г. Вологда |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А66-7277/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шумиловой Л.Ф., судей Виноградова О.Н. и Писаревой О.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Савинской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кравчук Светланы Сергеевны на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 октября 2013 года по делу N А66-7277/2013 (судья Романова Е.В.),
установил:
Тверской негосударственный пенсионный фонд "Содружество" (далее - истец, Фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) по внесению 21.03.2013 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи за номером 2106914022103 о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее - ООО "Содружество", Общество) и о возложении на Инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРЮЛ записи за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2106914022103 о ликвидации ООО "Содружество".
Решением суда от 11.10.2013 признаны незаконными действия Инспекции по внесению 21.03.2013 в ЕГРЮЛ записи за номером 2136952050343 о ликвидации ООО "Содружество", на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРЮЛ записи за ГРН 2106914022103 о ликвидации ООО "Содружество". Кроме того, с Инспекции в пользу Фонда взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей (с учетом определения об исправлении опечатки от 25.10.2013).
Кравчук Светлана Сергеевна с решением суда не согласилась, обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления Фонда. В обоснование жалобы Кравчук С.С. ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела; на то, что оспариваемые действия Инспекции были совершены последней на основании решения налогового органа о государственной регистрации от 21.03.2013 N 2768А, законность которого не вызвала сомнений; на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, а именно суд вышел за пределы заявленного требования, рассмотрев по существу требование Фонда к ООО "Содружество" по договорам займа.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Как усматривается в материалах дела, ООО "Содружество" зарегистрировано Инспекцией в качестве юридического лица 14.05.2010 за основным государственным номером 2106952141492.
Участниками Общества являлись Поломошина Ольга Валентиновна, Кравчук Светлана Сергеевна, Подъячев Владимир Иванович. Генеральным директором Общества был Панченко Владимир Юрьевич.
Согласно протоколу общего собрания участников ООО "Содружество" от 28.07.2012 участниками Общества принято решение о его ликвидации, назначена ликвидационная комиссия, обязанности председателя ликвидационной комиссии возложены на Кравчук С.С.
Обществом в Инспекцию представлено уведомление о принятии указанного решения, в связи с чем 07.08.2012 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица и запись о формировании ликвидационной комиссии.
Ликвидационной комиссией в "Вестнике Государственной Регистрации" от 22.08.2012 N 33 (391) опубликованы сведения о ликвидации ООО "Содружество" с указанием срока предъявления требований кредиторами - два месяца с момента опубликования.
Согласно протоколу общего собрания участников ООО "Содружество" от 19.01.2013 участники приняли решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса Общества.
Обществом в Инспекцию представлен промежуточный ликвидационный баланс, составленный по состоянию на 19.01.2013, на основании которого 11.02.2013 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Согласно протоколу собрания участников ООО "Содружество" от 15.02.2013 его участники приняли решение об утверждении ликвидационного баланса Общества, в соответствии с которым Общество кредиторской задолженности не имеет.
Председателем ликвидационной комиссии 14.03.2013 подано в регистрирующий орган заявление по форме N Р16001 с приложенными к нему документами, в том числе вышеуказанным ликвидационным балансом.
На основании данных документов Инспекцией принято решение от 21.03.2013 N 2768А о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Содружество" в связи с его ликвидацией по решению учредителей и внесена запись в ЕГРЮЛ за ГРН 2136952050343 о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Содружество" (ОГРН 1056900045850) в связи с его ликвидацией.
Полагая, что государственная регистрация произведена Инспекцией с нарушением закона, содержащиеся в ликвидационном балансе сведения о кредиторской задолженности являются недостоверными, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по государственной регистрации.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции счел его обоснованным.
Суд апелляционной инстанции исходит из установленных фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
Порядок ликвидации юридического лица, установленный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), предусматривает: помещение ликвидационной комиссией в соответствующих органах печати публикации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его на утверждение учредителям (участникам) юридического лица; составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами и утверждение его учредителями (участниками) юридического лица.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из статьи 1 Закона N 129-ФЗ следует, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Согласно статье 2 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определено, что начиная с 01.07.2002 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, а также отказа в государственной регистрации регламентирован главами VI и VIII Закона N 129-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 129-ФЗ за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 данного Закона, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного названным Законом, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконными действий регистрирующего органа по государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как видно из материалов дела, основанием для принятия Инспекцией решения о государственной регистрации ООО "Содружество" в связи с его ликвидацией по решению учредителей и о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ послужили документы, представленные регистрирующему органу председателем ликвидационной комиссии Кравчук С.С., в том числе и ликвидационный бухгалтерский баланс по состоянию на 15.02.2013, в котором отсутствовали сведения о кредиторской задолженности.
Из материалов дела также усматривается, что кредиторы, включая Фонд, были информированы о ликвидации Общества посредством объявления, размещенного ликвидационной комиссией 22.08.2012 в "Вестнике Государственной Регистрации", и могли предъявить свои требования ликвидатору в установленный в объявлении срок.
Реализуя свои гражданские права, Фонд предъявил иски к Обществу, которыми просил взыскать в свою пользу долг и проценты по договорам займа, по которым Арбитражным судом Тверской области были возбуждены производства по делам N А66-11094/2012 и N А66-12451/2012, о чем должна была знать ликвидационная комиссия.
Между тем ликвидационная комиссия не выполнила предусмотренную абзацем вторым пункта 1 статьи 63 ГК РФ обязанность по уведомлению Фонда.
Ликвидационная комиссия полагала, что после сообщения о наличии взаимных денежных претензий с приложением соответствующего уведомления о зачете обязательства Общества и Фонда друг перед другом прекратились в силу статьи 410 ГК РФ.
Вместе с тем на дату внесения Инспекцией в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО "Содружество" спор в рамках искового производства между Фондом и Обществом не был разрешен, а после внесения такой записи производства по указанным делам были прекращены на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Несоблюдение Инспекцией этого правила и исключение из ЕГРЮЛ ликвидируемого Общества на основании недостоверных сведений, представленных ликвидатором, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Фонда как кредитора ООО "Содружество".
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установленный ГК РФ порядок ликвидации юридического лица ликвидатором не был соблюден, а представленный в Инспекцию ликвидационный баланс не содержал достоверных сведений об отсутствии у ликвидируемого Общества задолженности перед Фондом. Такой вывод суда подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, при наличии которых ликвидация Общества не могла быть завершена, а соответствующая запись в ЕГРЮЛ не могла быть внесена Инспекцией.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Фондом требования.
Поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 октября 2013 года по делу N А66-7277/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кравчук Светланы Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Ф. Шумилова |
Судьи |
О.Н. Виноградов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7277/2013
Истец: Тверской Негосударственный Пенсионный Фонд "Содружество", Тверской Негосударственный Фонд "Содружество"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Тверской области
Третье лицо: Кравчук Светлана Сергеевна, ООО "Содружество", Председатель ликвидационной комиссии ООО Содружество " Кравчук С. С., Председатель ООО Содружество " Кравчук С. С.