"Простор для долгосрочных инвестиций"
(интервью с А. Колошенко, председателем правления
Экстробанка (Santander Consumer Bank))
Ипотечный кризис США отразился на состоянии финансовых систем большинства государств. В том числе - и на нашей банковской системе. Однако Россия стала одной из немногих стран, достаточно спокойно переживших волнения на международных рынках. По мнению Александра Колошенко, кризис ликвидности вынудил многие банки страны "подкорректировать" свою стратегию, но это были именно поправки и корректировки. Больших потерь, сравнимых с международными группами, у российских банков не было.
БДМ: Как вы оцениваете текущую ситуацию и свое место на российском рынке в этом году? Отразится ли кризис на работе крупных иностранных банков в России?
- Понятно, что одним из основных негативных последствий кризиса стало ухудшение условий заимствования на мировых рынках, и как следствие, общее для российского банковского рынка подорожание денег. Многие международные банковские группы пересмотрели свои планы в целом - и не только в отношении России. Но это вполне логично и нормально, особенно если учесть, что им необходимо определить приоритеты на период восстановления после таких событий. Если говорить именно об Экстробанке, то мы как дочернее подразделение Santander Consumer Finance трудностей, которые, возможно, возникали у участников этого рынка, практически не ощутили. Но наблюдали другую тенденцию - в ряде российских банков, участников рынка кредитования, значительно ужесточилась кредитная политика, и они стали более "эффективно" - то есть с наименьшим риском - использовать имеющееся финансирование. Для нас это означает, что все большее число автодилеров готовы перенаправлять ряд своих клиентов другим банкам, в том числе - и к нам, и это учитывая то, что наши новые программы еще пока не запущены.
БДМ: Какие основные задачи стоят перед вашим банком в этом году, и подвергались ли они "посткризисной" корректировке со стороны "материнской" организации?
- Как я уже сказал, наш банк сейчас - это своеобразный "старт-ап", поэтому говорить уже о каких-либо корректировках в нашей деятельности было бы неправильно. В течение первого квартала мы будем заниматься запуском новой операционной платформы и тестированием новых автокредитных программ. Параллельно исследуем возможности выхода в те регионы, где, с нашей точки зрения, мы собираемся присутствовать в том или ином формате. До конца нынешнего года мы появимся минимум в пяти городах, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.
БДМ: С вашей точки зрения - окажут ли выборы президента страны существенное влияние на приток внешних инвестиций? И продолжится ли вывод средств из страны, как в декабре прошлого года?
- Я бы скорее назвал это "переаллокацией" или перераспределением ликвидности и связал вывод этих денег скорее с необходимостью иметь и использовать их сейчас на международных рынках - проще говоря, в создавшейся ситуации там они нужнее, чем здесь.
Если говорить о политической ситуации, мне думается, что многое было уже сделано руководством страны, чтобы заверить иностранных инвесторов в том, что преемственность выбранного курса и общая ситуация в стране, и банковском секторе в частности, будет максимально сохранена. Я бы сказал, что мировое сообщество и финансовые рынки получают правильные "сигналы".
Применительно к группе Santander, она рассматривает российский рынок как поле именно для долгосрочных инвестиций, и не будет использовать спекулятивные практики по вводу или выводу средств - в зависимости от ситуации.
БДМ: Какие отрасли российской экономики являются, на ваш взгляд, наиболее перспективными и интересными с точки зрения развития и инвестирования?
- Я бы скорее адресовал подобный вопрос инвестиционным группам и компаниям. А если оценивать с точки зрения банкира, то Россия сейчас переживает потребительский бум, поэтому потребительское финансирование очень востребовано по всей стране, и регионы в этом отношении представляют наибольший потенциал для финансовых институтов.
БДМ: Но это ведь как раз - ваше "поле", и, видимо, вашему банку есть прямой смысл и дальше активно развивать розничные услуги?
- Santander Consumer - это не розничный банк в прямом смысле этого слова. Контакт с клиентом осуществляется в основном через нашего партнера - в первую очередь автодилера. И перед нами в принципе не стоит задача предлагать что-либо, кроме кредитов, соответственно нет необходимости строить сеть для привлечения депозитов, обслуживания транзакций клиентов, переводов и предоставления иных услуг. То есть мы - прежде всего банк потребительского финансирования. Разумеется, если клиент хочет разместить у нас депозит или совершить денежный перевод, мы ему не откажем, будем рады его видеть в нашем отделении и предложим необходимую услугу. Но, тем не менее, наши задачи отличаются от задач классического розничного банка.
БДМ: А как, все-таки, вас величать в России - Экстробанк или Santander?
- Как раз сейчас завершается перерегистрация наименования банка в ЗАО "Сантандер Консьюмер Банк". Одобрение регулятора уже получено, и мы заканчиваем перерегистрацию названия в надлежащих органах. Соответственно наши услуги в России мы будем предоставлять под брендом Santander Consumer Bank.
БДМ: Что нужно знать иностранной "дочке" для успешной работы на российском рынке?
- Думаю, у всех нас есть свои задачи, в том числе и финансовые, которые перед нами ставят головные организации, и мы должны их выполнять. Честно говоря, я далек от мысли, что чьи-либо советы могут помочь успешно их решать. Но, если говорить начистоту, я искренне считаю, что нужно более внимательно присматриваться и прислушиваться к тому, что происходит в российском обществе и на рынке страны. Кстати, залогом успеха группы Сантандер в мире в свое время стало и до сих пор является именно внимание к местным рынкам и, вместе с тем, свобода "маневра" и действий, которая дается дочернему учреждению на локальном рынке.
"БДМ. Банки и деловой мир", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"