева - ул.Ким - Ю- Чена-призматрон.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что указанная реклама распространяется с нарушением ч.7 ст.5, п.2 ч.2, ч. 3 ст.28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
По данному факту УФАС России по Хабаровскому краю в отношении рекламодателя 10.04.2013 составлен протокол по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, и постановлением N 34 от 26.04.2013 по делу об административном правонарушении N 4-05/39 ОАО "АЛЬФА БАНК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "АЛЬФА-БАНК" в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с ч.7 ст.5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (п.2 ч.2 ст.28).
В расходы лица (заемщика), заключившего ипотечный договор, включаются: оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).
В силу ч.3 ст.28 Закона если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.
Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.
При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
В рассматриваемом случае антимонопольным органом установлено, что распространенная Обществом реклама содержала сведения о переплате по кредиту (10%) и в ней не были указаны срок кредита, процентная ставка по кредиту, платежи и комиссии по кредитным операциям и иные условия, влияющие на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.
Указание в рекламе услуг по кредитованию переплаты, само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой банковской услуге, получить достаточные сведения о фактических понесенных им в будущем расходах, в связи с чем способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, которую можно получить, воспользовавшись рекламируемым продуктом.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, в содержании рекламы, распространяемой на средствах наружной рекламы, отсутствуют существенные условия кредита, а именно: срок кредита - 10 месяцев; переплата по кредиту в случае отсутствия страхования -12%.
Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с этим вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
Использование рекламодателем такого визуального приема в рекламе, как неодинаковый размер шрифта размещенной информации, когда размер букв и цифр крупного шрифта во много раз превышает размер букв и цифр мелкого шрифта - вводит в заблуждение потребителя относительно рекламируемого товара. В данном случае и та, и другая информация касается рекламы одного и того же банковского продукта.
Применяемый заявителем в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.
Таким образом, Банк осознано разместил рекламу в таком виде, при котором несоразмерность шрифта привела к потере читаемости существенных условий по кредиту, что создало условия для введения потребителей в заблуждение. В рассматриваемой рекламе выделено наиболее привлекательное для потребителя условие: переплата по кредиту. Иные условия, необходимые потребителю для принятия осознанного решения по оформлению кредита в Банке, написаны мелким шрифтом, следовательно, прочесть и тем более уяснить указанные условия не представляется возможным. Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и не может расцениваться как их наличие. Следовательно, заявитель умолчал об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму расходов, когда в рекламе сообщалось одно из условий.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен конкретный размер шрифта, используемый в рекламе кредита, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений ст.5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (относительно статьи 28 Федерального закона "О рекламе"), рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
Как установлено административным органом, учитывая особенности размещения спорной рекламы (около проезжей части дороги), при использовании разного размера шрифта при изложении информации на рекламном щите потребители рекламы не имеют возможности ознакомиться с указанными в рекламе мелким шрифтом сведениями обычным способом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.
В настоящем случае суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно Информационному письму ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" реклама должна оцениваться по тому воздействию, которое она может оказать.
Реклама банковских услуг, в том числе услуг по предоставлению кредита, с учетом значения для потребителя по финансовым последствиям предполагает соблюдение установленных требований к рекламе таких услуг, которая не предполагает импульсивное восприятие такой рекламы, а требует для потребителя необходимого количества времени для ознакомления с рекламируемым товаром (услугой), сосредоточенного внимания при ознакомлении с предлагаемыми в рекламе условиями кредитования.
Для оценки восприятия потребителем текста рекламы учитываются в совокупности и взаимной связи ряд объективных признаков распространения рекламных материалов: место размещения рекламной конструкции (пешеходная зона, перекресток, над проезжей частью дороги и т.п.), расположение текста рекламы (вертикально, горизонтально) на рекламном носителе, шрифт текста рекламы, цвет и фон шрифта (с точки зрения простоты визуального восприятия), и его сочетание с текстом рекламы.
В данном случае спорная реклама является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями, размещена с помощью средств стабильного территориального размещения - щита, следовательно, основными потребителями вышеназванной рекламы необходимо рассматривать водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части. При этом, как указывалось выше, в рекламе крупным шрифтом отображена следующая информация: "Ниже некуда. Кредит с переплатой всего 10%. Кредит наличными "Десятка" Альфа - Банк", при этом значительно более мелким шрифтом в рекламе изложен значительный объем информации о существенных условиях кредитования.
Таким образом, учитывая месторасположение рекламы (возле проезжей части дороги), ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия предоставления кредита по сравнению со шрифтом основной, привлекательной информации об услуге, потребители рекламы с учетом объема содержащейся в рекламе информации не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом без использования специальных средств и в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации, и у потребителей отсутствует возможность для целостного восприятия всей информации в отношении предоставляемой финансовой услуги. Следовательно, часть условий, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, изображены таким способом, что данная информация оказывается неприемлемой для чтения, что свидетельствует об умалчивании информации, недоведении до потребителя в воспринимаемой форме информации, наличие которой необходимо в рекламе.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, установлен и подтвержден материалами дела.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Оценив в совокупности доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ч.1 ст.14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется доказательств отсутствия у Общества его возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, наличие событие и состава административного правонарушения доказано материалами административного дела.
Порядок привлечения Общества к административной ответственности ответчиком соблюден.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются судебной коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для изменения (отмены) принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25 сентября 2013 года по делу N А40-79811/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-79811/2013
Истец: ОАО "АЛЬФА БАНК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФАС ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ, УФАС России по Хабаровскому краю