Почта - банк: сценарии развития
В последние годы российский рынок банковской розницы растет высокими темпами и акцент развития все больше смещается в регионы. Тем не менее, все так же остро стоит проблема доступности банковских услуг жителям села и отдаленных районов страны. Итак, банкам нужны клиенты, клиентам - банковские услуги, но далеко не всегда они "находят друг друга". Одним из простых и надежных мостов от банка к клиенту может стать почта.
Мировой опыт
Сегодня самая крупная розничная сеть в стране - ФГУП "Почта России". Она насчитывает около 42 тысяч отделений во всех регионах, в том числе, труднодоступных районах и сельской местности, где предложение банков либо крайне ограничено, либо полностью отсутствует. Это позволяет рассматривать почту как уникальный канал продвижения банковских услуг.
В мире существует множество примеров успешного сотрудничества почты и банков. Эти отношения складываются по-разному - сказываются как различия в законодательном регулировании почтовой и банковской деятельности, так и национальные особенности формирования данных отраслей. В одних странах почта самостоятельно оказывает финансовые услуги и сотрудничает с банками, выступая в роли их агента и оказывая услуги банков за определенный процент. К таким можно отнести Италию, Швейцарию, до недавнего времени - Японию и другие. Есть страны, где почтово-банковские услуги предоставляются и контролируются не почтой, а специально созданным почтовым банком. Система почтовых банков характерна для Германии, Англии, Нидерландов, Скандинавии и так далее. Сейчас в мире насчитывается свыше восьмидесяти национальных почтовых банков, большинство из которых действует уже по несколько десятилетий, и в ряде случаев они играют в национальных экономиках системообразующую роль.
Как правило, такие банки за счет широкой географии почты обеспечивают общенациональный охват и предоставляют доступ к банковским услугам наименее обеспеченным слоям населения. Наибольшее развитие они получили в Европе, в тех странах, где изначально почтово-банковские услуги населению оказывала именно почта. А затем подразделения, предоставляющие финансовые услуги, выделялись и преобразовывались в отдельное юридическое лицо - почтовый банк, контролируемый, как правило, самой почтой или государством. Однако со временем многие подобные банки были полностью или частично приватизированы.
Один из ярких примеров успешного почтово-банковского бизнеса - немецкий Postbank, созданный в 1989 году немецкой почтовой службой Deutsche Bundespost для оказания финансовых услуг населению. Впоследствии он преобразовался в крупный универсальный банк, обслуживающий розничных и корпоративных клиентов и ставший одним из лидеров на немецком рынке банковских услуг. В настоящее время банк обслуживает более 14,5 миллионов розничных и более 40 тысяч корпоративных клиентов по всей стране, используя собственную сеть из более чем 850 отделений, почтовую сеть, объединяющую свыше 9 тысяч почтовых отделений, сеть банкоматов, число которых превышает 2 тысячи, и дистанционные каналы продаж.
Одной из основных современных тенденций на финансовых рынках развитых стран стало внедрение удаленного банкинга. По мере того, как в жизнь все активнее входят телекоммуникации и Интернет, телебанкинг и интернетбанкинг постепенно вытесняют обслуживание в почтовых и банковских офисах. Например, услугой по управлению счетом через Интернет в немецком почтовом банке ежегодно пользуется более 2,5 миллиона клиентов, а операции со счетом по телефону осуществляет более 3 миллионов клиентов - благодаря эффективной системе банковских call-центров.
Российские реалии
В отличие от европейских стран, где почтово-банковский бизнес существует достаточно давно, в России это направление пока находится на начальной стадии развития. Сегодня формируются предпосылки для его интенсивного развития. Во-первых, спрос на банковские услуги в стране год от года растет. Во-вторых, уже несколько банков сотрудничают с национальным оператором почтовой связи, разрабатывая совместные проекты. В-третьих, началась системная реформа почтовой отрасли. И, наконец, рассматривается возможность пересмотра ряда нормативных документов, регулирующих почтово-банковский бизнес.
