г. Москва |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А40-61007/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2013 по делу N А40-61007/13, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-460)
по заявлению ЗАО "УКС" (ОГРН 1037739627595, Москва, ул. Тверская, 24/2, стр. 1)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, 20)
третьи лица: 1) Правительство Москвы (125032, Москва, ул. Тверская, 13), 2) ЗАО "Стройиндустрия-4" (123368, Москва, ул. Дубравная, 38), 3) ОАО "Домостроительный комбинат N 1" (123007, Москва, 3-ий Хорошевский пр., 3)
о признании незаконным действий (бездействий)
при участии:
от заявителя: |
Семериков И.Ю. по дов. N 10/17 от 10.12.2013; |
от ответчика: |
Клоков Е.В. по дов. N 33-Д-614/13 от 16.09.2013; |
от третьих лиц: |
1) Клоков Е.В. по дов. N 4-14-755/3 от 18.09.2013; 2) Корнеев Е.Ю. по от 01.01.2013; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "УКС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконными действия (бездействие) Департамента городского имущества города Москвы (далее - ответчик. Департамент), подтвержденные письмом от 20.02.2013 N 33-1-1695/13/0/-1, в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "УКС" на земельный участок с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) на период проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки со сносом 5-ти этажных жилых домов по адресу: г.Москва, район Солнцево, ул.Главмосстроя, д.3, 3/1, 3/2, 3/3 для строительства в границах застроенной территории в рамках инвестиционного контракта 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 13-0022153-5701-0081-00001-00); обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение пятнадцати календарных дней с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по формированию границ земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) и разрешенным использованием: для проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки на основании проекта застройки микрорайона N 1 района Солнцево ЗАО г.Москвы, а именно выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и выдать его в установленном порядке ЗАО "УКС" для проведения межевых работ; обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение восьми календарных дней с даты получения межевого плана согласовать границы земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) и передать сведения о сформированном земельном участке в Управление Росреестра по городу Москве в целях его постановке на кадастровый учет; обязать Департамент городского имущества города Москвы в течение тридцати календарных дней после получения документов о постановке на кадастровый учет земельного участка подготовить и направить в адрес ЗАО "УКС" оформленный в установленном порядке со стороны Департамента городского имущества города Москвы проект договора аренды земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) на период проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки со сносом жилых домов по адресу: г.Москва, район Солнцево, ул.Главмосстроя, д.3, 3/1, 3/2, 3/3 для строительства в границах застроенной территории в рамках инвестиционного контракта 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 13-0022153-5701-0081-00001-00).
Решением от 24.09.2013 Арбитражным судом г. Москвы требования удовлетворены в части признания незаконными действия (бездействие) Департамента городского имущества города Москвы, подтвержденные письмом от 20.02.2013 N 33-1-1695/13/0/-1, в оформлении земельно-правовых отношений с ЗАО "УКС" на земельный участок с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) на период проектирования и строительства жилого дома и поземного гаража-стоянки со сносом 5-ти этажных жилых домов по адресу: г.Москва, район Солнцево, ул.Главмосстроя, д.3, 3/1, 3/2, 3/3 для строительства в границах застроенной территории в рамках инвестиционного контракта 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 13-0022153-5701-0081-00001-00); обязании Департамента городского имущества города Москвы в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу осуществить действия по формированию границ земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) и разрешенным использованием: для проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки на основании проекта застройки микрорайона N 1 района Солнцево ЗАО г.Москвы, по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, по постановке сформированного земельного участка на кадастровый учет; обязании Департамента городского имущества города Москвы в течение тридцати календарных дней после получения документов о постановке на кадастровый учет земельного участка подготовить и направить в адрес ЗАО "УКС" оформленный в установленном порядке со стороны Департамента городского имущества города Москвы проект договора аренды земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) на период проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки со сносом жилых домов по адресу: г.Москва, район Солнцево, ул.Главмосстроя, д.3, 3/1, 3/2, 3/3 для строительства в границах застроенной территории в рамках инвестиционного контракта 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 13-0022153-5701-0081-00001-00). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что процедура предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов, предусмотренная ст.ст. 30, 31, 32 ЗК РФ, не может быть применена; оспариваемое письмо по своему смыслу и содержанию отказом государственного органа не является, носит информационный характер; испрашиваемый обществом земельный участок не идентифицирован, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, а, следовательно, не существует как объект гражданских прав.
