город Ростов-на-Дону |
|
23 декабря 2013 г. |
дело N А32-15781/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 16.04.2013 г. N 191/юр Шилина А.Г.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 26.12.2012 г. N 700 Кабашный Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2013 года по делу N А32-15781/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги",
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
принятое в составе судьи Шевченко А.Е.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление) от 28.02.2013 г. N 19/269/2012-204 в государственной регистрации права собственности заявителя на недвижимое имущество; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности заявителя на железнодорожный путь от ПК 19710+32,92 до ПК 19723+45, от ПК 19763+95 до ПК 19772+86,49, протяженностью 2204 м.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что заявителем в регистрационный орган были поданы документы не в полном объеме, не соответствующие требованиям, предъявляемым статьями 16, 17, 18 Закона о регистрации, в связи с чем, отказ в государственной регистрации является правомерным на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению общества, нельзя согласиться с выводом о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23309000 - 110 от 31.08.2012 г. не содержит описания спорного железнодорожного пути.
Также общество указывает, что строительство нового участка железнодорожного пути от ПК 19710+32+92 до ПК 19723+45 и от ПК 19763+95 до ПК 19772+86, 49 общей протяженностью 2204-м. предусмотрено проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Указанный железнодорожный путь общей протяженностью 2204-м. является составной частью всего перегона Мацеста - Хоста, эксплуатационная длина которого совместно с указанным вновь построенным путем составляет 7,35 км.
По мнению ОАО "РЖД" указанный железнодорожный путь общей протяженностью 2204-м. отражен в проектной документации и положительном заключении государственной экспертизы, которыми в соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 04.10.2012 г. необходимо руководствоваться при определении характеристик объектов недвижимости, неотраженных в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы отказать.
Как следует из материалов дела, 25.10.2012 г. ОАО "РЖД" обратилось в отдел по регистрации прав на Олимпийские объекты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект.
К заявлению (согласно расписке) приложены следующие документы: платежное поручение N 14764 от 09.10.2012 г., доверенность от 29.05.2012 г., кадастровый паспорт от 23.10.2012 г., разрешение на строительство от 12.09.2011 г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2012 г.
Сообщением от 28.02.2013 г. N 19/269/2013-204 заинтересованное лицо отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
Основаниями отказа послужило отсутствие в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23309000-110 от 31.08.2012 данных об объекте недвижимости - железнодорожный путь от ПК 19710+32,92 до ПК 19723+45, от ПК 19763+95 до ПК 19772+86,49, протяженностью 2204 м.
Заявитель, считая указанный отказ регистрационной службы от 28.02.2013 г. N 19/269/2012-204 недействительным, обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 статьи 201 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
В силу статьи 9 Закона N 122-ФЗ в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным порядком проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (статья 13 Закона N 122-ФЗ).
Если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в государственной регистрации может быть отказано в силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона N 122-ФЗ и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что при проведении правовой экспертизы документов регистрационной службой установлено, что заявитель в качестве правоустанавливающего документа предоставил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23309000-110 от 31.08.2012 г.
Указанным разрешением Министерство регионального развития Российской Федерации разрешает ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое, этап: "Перегон Мацеста (вкл.) - Хоста (искл.)".
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как видно из материалов дела, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 23309000-110 от 31.08.2012 г. не содержит описание спорного железнодорожного пути.
Письмом от 04.10.2012 г. Министерство регионального развития Российской Федерации разъяснило, что в связи с невозможностью отражения в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию подробных технических характеристик объекта для их определения необходимо руководствоваться их проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно представленному в материалы дела положительному заключению государственной экспертизы N 600-10/ГГЭ-6691/04 от 09.07.2010 линейным объектом капитального строительства является "Перегон Мацеста (вкл.) - Хоста (искл.)" длиной 7,35 км.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что заявителем для государственной регистрации права собственности не представлены документы, устанавливающие наличие права собственности заявителя на спорное имущество и содержащие описание этого имущества является верным.
