г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А56-47283/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л. П. Загараевой,
судей О. В. Горбачевой, В. А. Семиглазова,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем М. К. Федуловой,
при участии:
от истца (заявителя): М. М. Ляпина, доверенность от 08.11.2013 N 20; О. А. Окатьева, доверенность от 08.11.2013 N 20;
от ответчика (должника): О. А. Носкова, доверенность от 16.12.2013 N 27-01-29/56; С. Т. Колованов, доверенность от 12.03.2013 N 27-01-29/43;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25330/2013) ООО "Домина Рус" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2013 по делу N А56-47283/2013 (судья Е. В. Константинова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Домина Рус"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Центральном районе Санкт-Петербурга
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домина Рус" (ОГРН 1097847119303, адрес 191002, Санкт-Петербург, Владимирский пр-кт, 23, 606) (далее - Общество, ООО "Домина Рус", заявитель) обратилось в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1037804016546, адрес 194214, Санкт-Петербург, Энгельса проспект, 73) (далее - Управление, ответчик) о признании недействительным решения от 09.07.2013 N 27-06-34/1165 о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 312398,47 руб.
Решением суда первой инстанции от 22.10.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на то, что Общество просило суд первой инстанции снизить сумму штрафа до 30000 руб. в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, что не было учтено судом; суд неправомерно не учел незначительный период просрочки, совершение правонарушения впервые, отсутствие негативных последствий для бюджета.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.07.2013 Управлением по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 31.05.2013 было вынесено решение N 27-06-34/1165.
Указанным решением Общество было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования": в виде штрафа в сумме 312398,47 руб. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В решении установлено, что при установленной законодательством дате окончания приема сведений 15.05.2013 фактическая дата приема сведений 20.05.2013.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а также сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в данном пункте сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) и о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц страхователь представляет ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ, статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны в установленный срок представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения и документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ.
В данном случае факт несвоевременного представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается материалами дела и Обществом не опровергнут.
Следовательно, по праву привлечение Общества к ответственности в виде штрафа по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ обоснованно. Размер штрафа в сумме 312398,47 руб. определен органом Пенсионного фонда правильно.
Нарушений процедуры привлечения Общества к ответственности Управлением не допущено.
Между тем, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции неправомерно не учел при рассмотрении спора по существу обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения.
Общество ссылалось на то, что при привлечении его к ответственности не были учтены смягчающие обстоятельства, просило снизить размер финансовой санкции в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Частью четвертой пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Согласно части 4 пункта 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Соответственно, данной нормой установлен открытый перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушения.
В силу пункта 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Из указанных норм следует, что орган контроля за уплатой страховых взносов при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и определении размера штрафа должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства в силу прямого указания закона.
В данном случае из решения Управления следует, что при его вынесении обстоятельства, смягчающие ответственность Общества за совершение правонарушения, не устанавливались.
Апелляционный суд полагает, что в данном случае смягчающие ответственность Общества обстоятельства имелись и подлежали учету Управлением при вынесении оспариваемого решения.
Из материалов дела не следует, что Общество ранее совершало подобные нарушения, просрочка представления сведений причинила ущерб публичным интересам. Просрочка составила 5 календарных дней, то есть является незначительной, и сумма штрафа несоразмерна совершенному Обществом правонарушению.
Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, материального положения нарушителя и т.д.) вправе уменьшить размер взыскания, при этом руководствуется принципами справедливости и соразмерности.
Принимая во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные обстоятельства, а также действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания (Постановление N 11-П от 15.07.1999 Конституционного суда Российской Федерации), апелляционная инстанция полагает справедливым и обоснованным снижение размера финансовых санкций до 30000 руб.
Таким образом, оспариваемое решение Управления подлежит признанию недействительным в части взыскания штрафа в сумме, превышающей 30000 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции при рассмотрении спора не соответствуют фактическим обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2013 по делу N А56-47283/2013 отменить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе Санкт-Петербурга от 09.07.2013 N 27-06-34/1165 в части привлечения ООО "Домина Рус" к ответственности в виде штрафа, превышающего 30000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Центральном районе Санкт-Петербурга (ОГРН 1037804016546, адрес 194214, Санкт-Петербург, Энгельса проспект, 73) в пользу ООО "Домина Рус" (ОГРН 1097847119303, адрес 191002, Санкт-Петербург, Владимирский пр-кт, 23, 606) 3000 руб. расходов по оплате госпошлины по первой и апелляционной инстанциям.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-47283/2013
Истец: ООО "Домина Рус"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе Санкт-Петербурга