г. Самара |
|
24 декабря 2013 г. |
Дело N А55-15154/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новожиловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18.12.2013 в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2013 по делу N А55-15154/2013 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" (ИНН 6317019121, ОГРН 1026301421167), г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г.Самара, об оспаривании решения и требования,
в судебном заседании приняли участие:
от открытого акционерного общества "Самаранефтепродукт" - Павлов М.И. (доверенность от 29.12.2012 N 35/322),
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - Дзюба Р.В. (доверенность от 27.12.2012 N 02-11/13227),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Самаранефтепродукт" (далее - ОАО "Самаранефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решения от 29.12.2012 N 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования N 32 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.03.2013, принятых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган).
Решением от 14.10.2013 по делу N А55-15154/2013 Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
ОАО "Самаранефтепродукт" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции.
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель общества в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель налогового органа апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной N 2 налоговой декларации ОАО "Самаранефтепродукт" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 4 квартал 2011 года принял решение от 29.12.2012 N 56, которым начислил налог в сумме 13 091 333 руб.
Решением от 27.03.2013 N 03-15/07297 Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области утвердило решение налогового органа.
На основании решения от 29.12.2012 N 56 налоговый орган выставил требование N 32 об уплате налога в сумме 13 091 333 руб. в срок до 08.04.2013.
Эти обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Самаранефтепродукт" в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из следующего.
ОАО "Самаранефтепродукт" представило в налоговый орган уточненную N 1 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года, в которой налоговая база, исчисленная с учетом поступления авансовых платежей по агентскому договору от 01.07.2008 N Д-1/246 (10620108/0001Д) с ООО "РН-Карт-Самара", была скорректирована (уменьшена) на сумму 85 820 966 руб. (в том числе НДС в сумме 13 091 333 руб.) в порядке ст.54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В данном случае 4 квартал 2011 года является периодом обнаружения ошибки.
По результатам камеральной налоговой проверки этой декларации акт проверки и решение не составлялись.
20.08.2012 ОАО "Самаранефтепродукт" представило в налоговый орган уточненную N 2 налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года.
Основанием для подачи уточненной декларации N 2 послужило внесение обществом исправительных учетных записей во 2 квартале 2012 года (снятие с вычета НДС по расходам на проведение конкурса "Лучший по профессии" и исчисление НДС с безвозмездной передачи рекламной продукции), повлекших увеличение подлежащего уплате в бюджет налога на сумму 26 035 руб. по сравнению с уточненной декларацией N 1.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации N 2 налоговый орган пришел к выводу о том, что общество неправомерно уменьшило налоговую базу по НДС за 4 квартал 2011 года на ошибку, допущенную в 2 и 3 кварталах 2009 года, принял решение от 29.12.2012 N 56 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и выставил требование N 32 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.03.2013.
Согласно п.1 ст.154 НК РФ при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
В соответствии с п.1 ст.168 НК РФ в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг) сумму налога, исчисленную в порядке, установленном п.4 ст.164 НК РФ.
ОАО "Самаранефтепродукт" (принципал) и ООО "РН-Карт-Самара" (агент) заключили договор от 01.07.2008 N Д-1/426 (10620108/0001Д), в соответствии с которым агент обязался за вознаграждение совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала.
Обязанность ОАО "Самаранефтепродукт" по исчислению НДС с полученных от покупателей ГСМ - держателей топливных карт оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров возникает при поступлении оплаты (в денежной или иной форме) как агенту, так и принципалу. Оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок товаров, поступившая на расчетный счет агента от покупателей в конкретном налоговом периоде, учитывается принципалом в полном объеме при определении налоговой базы по НДС за этот налоговый период.
В 2009-2011 годах ОАО "Самаранефтепродукт" исчисляло и уплачивало в бюджет НДС с авансовых платежей, поступивших ООО "РН-Карт-Самара", в том числе с денежных средств, перечисленных другим принципалам ООО "РН-Карт-Самара" и выявленных в дальнейшем по итогам инвентаризации по договору.
Согласно Отчету агента об авансах полученных за 4 квартал 2011 года к хозяйственным операциям ОАО "Самаранефтепродукт" не относится сумма 85 820 966 руб. (в том числе НДС в сумме 13 091 333 руб.).