ОАРО "РЖД" в своей жалобе указывает на то, что даже если заявленный на государственную регистрацию железнодорожный путь от ПК 19710-32,92 до ПК 19723+45, от ПК 19763+95 до ПК 19772+86,49, протяженностью 2204 м., кадастровый номер 23:49:0000000:1301 не указан в разрешении на ввод в эксплуатацию N RU 23309000-110 от 31.08.2012 г., то государственный регистратор при регистрации права должен был руководствоваться проектной документацией при его идентификации.
Как установлено в судебном заседании, проектная документация в распоряжение Управления представлено не было, что подтверждено лицами, участвующим в деле и документально не подтверждено. Как указал представитель заявителя, проектная документация слишком объемная и многотомная, в связи с чем невозможно было его отправить, что уже подтверждает позицию заинтересованного лица и достаточно для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, указанный вывод само по себе основан на неправильном понимании норм материального права. В соответствии с нормами статей 51 - 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации по создаваемым в настоящее время объектам недвижимости к числу обязательных удостоверяющих документов относятся разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, при этом законодателем проектная документация не отнесена к документам, подтверждающим факт создания объекта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2012 г. N 5698/12).
ОАО "РЖД" также в апелляционной жалобе указывает, что заявленный на государственную регистрацию железнодорожный путь, протяженностью 2204-м., является составной частью всего перегона "Мапеста- Хоста".
Апелляционная коллегия соглашается с правовой позицией апеллянта в части того, что железнодорожный путь является составной частью главной вещи, поименованной в разрешении на ввод в эксплуатацию N RU 23309OOO-110 от 31.08.2012 г., как совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер- горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" и изначально железнодорожный путь создавался исключительно для служения ей (главной вещи), при этом объектами вещных прав могут быть только индивидуально-определенные вещи, созданные для выполнения самостоятельной функции.
Вместе с этим, заявитель на государственную регистрацию права был сдан договор аренды от 04.06.2008 г., объектом которого является земельный участок с кадастровым номером 23:49:06:03001:0016. Однако, согласно выписки и" Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 23:49:06:03001:0016 ликвидирован 14.08.2004 г. (при этом, разрешение на строительство от 07.12.2010 г., а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.08.2012 г.). в связи с образованием земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0302025:26 и 23:49:0000000:201. Вместе с этим земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:201 является собственностью Российской Федерации и согласно данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним правом аренды не обременён. Одновременно, согласно данным технического плана сооружения, который предоставлен апеллянтом, железнодорожный путь выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:201 и расположен в границах четырех кварталов 23:49:0303007; 23:49:0303014; 23:49:0303015; 23:49:0303020, в силу чего, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заявителем не урегулированы правоотношения с собственником земельных участков, а заявленный объект создан на земельных участках, не отведенном для них целей в установленном порядке.
Действующая в нормативном единстве конструкция норм пункта 1 статьи 218, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается, в частности, что недвижимое имущество может служить объектом права, если оно создано на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке для сооружения капитального строения. Указанная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 января 2012 года N ВАС-17151/2011, где в частности, указано, что документами, подтверждающими факт создания объекта недвижимости являются разрешение на строительство; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; документы, подтверждающие нрава на земельный участок.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, апелляционная коллегия, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что заявителем в регистрационный орган были поданы документы не в полном объеме, не соответствующие требованиям, предъявляемым статьями 16, 17, 18 Закона о регистрации, в связи с чем отказ, в государственной регистрации является правомерным на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, отсутствует такое обязательное условие для признания ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными), как несоответствие действий регистрирующего органа закону, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при подаче апелляционной жалобы заявителем доказательств оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в установленном законом порядке и размере представлено не было, в связи с чем, суд считает необходимым взыскать с открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2013 года по делу N А32-15781/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги", юридический адрес: г.Москва, ул. Новая Басмання, 2, ИНН 7708503727, в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15781/2013
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю