г. Красноярск |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А33-4864/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.
при участии:
заявителя - индивидуального предпринимателя Лапуна А.С., на основании паспорта, представителя предпринимателя Лапуна Д.А., на основании доверенности от 20.11.2013,
от Департамента градостроительства администрации г. Красноярска: Андреевой А.А., представителя по доверенности от 18.02.2013 N 04/947,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" сентября 2013 года по делу N А33-4864/2013, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
индивидуальный предприниматель Лапун Анатолий Сергеевич (далее - предприниматель, заявитель, ОГРНИП 311246832600309) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Красноярска (далее - администрация) об оспаривании бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу заявления от 22.12.2011 о размещении временного сооружения - автостоянки на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Микуцкого, 2; об обязании администрации г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича, а именно рассмотреть по существу заявление от 23.12.2011 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55. Требований к Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска ( далее департамент), привлеченному к участию в деле в качестве ответчика, не заявлено.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Советского района в г. Красноярске (далее - администрация района) и Управление архитектуры администрации г. Красноярска (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 сентября 2013 года заявление индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича от 22.12.2011 о размещении временного сооружения - автостоянки на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Микуцкого, 2. Суд обязал администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича, а именно: в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича от 22.12.2011 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011).
Департамент обратился с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции от 25.09.2013 не согласен, считает, что со стороны администрации г. Красноярска отсутствует бездействие по рассмотрению заявления предпринимателя, заявление предпринимателя рассмотрено управлением и администрацией района в пределах предоставленных им полномочий по существу в соответствии с порядком размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, действовавшим на момент обращения предпринимателя, предпринимателю направлены соответствующие ответы.
Департамент ссылается на то, что у управления и администрации района отсутствовали основания дальнейшего рассмотрения вопроса о разрешении на размещение временного сооружения, поскольку предпринимателем не выполнены требования извещения, разрешающего сбор согласований необходимых организаций (не представлено в установленный срок до 15.06.2012 санитарно-эпидемиологическое заключение и не получено в установленном порядке разрешительное письмо на проектирование временного сооружения).
Департамент также указывает на то, что департамент, управление и администрация района самостоятельно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям органа местного самоуправления в рамках своей компетенции.
Заявитель считает доводы департамента необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Советского района в г. Красноярске и управление архитектуры администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Предприниматель 23.12.2011 обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением о рассмотрении возможности размещения временного сооружения (автостоянки) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Микуцкого, 2.
Извещением от 12.01.2012 N 109 управление на основании решения архитектурно-планировочной комиссии от 10.01.2012 N 1 разрешило индивидуальному предпринимателю сбор согласований по указанному участку для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения временной стоянки в срок до 15.04.2012.
В связи с отсутствием у заявителя экспертного заключения "Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" предприниматель 03.04.2012 направил в адрес управления заявление о продлении срока действия извещения от 12.01.2012 N 109 о согласовании размещения временного сооружения. В установленном порядке срок был продлен до 15.06.2012.
Письмом от 24.04.2012 N л-2960-СК "О размещении временного сооружения" управление сообщило предпринимателю о рассмотрении его обращения и согласовании на заседании архитектурно-планировочной комиссии от 09.04.2012 N 14. Указанным письмом управление разъяснило предпринимателю, что в соответствии с Положением об управлении архитектуры от 22.08.2008 N 193 (в редакции от 02.04.2012 N 56-р) полномочия по осуществлению подготовки и согласования проектов правовых актов администрации города о разрешении на размещение временных сооружений на территории города, принятие решения об отказе в разрешении на размещение временных сооружений исключены из функций управления. В соответствии с пунктом 1.10 постановления администрации города от 09.02.2010 N55 (в ред. от 02.04.2012 N136) органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение. На основании изложенного, обращение заявителя направлено в администрацию Советского района для дальнейшей работы.
Администрация Советского района, рассмотрев вышеуказанное обращение предпринимателя, письмом от 24.05.2012 N 1608 сообщила ему, что в соответствии с порядком, установленным постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, указанный земельный участок включен в схему размещения временных сооружений на территории Советского района. Схема направлена в департамент градостроительства администрации г. Красноярска для рассмотрения и утверждения. Дальнейшее решение вопроса по размещению автостоянки будет принято после утверждения указанной схемы.