Результаты инвентаризации общество отразило в бухгалтерском и налоговом учете на основании актов инвентаризации, отраженных в Отчете агента об авансах полученных за 4 квартал 2011 года, то есть в периоде выявления искажения налогооблагаемой базы по НДС, а не во 2 и 3 кварталах 2009 года, когда это искажение фактически было допущено.
Согласно п.1 ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
В соответствии с п.1 ст.154 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году) налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со ст.ст.154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз (п.1 ст.166 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога и если в налоговой декларации не указан НДС, подлежащий возмещению из бюджета.
Исходя из представленных ООО "РН-Карт-Самара" приказов о проведении инвентаризации и актов инвентаризации перечисления денежных средств в счет реализации нефтепродуктов за 4 квартал 2011 года, ОАО "Самаранефтепродукт" во 2 и 3 кварталах 2009 года учтены авансовые платежи в сумме 85 820 966 руб. (в том числе НДС в сумме 13 091 333 руб.) по другому принципалу ООО "РН-Карт-Самара" - ООО "РН-Карт". Эта сумма была отражена в налоговых декларациях ОАО "Самаранефтепродукт" по НДС:
- 35 766 393 руб. (в том числе НДС в сумме 5 455 890 руб.) - уточненная декларация N 6 за 2 квартал 2009 года, в которой налог в сумме 25 018 083 руб. заявлен к возмещению из бюджета;
- 50 054 573 руб. (в том числе НДС в сумме 7 635 443 руб.) - уточненная декларация N 6 за 3 квартал 2009 года, в которой налог в сумме 18 144 810 руб. заявлен к возмещению из бюджета.
Следовательно, в разделе 3 по строке 070 "Суммы полученной оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав" налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года ОАО "Самаранефтепродукт" уменьшило налог на сумму 13 091 333 руб. по другому принципалу ООО "РН-Карт-Самара". Таким образом, в авансовые платежи были включены выявленные ООО "РН-Карт-Самара" 01.01.2012 по итогам инвентаризации денежные средства в сумме 85 820 966 руб. (в том числе НДС) по принципалу ООО "РН-Карт", перечисленные во 2 и 3 кварталах 2009 года.
Из буквального толкования абз.3 п.1 ст.54 НК РФ следует, что налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в случае, когда невозможно определить период совершения ошибок, либо в случае, когда допущенные ошибки (искажения) привели именно к излишней уплате налога.
Таким образом, учитывая, что искажения (ошибки) фактически допущены во 2 и 3 кварталах 2009 года и ОАО "Самаранефтепродукт" об этом было известно, а в налоговых декларациях общества за эти периоды НДС заявлен не к уплате, а к возмещению из бюджета, перерасчет налоговой базы и суммы налога необходимо производить также за 2 и 3 кварталы 2009 года.
Доводы общества, со ссылкой на ст.ст.81, 173, 176 НК РФ, основаны на расширительном толковании абз.3 п.1 ст.54 НК РФ, что является недопустимым.
Довод ОАО "Самаранефтепродукт" о том, что налоговый орган провел повторную камеральную проверку налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2011 года, подлежит отклонению.
Налоговое законодательство не ограничивает право налоговых органов в ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации проверять все заявленные в ней суммы. При проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации исследуется сама декларация, документы, представленные налогоплательщиком и иными лицами, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
В соответствии со ст.ст.88 и 93 НК РФ при изменении налогоплательщиком отчетных данных об объектах налогообложения в уточненной налоговой декларации за соответствующий налоговый периоде налоговый орган вправе провести камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации в полном объеме, а не только в части внесенных изменений.
Этот вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 по делу N А51-22106/2009 (Определением ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11050/11 в передаче дела в Президиум отказано) и др.).
При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.
Требование N 32 об уплате налога по состоянию на 27.03.2013, выставленное на основании решения от 29.12.2012 N 56, содержит все необходимые сведения, предусмотренные ст.69 НК РФ.
На основании изложенного, оценив и исследовав в совокупности и взаимосвязи имеющиеся доказательства с учетом положений ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Ссылка общества на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ОАО "Самаранефтепродукт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 30.10.2013 N 23817 при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14 октября 2013 года по делу N А55-15154/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Самаранефтепродукт" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15154/2013
Истец: ОАО "Самаранефтепродукт"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10387/14
10.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4800/13
24.12.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-21366/13
14.10.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-15154/13