Сейчас в стране с ФГУП "Почта России" работает несколько федеральных и региональных банков. Применяются различные схемы взаимодействия: технологии почтовых переводов, агентские схемы, организация удаленных рабочих мест банков в почтовых отделениях. Для банков это - эффективный способ расширения точек присутствия и внедрения клиентоориентированных продуктов и услуг, доступных широким слоям населения. Тем не менее, ни для одного из банков этот бизнес пока не является системным или профильным. Пока он реализуется фрагментарно и в недостаточной степени. Достаточно сказать, что из 42 тысяч почтовых отделений банковские услуги предоставляют лишь в 6-7 тысячах офисов.
Между тем, использование потенциала почтовой сети способно обеспечить доступ к широкому спектру банковских услуг сельским жителям, которые сегодня не имеют возможности получать даже самые популярные из них: получение и погашение потребительских кредитов, оформление банковских вкладов, получение наличных денежных средств по банковским картам. Развитие почтово-банковских услуг поможет сгладить диспропорции в социально-экономическом развитии между городскими и сельскими регионами и повысить финансовую культуру населения, о чем сейчас так много говорится. Выгодно это и для экономики в целом, поскольку позволит привлечь значительные объемы незадействованных денежных ресурсов, что будет способствовать росту капитализации и кредитоспособности банковской системы.
Заинтересовано в сотрудничестве с банками и развитии почтово-банковских услуг и руководство ФГУП "Почта России". По действующим законам почта может оказывать ряд финансовых услуг самостоятельно - к ним относятся выплата пенсий, пособий, иных социальных и целевых выплат, переводы денежных средств по России (здесь создана собственная система переводов "КиберДеньги"), прием платежей и так далее. Сегодня доход от финансовых услуг приносит почте до 40% в общем объеме поступлений. Однако чтобы клиент получил возможность сделать банковский вклад или получить кредит в почтовом отделении, необходимо партнерство почты и банков.
Что мешает?
Что же мешает интенсивному развитию почтово-банковского бизнеса в России? Проблем немало, и разделить их можно на три основные группы: технические, финансовые и, самое главное, юридические.
Прежде всего, необходимо на законодательном уровне упорядочить отношения банков и почты в части предоставления банковских услуг населению. В частности, это касается 115-го закона - ведь его требования соблюдаются далеко не всегда: скажем, при открытии счета банковского вклада на почте деньги от клиента принимает не работник банка, а почтовый оператор. Так что пришла пора принять единые стандарты и законы, регламентирующие почтово-банковскую деятельность.
Достаточно серьезно стоит и проблема технической оснащенности большинства почтовых отделений - несмотря на значительные инвестиции, направленные уже на их модернизацию. Особенно это касается сельских и удаленных районов. Между тем, чтобы эффективно организовать процесс предоставления банковских услуг, почтовые отделения нужно оснастить банкоматами и POSтерминалами, обеспечить надежными каналами связи и автоматизированными рабочими местами.
И, наконец, для предоставления банковских услуг в почтовых отделениях и качественного обслуживания требуется персонал необходимой квалификации. Нынешний сотрудник почты должен не только обладать дополнительными, "банковскими" знаниями и навыками, но и быть мотивированным на продажи. Иными словами, почтовый работник должен стать первым популяризатором почтово-банковских услуг и первым наставником для неопытного клиента. Сегодня в почтовых отделениях страны занято более 400 тысяч работников, однако нужной квалификацией обладают, увы, немногие.
Понятно, что решение перечисленных проблем требует не только времени, но и серьезных финансовых ресурсов. Пока же они решаются исключительно силами "Почты России" и сотрудничающих с ней банков. Между тем, в развитии почтово-банковского бизнеса заинтересованы не только они, а в первую очередь - население страны, испытывающее недостаток в доступных банковских услугах. И, разумеется, государство, о чем уже сказано выше. Поэтому, думаем, было бы логичным компенсировать расходы на развитие почтово-банковского бизнеса в России за счет госбюджета.
На перепутье, или сценарии развития
Сегодня руководство страны рассматривает варианты дальнейшего развития почтово-банковского бизнеса. Новое руководство ФГУП "Почта России" и правительство страны видят дальнейшее развитие почтово-банковского бизнеса по-разному. Поэтому сложились два возможных сценария его развития.
