Приватизация памятников истории и культуры
В последнее время в средствах массовой информации все чаще стали поднимать вопрос о приватизации памятников культуры. Это связано с изменениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры), внесенными Законом N 258-ФЗ*(1) и действующими с 1 января 2008 года. Данные новшества касаются установления порядка приватизации объектов культурного наследия. Согласно им с 1 марта формально у предпринимателей, а также у других физических и юридических лиц появилась возможность приобретать в собственность памятники культуры федерального значения.
В данной статье мы расскажем о наиболее важных и актуальных моментах приватизации памятников культуры, ее преимуществах и недостатках. Приведем пример отражения операций по приватизации государственного имущества в бухгалтерском учете.
Прежде всего приватизация затронет те памятники культуры, которые являются недвижимым имуществом, то есть здания и строения, так как они представляют наибольший интерес у потенциальных покупателей. Напомним, что приватизация объектов культурного наследия разрешена Указом Президента РФ от 26.11.1994 N 2121 "О приватизации в РФ недвижимых памятников истории и культуры местного значения" и Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Однако после выхода Закона N 73-ФЗ приватизация памятников истории и культуры федерального значения и регистрация прав собственности на объекты культурного наследия федерального и регионального значения приостановлены до момента разграничения собственности между центром и субъектами, то есть теперь все памятники истории и культуры должны быть разделены на федеральные и местные.
Изменения, внесенные в Закон N 73-ФЗ, устанавливают порядок разграничения памятников культуры на федеральные и местные и прописывают правила установления прав собственности на них.
Установление права собственности на памятники истории и культуры
Согласно ст. 2 Закона 73-ФЗ на все объекты недвижимого имущества, являющееся памятником истории и культуры, должно быть оформлено право собственности.
Если раньше все объекты культурного наследия находились в федеральной собственности, то теперь согласно ст. 9.1 Закона 73-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта РФ следующие полномочия в отношении объектов культурного наследия:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
- государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;
- ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
- организация и проведение государственной историко-культурной экспертизы;
- согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия;
- выдача разрешений на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
При этом территориальные органы Росимущества, осуществляющие функции по управлению федеральным имуществом, формируют списки объектов культурного наследия для внесения их в общий перечень, утверждаемый Правительством РФ. Составленные списки должны быть представлены в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 1 декабря 2007 года (п. 2 ст. 63 Закона 73-ФЗ).
В случае если такие списки не поступили в указанный срок, а также если до 1 марта 2008 года соответствующий субъект РФ не оформил отказ от права собственности на объекты культурного наследия, Российская Федерация вправе зарегистрировать соответствующий объект в федеральную собственность.
В перечни объектов, на которые предлагается оформить право собственности субъектов РФ или муниципальных образований, не могут включаться объекты, используемые для федеральных нужд.
Право собственности субъектов РФ на объекты культурного наследия, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень, считается возникшим со дня государственной регистрации указанного права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Напомним, что Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.
Таким образом, 1 марта 2008 года можно считать формальной датой начала приватизации объектов культурного наследия. Однако фактически она наступит только после утверждения перечня данных объектов. В настоящее время этот перечень еще не утвержден.
Какие объекты не подлежат приватизации?
Согласно п. 1 Указа Президента РФ N 2121 приватизации не подлежат культовые здания и строения с прилегающими к ним территориями и иным недвижимым имуществом религиозного значения. Церкви, монастыри и прочие культовые постройки могут передаваться только представителям религиозных общин.
Также нельзя приватизировать культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены (ст. 44 Основ законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 N 3612-1).
Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия также не подлежат отчуждению из государственной собственности (ст. 50 Закона 73-ФЗ).
Охранное обязательство
Приватизация объектов культурного наследия допускается при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию, которые получили название охранных обязательств (ст. 29. Федерального закона N 178-ФЗ).
Условия охранных обязательств определяются федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ или местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится соответствующий объект культурного наследия.
Охранное обязательство оформляется одновременно с заключением сделки приватизации в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 894*(2) (далее - Порядок N 894).
Условия охранного обязательства определяются с учетом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования.