В связи с тем, что окончательное решение по вопросу размещения временного сооружения (автостоянки) не принято, индивидуальный предприниматель Лапун А.С. 01.10.2012 повторно обратился с заявлением к главе администрации Советского района г. Красноярска об ускорении процесса окончательного принятия решения по данному вопросу.
Письмом от 15.10.2012 N 2877 администрация Советского в г. Красноярске сообщила заявителю об отсутствии у нее правовых оснований по рассмотрению вопроса о размещении временного сооружения - автостоянки, расположенной на ул. Микуцкого, 2, в связи с тем, что распоряжением администрации города Красноярска от 26.09.2012 N159 у администрации района исключены полномочия по размещению временных сооружений.
26.11.2012 предприниматель представил в департамент экспертное заключение "Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 23.11.2012 N 6419 (л.д. 22-24, 26).
Письмом от 28.12.2012 N Л-11930-ек, полученным индивидуальным предпринимателем 25.01.2013, департамент градостроительства администрации г. Красноярска отказал заявителю в размещении временного сооружения (автостоянки) в связи с отсутствием правовых оснований для заключения департаментом договора на размещение временного сооружения, без проведения аукциона по заявлениям, поданным до 02.04.2012, сославшись на то, что действующее Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города от 09.02.2010 N55 предусматривает возможность размещения временных сооружений только по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном Положением; действующие правовые акты города, регулирующие вопросы размещения временных сооружений, нормы, позволяющие рассмотреть департаменту градостроительства обращения о размещении временных сооружений, в том числе и поданные до 02.04.2012, в ином порядке, чем предусмотрено Положением, отсутствуют.
Полагая, что бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления от 22.12.2011 о размещении временного сооружения - автостоянки на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Микуцкого, 2, является незаконным и нарушает права и законные интересы, предприниматель в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Бездействие выражается в несовершении уполномоченным органом, должностным лицом каких-либо юридически значимых действий, предусмотренных законом.
Как следует из заявления предпринимателя, уточненного в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 115), им оспаривается бездействие администрации г. Красноярска, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича от 23.12.2011 о размещении временного сооружения - автостоянки на земельном участке по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Микуцкого, 2. Требований к департаменту предпринимателем не заявлено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое бездействие администрации г. Красноярска не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Управление архитектуры администрации г. Красноярска с заявлением от 23.12.2011 (л.д. 12) о рассмотрении возможности размещения временного сооружения (автостоянки) на земельном участке, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Микуцкого, 2 (далее - автостоянка, спорный земельный участок).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов местного самоуправления согласно положениям статей 2, 7, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации отнесено установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Постановлением администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55 утверждено Положение о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска (далее - Положение N 55).
В соответствии с пунктом 1.3.4 Положения N 55 к временным сооружениям относятся автостоянки.
Согласно пункту 1.10 Положения N 55 (в редакции от 03.06.2011, действующей на момент обращения общества с заявлением от 23.12.2011) решение о разрешении на размещение временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, принимается заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, в форме распоряжения. Органом, уполномоченным на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в настоящем пункте, является управление архитектуры администрации города.
Проекты распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, распоряжений о продлении срока размещения временных сооружений, указанных в первом абзаце настоящего пункта, согласовываются руководителем управления архитектуры администрации города, руководителем администрации района в городе, заместителем Главы города - руководителем департамента градостроительства, заместителем Главы города - руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 55 юридические и физические лица, желающие разместить временные сооружения, указанные в подпунктах 1.3.4, 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, обращаются в уполномоченный орган согласно пункту 1.10 настоящего Положения.
К заявлению о выдаче разрешения на размещение временного сооружения прилагаются документы в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения.
Пунктом 3.2 Положения N 55 установлено, что после регистрации заявление с документами, указанными в пункте 3.1 настоящего Положения, направляется в уполномоченный орган. Уполномоченный орган в течение семи дней с даты регистрации осуществляет градостроительный анализ и подготовку представленных заявителем документов для рассмотрения на заседании архитектурно-планировочной комиссии (АПК).