В судебном заседании представитель Департамента и Правительства Москвы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя и ЗАО "Стройиндустрия-4" поддержали решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Из материалов дела усматривается, что 23.05.2000 между Правительством Москвы, ЗАО "УКС", ЗАО "Стройиндустрия-4", ОАО "ДСК-1" был заключен инвестиционный контракт N 1499 на реализацию инвестиционного проекта комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на площадке на адресу: г.Москва, район Солнцево, микрорайоны 1 и 2, при этом функции заказчика возложены на ЗАО "УКС".
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево" (п.13.2) функции заказчика по проектированию и строительству коммерческих домов, строящихся за счет средств инвесторов, возложены на ЗАО "УКС".
В соответствии с п.4.1.4 инвестиционного контракта от 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 13-002153-5701-0081-00001-00) договор краткосрочной аренды оформляется на заказчика.
Реализация в 2002 - 2013 годах инвестиционного проекта комплексной реконструкции, переселения сноса и нового строительства городского и коммерческого жилья, гаражей и объектов социальной сферы микрорайонов 1 и 2 района Солнцево осуществлялось на основании постановлений Правительства Москвы от 06.10.1998 N 760 "О комплексной реконструкции и застройке микрорайонов района Солнцево Западного административного округа", от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 Солнцево Западного административного округа" и инвестиционного контракта от 23.05.2000 N 1499 (реестровый N 134-002153-5701-0081-00001-00) с учетом дополнительных соглашений от 24.07.2001 N 1, от 19.04.2002 N 2, от 31.10.2002 N 4, от 29.06.2009 N 5.
Выбор земельного участка и предварительное места размещения объекта по адресу: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) для проектирования и строительства жилого дома со сносом 5-ти этажных жилых домов осуществлен п.п.45, 47, 50, 51 Приложения N 6, п.5 Приложения N 8, Приложением N 12 к Постановлению Правительства Москвы от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево" и п.4 Приложения N 2, п.п.45, 47, 50, 51 Приложения N 3, Приложением N 5 к дополнительному соглашению от 29.06.2009 N 5 к инвестиционному контракту от 23.05.2000 N 1499.
С целью оформления земельно-правовых отношений на земельный участок по адресу: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) для проектирования и дальнейшего строительства жилого дома по данному адресу ЗАО "УКС" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 24.01.2013 N 1/130-ЮЛ о формировании границ рассматриваемого земельного участка с последующей постановкой его на кадастровый учет, заключении договора аренды по адресу: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул.Главмосстроя, корп.25, 26, 27, К-25(25-ГС) со сносом 5-ти этажных жилых домов.
Рассмотрев вышеуказанное обращение ЗАО "УКС" от 24.01.2013 N 1/130-ЮЛ, Департамент городского имущества города Москвы письмом от 20.02.2013 N 33-1-1695/13/0/-1 сообщил обществу, что в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" вопросы в области земельных отношений при строительстве (реконструкции, реставрации) объектов на территории города Москвы подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы с предварительным рассмотрением на Рабочей группе по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, в связи с чем, вопрос оформления земельно-правовых отношений целесообразно рассматривать после принятия решения в рамках постановления Правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
В соответствии с Постановлениями Правительства Москвы от 06.10.1998 N 760 "О комплексной реконструкции и застройке 1-го и 2-го микрорайонов района Солнцево Западного административного округа", от 25.05.1999 N 457 "О Временном положении о составе и порядке разработки, согласования и утверждения проектов планировки жилых территорий в городе Москве" и от 06.07.1999 N 608 "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года" ГУП "Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана г.Москвы" разработан проект планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево Западного административного округа с учетом перспективного развития территории.
Постановлением Правительства Москвы от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево Западного административного округа" одобрен проект планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево Западного административного округа, определяющий планировочную структуру микрорайона, учитывающий предложения по развитию жилой застройки, культурно-бытового, транспортного обслуживания, инженерного обеспечения, устанавливающий регламент градостроительного зонирования территории как основа для разработки последующих стадий проектирования и оформления исходно-разрешительной документации.
Пунктом 16 Постановления Правительства Москвы от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево Западного административного округа" также установлено заказчикам представлять в Москомзем (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) исходно-разрешительную документацию для оформления договоров краткосрочной аренды на период проектирования и строительства жилых домов и объектов соцкультбыта по мере разработки Москомархитектурой.