Условия охранного обязательства, касающиеся сохранения
объекта культурного наследия
В соответствии с п. 11 Порядка N 894 данные условия должны предусматривать:
- финансирование, организацию и (или) выполнение собственником работ по сохранению объекта, в том числе консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования;
- перечень работ по сохранению объекта культурного наследия, проведение которых возлагается на собственника;
- сроки (периодичность) выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, требования к качеству материалов и технологий, используемых при выполнении указанных работ, а в случае необходимости - технические характеристики материалов и технологий, допустимых для применения, а также требования к квалификации персонала, выполняющего соответствующие работы;
- обязанность собственника в случае обнаружения в процессе работ археологических и иных неизвестных ранее объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, направить в трехдневный срок со дня их обнаружения письменное сообщение о них в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия;
- обязанность собственника при приватизации архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов сохранять их композиционную целостность;
- обязанность собственника при подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на объекте культурного наследия обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществлять производственные работы на указанных объектах с разрешения (или при наличии согласования) органа охраны объектов культурного наследия или иных органов исполнительной власти;
- порядок подтверждения выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Условия охранного обязательства, касающиеся содержания
и использования объекта культурного наследия
Такие условия заключаются в следующем (п. 14 Порядка N 894):
- обеспечение собственником соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта во владение и (или) пользование третьим лицам;
- порядок и условия обеспечения собственником доступа граждан к приватизированному объекту культурного наследия, в том числе в научных и образовательных целях, включая периодичность посещений, предельный размер взимаемой платы за посещения, а также основания и порядок изменения указанных условий;
- сохранение профильной деятельности (услуг) объекта культурного наследия или социально значимого способа его использования, а также организация обслуживания льготных категорий населения;
- технические и иные параметры допустимого использования и содержания объекта культурного наследия в случаях, когда его состояние требует соблюдения определенного режима использования, а также приобретение на праве собственности или ином законном основании и применение необходимых для этого оборудования, инвентаря, устройств и материалов;
- обеспечение собственником доступа к объекту культурного наследия представителей органа охраны объектов культурного наследия с целью осуществления ими контроля за соответствием порядка сохранения, содержания и использования данного объекта условиям охранного обязательства и предоставление указанному органу необходимых документов и иной информации, относящихся к предмету проверки;
- обязанности собственника:
1) осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
3) не производить работы, изменяющие предмет охраны;
4) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или иных обстоятельствах, причинивших ущерб объекту культурного наследия и его территории или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению;
5) не использовать объект культурного наследия и его территорию:
а) под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов, материалов, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты, а также материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
б) под производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от их мощности;
в) под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
Учитывая вышеперечисленные условия охранного обязательства, можно сделать вывод о том, что не каждый инвестор, решивший вложить деньги в рамках приватизации какого-либо памятника истории и культуры, сможет принять такие довольно жесткие условия. Можно сказать, что, приватизируя объект культурного наследия, собственник, по большому счету имея объект в собственности, пользуется им на праве арендатора.
Бухгалтерский учет операций, связанных с приватизацией
памятников истории и культуры
При приватизации памятников культуры фактически происходит реализация государственного имущества. Согласно инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ N 25*(3), операции по реализации закрепленного за ним государственного имущества отражаются следующими бухгалтерскими проводками:
1) списание объекта основного средства с баланса учреждения:
Дебет счета 1 104 xx 410 "Уменьшение стоимости амортизации основных средств"
Кредит счета 1 101 xx 410 "Уменьшение стоимости основных средств"
2) начисление доходов от реализации объектов основных средств:
Дебет счета 2 205 09 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит счета 2 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
3) начисление задолженности покупателя имущества по налогам, подлежащим перечислению бюджетными организациями в бюджет:
Дебет счета 2 205 10 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 2 401 01 180 "Прочие доходы"
Федеральное казначейство предлагает иные варианты отражения реализации государственного имущества и доводит их до участников бюджетного процесса в письмах от 13.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-371, от 30.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-404.
Рассмотрим данные варианты на примере.
Приватизировано здание стоимостью 150 000 руб., являющееся памятником культуры. Износ на него начислен полностью.
