г. Санкт-Петербург |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А42-3471/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Кашиной Т.А., Шестаковой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-22549/2013) ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2013 по делу N А42-3471/2013(судья Зыкина Е.А.), принятое
по иску ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
о признания незаконным действия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - ответчик, Инспекция), выразившегося в отказе в проведении проверки правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по пр. Ленина решения по выбору ООО "ЖЭК" в качестве управляющей организации, просил взыскать судебные расходы в размере 15 000 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2013 г. по делу N А42-3471/2013 принят отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов в сумме 15 000 руб. Производство по делу NА42-3471/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области, выразившегося в отказе проведении проверки в части взыскания судебных расходов в сумме 15 000 руб. прекращено. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания" о признании незаконным действия Государственной жилищной инспекции Мурманской области, выразившегося в отказе проведении проверки отказано.
На указанное решение ООО "Жилищно-эксплуатационная компания" подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на необоснованность принятого по делу судебного акта, просит его отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что имеет право на обращение в орган государственного жилищного надзора с заявлением о проведении проверки правомерности принятия общим собранием собственников решения о выборе управляющей организации. По мнению подателя жалобы, отказ в проведении проверки является незаконным.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства стороны в судебное заседание не явились, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.04.2013 г. ООО "ЖЭК" направило в Инспекцию заявление с просьбой провести внеплановую документарную проверку правомерности принятия собственниками помещений многоквартирного дома N 21 по пр. Ленина в г. Мурманске на общем собрании таких собственников решения о выборе ООО "ЖЭК" в качестве управляющей организации.
В обоснование своего заявления Общество указало на то, что по итогам собрания, проведенного в форме заочного голосования в период с 09.01.2013 по 20.01.2013, оформленного протоколом от 20.01.2013, собственники помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: пр. Ленина дом 21 приняли решение об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом с ООО "Октябрьское ЖЭУ" в связи с неисполнением управляющей организацией условий договора управления, о выборе в качестве управляющей организации ООО "ЖЭК", об утверждении договора управления и заключения собственниками договора управления многоквартирного дома, о чем собственники помещений сообщили ООО "Октябрьское ЖЭУ" путем направления уведомления.
ООО "ЖЭК" обязано заключить договоры о приобретении коммунальных услуг.
Обществом были направлены соответствующие заявки в ресурсоснабжающие организации, однако в ответах на заявки ресурсоснабжающие организации со ссылкой на пункт 9 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указали, что для рассмотрения заявки о включении многоквартирного дома в договор энергоснабжения необходимо представить документ, подтверждающий проверку Государственной жилищной инспекции Мурманской области соблюдения требований законодательства Российской Федерации при принятии собственниками помещений многоквартирного дома о выборе ООО "ЖЭК" в качестве управляющей компании.
Письмом от 17.05.2013 г. N 18-19/1063 Государственная жилищная инспекция сообщила, что обращение ООО "ЖЭК" не может являться основанием для проведения проверки правомерности решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 21 по пр. Ленина в г. Мурманске, поскольку юридическое лицо вправе просить органы государственного жилищного надзора о проведении проверки лишь в том случае, если жилое помещение находится в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении данного юридического лица, а сведений о наличии в собственности ООО "ЖЭК" жилых и нежилых помещений в доме N 21 не представлено.
Кроме того, законодательством не предусмотрено проведение проверок по заявлениям юридических лиц, являющихся субъектами проверки.
Не согласившись с указанным действием Инспекции, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом действия государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие действия закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В статье 20 ЖК РФ определено, что понимается под государственным жилищным надзором.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.12.2011 N 723-ПП утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Мурманской области (Порядок N 723-ПП).
Согласно пункту 3 Порядка региональный государственный жилищный надзор на территории Мурманской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией области.
Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного жилищного надзора, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, о фактах нарушения обязательных требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом.
Под фактами нарушения понимаются некие обстоятельства, с которыми связываются возникновение, изменение, прекращение правоотношений, несоответствующие некому установленному порядку и соответственно, влекущие нарушения прав и законных интересов любого лица.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "ЖЭК" в обращении в Инспекцию не указывает на какие-либо нарушения к порядку принятия собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 21 по пр. Ленина в г. Мурманске решения о выборе управляющей организации (ООО "ЖЭК") в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, а фактически просит подтвердить легитимность выбора собственников помещений по выбору данной организации в качестве управляющей компании.
Согласно представленному протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: пр. Ленина дом 21, г. Мурманск от 20.01.2013, проведенного путем заочного голосования ООО "ЖЭК" выбрано в качестве управляющей организации.
01.02.2013 г. между ООО "ЖЭК" и собственником помещения заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому организация обязана приступить к управлению домом с 01.02.2013. Уведомление о расторжении договора с предыдущей управляющей компанией направлено 25.01.2013 г.
Протокол общего собрания в установленном порядке обжалован не был. Напротив, внеплановой проверкой Инспекции по обращению собственника помещения в спорном доме установлено отсутствие нарушений по порядку выбора ООО "ЖЭК" в качестве управляющей организации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 этого же Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом указываются, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 8 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Учитывая позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Президиума от 15.07.2010 N 1027/10, договор управления многоквартирным домом может быть прекращён в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определённых соглашением сторон.
Из части 8.1 статьи 162 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 указанного Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Частью 8.2 этой же статьи закреплено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Таким образом, с момента принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома о выборе новой управляющей компании, ООО "ЖЭК" являлось правомочной управляющей организацией многоквартирного дома N 21 по пр. Ленина в городе Мурманске, пока иное не установлено в предусмотренном законом порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила).
Ссылка заявителя на то, что непроведение Инспекцией проверки нарушает их права и законные интересы, выражающиеся в невозможности заключить договор поставки коммунальных ресурсов, противоречит нормам действующего законодательства.
В данном случае на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома N 21, г. Мурманска выбран способ управления многоквартирными домами и конкретная управляющая организация, следовательно, основания для отказа в заключении договора на поставку коммунальных ресурсов, в силу пункта 9 указанных Правил у соответствующих ресурсоснабжающих организаций отсутствовали
Проведение Инспекцией по обращению управляющей организации проверки, направленной на подтверждение факта правомерности выбора этой же организации собственниками помещений многоквартирного дома в качестве управляющей организации при указанных обстоятельствах не предусмотрено законодательством.
Выбор ООО "ЖЭК" в качестве управляющей организации не оспорен ни собственниками, ни другими заинтересованными лицами, доказательств нарушения прав ООО "ЖЭК" путем выбора данной организации в качестве управляющей, заявитель не представил.
Таким образом, отказ инспекции в проведении проверки в настоящем случае не нарушает права и законные интересы Общества, не препятствует ему в осуществлении его деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое заявителем действие инспекции не противоречит требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявленных требований.
Отказ от заявленных требований в части взыскания судебных расходов принят судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, нормы материального и процессуального права применены верно, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.08.2013 г. по делу N А42-3471/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3471/2013
Истец: ООО "Жилищно-эксплуатационная компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Мурманской области