Как следует из фактических обстоятельств дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы от 27.11.2012 по делу N А40-24933/12-135-230 между теми же, что и в настоящем деле лицами, установлено, что Контракт является договором о развитии застроенной территории.
То обстоятельство, что Контракт является договором о развитии застроенной территории установлено арбитражным судом и по другому делу, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-62553/11-94-519 от 02.12.2011, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N09АП-4441/2012-АК и постановлением ФАС МО от 17.01.2013.
При этом в вышеперечисленных делах судами была дана оценка как правовой природы Контракта, так и действию норм Земельного и Градостроительного кодексов РФ во времени.
В соответствии с п.2.1 ст.30 ЗК РФ, земельный участок в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, предоставляется без проведения торгов лицу, с которым в установленном градостроительным законодательством порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
Таким образом, соответствующий земельный участок должен быть предоставлен ЗАО "УКС" без торгов как лицу, с которым в установленном градостроительным законодательством порядке заключен договор о развитии застроенной территории.
На основании вышеизложенного, заявитель обратился в Департамент с заявлением от 24.01.2013 N 1/130-ЮЛ об оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок на период проектирования и строительства жилого дома и подземного гаража-стоянки по адресу: г.Москва, район Солнцево, мкр.1, ул. Главмосстроя, корп. 25, 26, 27, К-25 (25-ГС).
Письмом от 20.02.2013 N 33-1-1695/13/0-1 Департамент отказал заявителю в оформлении земельных отношений, указав, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16.11.2010 N1019-ПП вопросы в области земельных отношений при строительстве объектов подлежат рассмотрению Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
В силу п.1 Положения о Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 16.11.2010 N 1019-ПП, вопросы на заседания Комиссии вносят председатель Комиссии, заместители председателя - руководители рабочих групп по направлениям, и секретарь Комиссии.
Таким образом, у заявителя отсутствует возможность внести на рассмотрение Комиссии какой-либо вопрос.
В материалах дела имеется решение ГЗК от 15.08.2013 N 27 о согласии комиссии с продлением срока исполнения обязательств ЗАО "УКС", ОАО "ДСК N 1" и ЗАО "Стройиндустрия-4" (I этап реализации проекта) до 31.12.2018 с технико-экономическими показателями согласно утвержденному проекту планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево с применением положений постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 N 150-ПП, и внесением соответствующих изменений в условия инвестиционного контракта от 23.05.2000 (реестровый N 13-0022153-5701-0081-00001-00) в части проектирования следующих объектов микрорайонов 1 и 2 района Солнцево: мкр.1, ул. Главмосстроя, корпуса 25-26-27, в том числе 95 машиномест подземного гаража-стоянки К-25; о согласии с установлением срока исполнения обязательств по II этапу реализации инвестиционного проекта в соответствии с проектом организации строительства в составе проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы на основании отдельного дополнительного соглашения к инвестиционному контракту.
В соответствии с п.4.1.1 инвестиционного контракта от 23.05.2000 N 1499 первый этап его реализации начинается с оформления договора краткосрочной аренды земельного участка в установленном порядке в соответствии с условиями данного инвестиционного контракта.
Обязанность по оформлению договора краткосрочной аренды земельного участка в соответствии с пунктом 5.1.1 инвестиционного контракта возлагается на Департамент городского имущества города Москвы, который в соответствии с Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" является уполномоченным органом города Москвы и обеспечивает подготовку и принятие необходимых распорядительных документов о предоставлении земельных участков, выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Департамент городского имущества города Москвы обязан был осуществить соответствующие действия по оформлению земельно-правовых отношений с заявителем с учетом наличия Постановления Правительства Москвы от 12.09.2000 N 731 "О проекте планировки микрорайонов 1 и 2 района Солнцево".
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом положений ст.ст.16, 20 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно, обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (правообладателя) земельного участка, то есть на ответчика.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое письмо по своему смыслу и содержанию отказом государственного органа не является и носит информационный характер, не состоятелен и основан на неверном толковании действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2013 по делу N А40-61007/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61007/2013
Истец: ЗАО "УКС"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: ЗАО "Стройиндустрия-4", ОАО "Домосторительный комбинат N 1", ОАО "Домостроительный комбинат N 1", Правительство г. Москвы, Правительство города Москвы