Согласно пункту 3.3 Положения N 55 заявление и приложенные документы, отвечающие предъявленным требованиям, подготовленные уполномоченным органом, рассматриваются не реже одного раза в неделю на заседании АПК. АПК выносит решение, которое в течение трех дней оформляется протоколом. В решении указывается срок размещения временного сооружения либо причина отказа в размещении временного сооружения в соответствии с пунктом 1.12 настоящего Положения. При положительном решении АПК уполномоченный орган выдает заявителю извещение на сбор согласований (заключений), с исчерпывающим перечнем контролирующих и надзорных служб и организаций, согласования (заключения) которых необходимы при размещении временного сооружения. Мотивированный отказ в согласовании на размещение временного сооружения также выдает уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 3.5 Положения N 55 извещение выдается на три месяца. В случае невыполнения заявителем условий извещения либо непредставления необходимых заключений и согласований в указанный срок извещение утрачивает силу без предварительного уведомления заявителя. Срок действия извещения продлевается не более чем на два месяца при условии обращения заявителя в управление архитектуры за 10 дней до окончания срока действия извещения.
Пунктом 3.7 Положения N 55 установлено, что уполномоченный орган по представлении предусмотренных пунктом 3.6 настоящего Положения документов в течение трех рабочих дней выдает заявителю разрешительное письмо на проектирование временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.5, 1.3.7, 1.3.10, 1.3.12, 1.3.13, 1.3.16, 1.3.18, 1.3.20, 1.3.21, 1.3.23 настоящего Положения, либо разрешительное письмо на разработку генерального плана территории - при размещении временного сооружения, указанного в подпункте 1.3.4 настоящего Положения.
Согласно пункту 3.8 Положения N 55 заявитель в соответствии с разрешительным письмом выполняет проект временного сооружения или генеральный план территории (чертежи генерального плана территории и пояснительную записку) и представляет в уполномоченный орган для согласования.
Условия разрешительного письма на проектирование временных сооружений либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории должны быть выполнены заявителем в течение трех месяцев с даты его получения.
При невыполнении заявителем условий разрешительного письма на проектирование временного сооружения либо разрешительного письма на разработку генерального плана территории в трехмесячный срок оно считается утратившим силу.
В соответствии с пунктом 3.9 Положения N 55 уполномоченный орган по представлении согласованного в соответствии с пунктом 3.7 настоящего Положения проекта (генерального плана территории) временного сооружения в течение 14 дней готовит проект распоряжения администрации города о разрешении на размещение временного сооружения.
Согласно пункту 3.10 Положения N 55 распоряжение администрации города о разрешении на размещение временного сооружения является основанием для установки сооружения и заключения договора аренды земельного участка либо в случаях, предусмотренных законодательством, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города на срок до одного года.
Пунктом 1.12 Положения N 55 предусмотрены основания для отказа в разрешении на размещение временного сооружения. Отказ в разрешении на размещение временного сооружения оформляется в виде мотивированного письменного ответа.
На момент обращения индивидуального предпринимателя Лапуна А.С. с заявлением от 23.12.2011 о выдаче разрешения на размещение временного сооружения - автостоянки по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Микуцкого, 2, действовало Положение N 55 в редакции от 03.06.2011, предусматривающей принятие решения о разрешении на размещение указанного временного сооружения заместителем Главы города, в ведении которого находятся вопросы размещения временных сооружений, наличие у управления архитектуры администрации города полномочий на принятие заявлений и подготовку проектов распоряжений о разрешении на размещение временных сооружений, принятие решений об отказе в разрешении на размещение временных сооружений, указанных в пункте 1.10 Положения N 55.
Постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, вступившим в силу 02.04.2012, внесены изменения в Положение N 55, пункты 1.9, 1.10 Положения изложены в новой редакции, согласно которой продажа права на размещение временного сооружения, за исключением случаев размещения временных сооружений, указанных в подпунктах 1.3.7, 1.3.10, 1.3.13, 1.3.19, 1.3.22, 1.3.23, 1.3.27, 1.3.28, 1.3.29, 1.3.31 настоящего Положения, осуществляется путем проведения аукционов; органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, заключение и расторжение договоров на размещение временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение.