Согласно первому сценарию, почта продолжит оказывать финансовые услуги и сотрудничать с рядом банков, выступая в роли их агента по обслуживанию населения. Иными словами, этот вариант закрепляет существующее положение вещей.
Есть и другой сценарий: на базе одного из банков, активно сотрудничающего с "Почтой России", создается почтовый банк, который будет предоставлять широкий спектр банковских услуг во всех регионах страны. Таким образом, в перспективе может появиться финансовый институт, превосходящий по масштабам бизнеса Сбербанк. В этом случае почте, во-первых, придется отказаться от предоставляемых ею финансовых услуг в пользу нового банка (а, как уже было отмечено, это - до 40% ее текущих доходов), что усугубит убыточность почтовой службы и потребует дополнительного финансирования из бюджета. Во-вторых, для участия в капитале создаваемого банка почте придется изыскать значительные ресурсы. И, наконец, в-третьих, потребуются существенные затраты на модернизацию почтовых отделений и обучение персонала.
По какому сценарию будет развиваться почтово-банковский бизнес в России, сказать пока сложно. На наш взгляд, в ближайшей перспективе можно говорить лишь об укреплении партнерских отношений ФГУП "Почта России" и банковпартнеров, а также о дальнейшем сотрудничестве с рядом других банков.
Но, выбирая наиболее целесообразный вариант, нужно правильно оценить текущий уровень развития почтово-банковского бизнеса, рассмотреть преимущества и недостатки его нынешнего формата и разработать план дальнейшего развития. И самое главное - выбор должен быть обусловлен в первую очередь потребностями россиян в понятных, доступных и надежных банковских услугах. Эту формулу сейчас часто повторяют, но есть смысл разобраться, что же подразумевается под привычными определениями.
Итак, банковская услуга должна быть понятна - это значит, что каждый из набора банковских продуктов имеет настолько простые и прозрачные условия, что их легко воспринимает самый неопытный клиент.
Услуга должна быть доступна - это касается не только "неразорительных" тарифов и отсутствия скрытых комиссий, но и возможностей выбора. Иными словами, каждой социальной категории, скажем, студентам или пенсионерам, может быть предложен, помимо стандартных, еще и специальный продукт. Еще один признак доступности - удобное расположение точек продажи.
И, наконец, услуга должна быть надежной - то есть банк гарантирует клиенту сохранность его денег.
Именно на этих "трех китах" основан почтово-банковский бизнес в Германии. Конечно, построение специализированного банковского учреждения потребовало значительных финансовых затрат. Но точный подход позволил правильно выстроить бизнес-процессы, технологию обслуживания и инфраструктуру. В результате возник крупный универсальный банк, ставший одним из лидеров на рынке банковских услуг страны.
Какой путь выбрать?
Может ли действующая в России модель сотрудничества почты с десятком банков обеспечить население услугами, отвечающими всем современным требованиям? Вряд ли - уже хотя бы потому, что у каждого банка - свои тарифы, продуктовая линейка, внутренняя политика, и достичь единого подхода к обслуживанию людей на почте очень сложно. Да и с технической точки зрения невозможно одновременно запустить продукты десятка разных банков в 42 тысячах почтовых отделений.
Поэтому вполне разумной представляется концепция, которую сегодня предлагает новое руководство Почты России. Суть ее в том, что для решения неотложных задач, главная из которых - вывести почту из состояния убыточности, необходим "начальный этап", предусматривающий создание государственной корпорации. С одной стороны, она продолжит решение социальных задач, а с другой - создаст современный почтово-банковской институт. После завершения инфраструктурных преобразований, которые носят скорее проектный характер, возможно будет акционировать эту структуру и вывести ее в разряд публичных финансовых организаций.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что Россия обладает большим потенциалом для развития почтово-банковского бизнеса. Высокими темпами растут экономика и ее банковский сектор, постепенно повышается уровень благосостояния населения. Необходима четко разработанная стратегия развития, направленная на достижение основных целей и задач, поставленных руководством страны перед почтовой отраслью и банковским сектором.
А. Тютюнник,
партнер компании KPMG,
д.э.н., профессор
А. Кирпичников,
консультант отдела
бизнес-консультирования
компании KPMG
"БДМ. Банки и деловой мир", N 3, март 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"