В соответствии с Письмом N 42-7.1-01/2.2-371 данные операции будут отражены следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списание здания с баланса учреждения за счет начисленного износа |
1 104 02 410 | 1 101 02 410 | 150 000 |
Начисление задолженности бюджету за ре- ализуемое государственное имущество (105 000 - 16 013) руб. |
1 205 02 560 | 1 303 05 730 | 127 125 |
Начисление задолженности покупателя имущества по НДС, подлежащему перечислению в бюджет (150 000 руб. x 15,25%)*(1) |
2 205 10 560 | 2 401 01 180 | 22 875 |
Зачисление поступлений от реализации на счет ОФК, открытый на балансовом счете N 401 01 (минуя счета учреждения) |
1 303 05 830 | 1 205 02 660 | 127 125 |
Зачисление сумм НДС, поступивших от покупателя имущества на лицевой счет |
2 201 01 510 | 2 205 10 660 | 22 875 |
Перечисление налоговых платежей бюджетным учреждением в доход бюджета |
2 401 01 180 | 2 201 01 610 | 22 875 |
*(1) В данном примере для расчета НДС применяется расчетная ставка, равная 15,25%. |
В настоящее время нет точных рекомендаций по отражению в бюджетном учете операций, связанных с приватизацией государственного имущества, поэтому наряду с Письмом N 42-7.1-01/2.2-371 бюджетные учреждения могут использовать более позднее Письмо N 42-7.1-01/2.2-404. Согласно ему при отражении операций по приватизации государственного имущества в бюджетном учете учреждению необходимо сделать следующие бухгалтерские проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Списание здания с баланса учреждения за счет начисленного износа |
1 104 02 410 | 1 101 02 410 | 150 000 |
Начисление дохода от реализации имущества в рамках внебюджетной деятельности |
2 205 09 560 | 2 401 01 172 | 150 000 |
Начисление налогов, подлежащих уплате в бюджет: - НДС (150 000 руб. x 15,25%) - налог на прибыль (150 000 руб. - 22 875 руб. x 24%) |
2 401 01 172 2 401 01 172 |
2 303 04 730 2 303 03 730 |
22 875 30 510 |
Зачисление выручки от реализации (включая НДС, оплаченный покупателем) на внебюджетный счет |
2 201 01 510 | 2 205 09 660 | 150 000 |
Перечисление налогов в бюджет: - НДС - налог на прибыль |
2 303 04 830 2 303 03 830 |
2 201 01 610 2 201 01 610 |
22 875 30 510 |
При отражении операций согласно Письму N 42-7.1-01/2.2-371 нет бухгалтерских записей, свидетельствующих о начислении налога на прибыль, хотя согласно действующему законодательству операции по реализации имущества облагаются налогом на прибыль в общем порядке, независимо от того, является данное имущество государственным или нет (пп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ). Поэтому, по нашему мнению, для отражения операций при приватизации государственного имущества стоит руководствоваться Письмом N 42-7.1-01/2.2-404.
Однако нужно следить за изменением законодательства, так как в ближайшее время могут быть утверждены более точные указания по отражению операций по приватизации государственного имущества.
За и против приватизации объектов культурного наследия
В настоящее время мнения общественности по вопросам приватизации памятников культуры разделились. Одни говорят, что нельзя разрешать приватизацию. Такая позиция основывается на опасениях общества в том, что пока в нашей стране нет четких норм, прописывающих правила проведения приватизации объектов культурного наследия, и порядка наложения обязательств и ответственности будущих собственников данных объектов за их пользованием.
В одном из недавних выступлений представитель общественной палаты заявил, что приватизация не может осуществляться до тех пор, пока в стране не будет единого реестра объектов культурного наследия и земельного кадастра под памятниками. С его точки зрения, помимо создания таких реестра и кадастра государство должно четко урегулировать процесс приватизации и определить ответственность инвестора за сохранность памятника, штрафные санкции за повреждение или ненадлежащее состояние объекта. Также было сказано, что необходимо установить порядок изъятия исторической недвижимости у собственников, поставивших здания-памятники под угрозу утраты, предусмотрев при этом компенсацию понесенных ранее собственником затрат, а также введение специализированной "архитектурной полиции", которая была бы наделена полномочиями по контролю за соблюдением требований закона в части охраны культурного наследия и обладала бы свойствами силовой структуры.
Другие отмечают положительные стороны приватизации объектов культурного наследия, поясняя это тем, что она является единственным выходом при спасении большей части почти разрушенных памятников культуры, так как одними средствами из бюджета страны их восстановить невозможно. Приватизация памятников повлечет поток новых поступлений денежных средств, направленных на реставрацию данных объектов. При этом законодательством предусмотрено сохранение целей, для которых созданы памятники истории и культуры, а также доступ к ним людей, даже в том случае, если собственником этих объектов не будет являться государство.
Л. Ларцева,
зам. главного редактора "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий".
*(2) Постановление Правительства РФ от 16.12.2002 N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия".
*(3) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"