Постановлением администрации г. Красноярска от 04.07.2012 N 289 внесены изменения в постановление администрации города от 02.04.2012 N 136 "О внесении изменений в постановление администрации города от 09.02.2010 N 55", оно дополнено пунктом 2.2, согласно которому руководителям администраций районов в городе указано рассмотреть заявления о размещении временных сооружений, поданные до дня вступления в силу настоящего постановления, в ранее установленном порядке для размещения временных сооружений на территории города Красноярска.
Как следует из материалов дела, извещением от 12.01.2012 N 109 (л.д. 13) управление на основании решения архитектурно-планировочной комиссии от 10.01.2012 N 1 разрешило предпринимателю сбор согласований по указанному участку для дальнейшего решения вопроса о возможности размещения временной стоянки в срок до 15.04.2012. Срок извещения в установленном порядке продлен для представления экспертного заключения "Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае", о чем указано в письме управления от 24.04.2012 Nл-2960-СК "О размещении временного сооружения" (л.д. 15). Указанным письмом управление также разъяснило предпринимателю, что в соответствии с Положением об управлении архитектуры от 22.08.2008 N 193 (в редакции от 02.04.2012 N 56-р) полномочия по осуществлению подготовки и согласования проектов правовых актов администрации города о разрешении на размещение временных сооружений на территории города, принятие решения об отказе в разрешении на размещение временных сооружений исключены из функций управления. В соответствии с пунктом 1.10 постановления администрации города от 09.02.2010 N55 (в ред. от 02.04.2012 N136) органом, уполномоченным на принятие заявлений о размещении временных сооружений и принятие решений об отказе в размещении временных сооружений, является администрация района в городе, на территории которого размещается временное сооружение. На основании изложенного, обращение заявителя направлено в администрацию Советского района для дальнейшей работы.
Администрация Советского района, рассмотрев вышеуказанное обращение предпринимателя, письмом от 24.05.2012 N 1608 сообщила, что в соответствии с порядком, установленным постановлением администрации г. Красноярска от 02.04.2012 N 136, указанный земельный участок включен в схему размещения временных сооружений на территории Советского района. Схема направлена в департамент градостроительства администрации г. Красноярска для рассмотрения и утверждения. Дальнейшее решение вопроса по размещению автостоянки будет принято после утверждения указанной схемы.
В связи с тем, что окончательное решение по вопросу размещения временного сооружения (автостоянки) не принято, индивидуальный предприниматель Лапун А.С. 01.10.2012 повторно обратился с заявлением к главе администрации Советского района г. Красноярска об ускорении процесса окончательного принятия решения по данному вопросу. Письмом от 15.10.2012 N 2877 администрация Советского в г. Красноярске сообщила заявителю об отсутствии у нее правовых оснований по рассмотрению вопроса о размещении временного сооружения - автостоянки, расположенной на ул. Микуцкого, 2, в связи с тем, что распоряжением администрации города Красноярска от 26.09.2012 N159 у администрации района исключены полномочия по размещению временных сооружений.
Письмом от 28.12.2012 N Л-11930-ек, полученным предпринимателем 25.01.2013, департамент отказал заявителю в размещении временного сооружения (автостоянки) в связи с отсутствием правовых оснований для заключения департаментом договора на размещение временного сооружения, без проведения аукциона по заявлениям, поданным до 02.04.2012, сославшись на то, что действующее Положение N 55 предусматривает возможность размещения временных сооружений только по результатам торгов, за исключением временных сооружений, размещение которых осуществляется в ином порядке, установленном Положением. При этом, экспертное заключение "Центра гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" от 23.11.2012 N 6419 было представлено предпринимателем в департамент 26.11.2012 (л.д. 22-24, 26).
Из изложенного следует, что заявление предпринимателя от 23.12.2011 о выдаче ему разрешения на размещение автостоянки по существу уполномоченным на то органом не рассмотрено, разрешительное письмо на проектирование временного сооружения не выдавалось, проект правового акта о разрешении на размещение временного сооружения в порядке и сроки, установленные главой 3 Положения N 55 в редакции от 03.06.2011, не подготовлен и не согласован. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Органами администрации города направлялись предпринимателю письма об отсутствии полномочий для рассмотрения заявления по существу, что не является рассмотрением заявления предпринимателя по существу в установленном Положением N 55 порядке. При этом, суд первой инстанции обоснованно указал, что письмо департамента от 28.12.2012 N Л-11930-ек по своему содержанию не является решением об отказе в размещении автостоянки, носит информационный характер, разъясняет порядок заключения договора по размещению временных сооружений (л.д. 20).
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.05.2001 N 8-П, изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что бездействие администрации города Красноярска в лице уполномоченных органов по нерассмотрению по существу заявления предпринимателя от 23.12.2011 не отвечает требованиям справедливости, препятствует в реализации права предпринимателя на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
С учетом изложенного, довод департамента о том, что заявление предпринимателя рассмотрено управлением и администрацией района в пределах предоставленных им полномочий по существу в соответствии с порядком размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, действовавшим на момент обращения предпринимателя, предпринимателю направлены соответствующие ответы, подлежат отклонению, поскольку вывода о незаконном бездействии департамента не изменяют.
Ссылку департамента на то, что у управления и администрации района отсутствовали основания дальнейшего рассмотрения вопроса о разрешении на размещение временного сооружения, поскольку предпринимателем не выполнены требования извещения, разрешающего сбор согласований необходимых организаций (не представлено в установленный срок до 15.06.2012 санитарно-эпидемиологическое заключение и не получено в установленном порядке разрешительное письмо на проектирование временного сооружения), суд апелляционной инстанции считает необоснованной, поскольку непредставление предпринимателем необходимых в соответствии с Положением N 55 документов может служить основанием для отказа в размещении временного сооружение, но не основанием для незаконного бездействия.
Кроме того, из письма управления от 24.04.2012 N Л-2960-ск (л.д. 15) не следует, что предпринимателю устанавливался конкретный срок для представления санитарно-эпидемиологического заключения, которое представлено предпринимателем в департамент 26.11.2012 (л.д. 26).
Ссылка на то, что департамент, управление и администрация района самостоятельно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям органа местного самоуправления в рамках своей компетенции, не может быть принята судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Устава города Красноярска, принятого решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 N В-62, Администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. В состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города.
Администрация города в установленном настоящим Уставом и другими правовыми актами города порядке осуществляет полномочия по распоряжению и управлению имуществом, находящимся в городской собственности, осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункты 2, 4 пункта 1 статьи 45 Устава города Красноярска).
В силу пункта 1 статьи 46 Устава города Красноярска органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об управлении архитектуры администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 22.08.2008 N 193-р, Управление архитектуры администрации города Красноярска является органом администрации города Красноярска по осуществлению полномочий в области архитектурной и градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, Департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Устава города Красноярска (в редакции решения Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-300), пунктом 1.1 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, администрация района в городе является территориальным органом (подразделением) администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Администрация района в городе, Управление архитектуры администрации города Красноярска и Департамент градостроительства администрации города Красноярска, осуществляя возложенные на них функции на территории города, реализуют соответствующие полномочия администрации города.
В соответствии с пунктами 3.9, 3.10 Положения N 55 в редакции от 03.06.2011, действовавшей на момент обращения общества с заявлением от 03.08.2011, основанием для размещения временного сооружения на территории города являлось распоряжение администрации города.
Наличие у органов администрации полномочий по рассмотрению определенных вопросов на разных этапах порядка получения разрешения на размещение временного сооружения, предусмотренного Положением N 55 в редакции, действовавшей на дату подачи соответствующего заявления, дальнейшее внесение изменений в данный порядок, не может служить основанием для бездействия администрации и нарушения таким бездействием прав и законных интересов предпринимателя.
Следовательно, предпринимателем правомерно заявлено требование о признании незаконным бездействия администрации г. Красноярска.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом установленных по делу обстоятельств и заявления предпринимателя суд первой инстанции правомерно в качестве восстановительной меры обязал администрацию г. Красноярска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а именно: в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление индивидуального предпринимателя Лапуна Анатолия Сергеевича от 22.12.2011 в порядке, предусмотренном постановлением администрации г. Красноярска от 09.02.2010 N 55 (в редакции от 03.06.2011).
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" сентября 2013 года по делу N А33-4864/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-4864/2013
Истец: ИП Лапун Анатолий Сергеевич
Ответчик: Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Департамент градостроительства Администрации города Красноярска
Третье лицо: Администрация Советского района в г. Красноряске, Управление архитектуры администрации г. Красноярск, Управление архитектуры администрации г. Красноярска