Угощаем посетителей на воде
Где только не размещаются предприятия общественного питания, начиная с отдельно стоящих зданий и сооружений, заводских цехов и заканчивая мобильными летними тентами на прибрежных городских территориях. Впереди летний сезон, когда всем хочется быть поближе к воде, совмещая приятный отдых с дегустацией изысканных блюд и напитков. Где есть спрос, там есть и предложение.
Сегодня в крупных городах, имеющих водные акватории, не в диковинку рестораны, расположенные на берегах или непосредственно на водоемах. Вкусно пообедать и полюбоваться на освежающую водную гладь можно практически в самом центре города. Организация питания на воде имеет свои преимущества и недостатки, поэтому не случайно к нему проявляют интерес владельцы преуспевающих заведений на суше.
Каковы особенности правовой организации "надводных" точек общественного питания? Имеет ли право небольшой ресторан на воде воспользоваться преимуществами спецрежима? Каковы помимо традиционных "общепитовских" обязательства перед бюджетом у кафе и ресторанов, размещенных на плавсредствах? Настоящая статья поможет читателю разобраться в этих вопросах.
Какие они, "надводные" заведения общепита?
Называть себя ресторанами на воде могут заведения, расположенные на теплоходах, пришвартованных дебаркадерах (причальных сооружениях). На борту таких вместительных объектов можно разместить не один, а несколько ресторанов для различных категорий посетителей. В этом случае доходы их предприимчивого владельца только возрастут. На палубах обычно размещают залы обслуживания, сцену и даже танцплощадку, а для праздничных фейерверков огораживают открытую летнюю площадку у воды.
Традиционно кафе и рестораны на воде предлагают своим посетителям рыбное меню, что не исключает блюд той или иной национальной кухни. На больших теплоходах владельцы ресторанов не ограничиваются услугами общественного питания, а используют площадь судна по максимуму, размещая на нем зал аэробики, зал силовых тренажеров, салон красоты, центр массажа и загара, фитнес-бар. Дополнительный доход только стимулирует бизнес питания на воде в целом и предоставляет средства для его дальнейшего развития.
Для читателя не будет открытием контингент посетителей предприятий общественного питания прибрежного "базирования". В основном это туристы, особенно в летнее время, в середине дня нередкие гости - бизнесмены, решившие пообедать, а вечером многие гурманы заказывают в ресторане на воде романтический ужин. И, конечно же, как и в любом предприятии общественного питания с залом обслуживания, в таких ресторанах и кафе проходят различные корпоративные праздники и банкеты.
В чем же привлекательность плавучих заведений по сравнению с аналогичными объектами общественного питания, расположенными на суше? Владельцы кафе и ресторанов могут без труда указать преимущества "надводного" положения своих заведений. Праздник на плавучем ресторане престижен, всегда в моде, уникален и изыскан, закрыт от посторонних глаз. На корабль, дебаркадер или другое судно попасть непросто, но забыть невозможно. С одной стороны, из окон открывается вид на реку, а с другой - ресторан легко заметить, он находится близко от дорог и магистралей. Говоря о преимуществах, не следует забывать о недостатках оказания услуг питания на воде.
Получение большого количества всевозможных разрешений является, пожалуй, главным недостатком "надводных" кафе и ресторанов. Помимо получения разрешений от органов санитарно-эпидемиологического надзора владельцам таких заведений следует согласовать размещение в акватории водного объекта с городскими властями. Решение о предоставлении водного объекта в пользование выдается органом местного самоуправления в специальном порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844. Но это еще не все. Владельцу "надводного" заведения нужно получить разрешение на его эксплуатацию от организации водоканала и других инстанций, имеющих отношение к водному пространству. Еще один вопрос, без решения которого организация питания не сможет угощать своих посетителей на воде, - подключение кафе и ресторанов к электросетям и инженерным коммуникациям. Для этого с коммунальными предприятиями напрямую заключаются соответствующие договоры на электро- и водоснабжение в городской системе потребителей коммунальных услуг. Именно посредством расторжения таких договоров городские власти пытаются воздействовать на неугодные "надводные" (чаще увеселительные) заведения, которые, по мнению чиновников, не "вписываются" в современный облик городов. На этом моменте мы остановимся позже, а сейчас обратим внимание на не менее важную процедуру для владельцев теплоходов и других речных судов.
Нужно ли регистрировать права на судно?
Исходя из норм действующего законодательства право собственности и иные вещные права на речное судно, а также ограничение (обременение) прав на него подлежат регистрации (ст. 130 ГК РФ). Об этом также говорится в п. 2 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 16, 19 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ). Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. При этом регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Запись о регистрации прав на речное судно вносится в Государственный судовой реестр или в судовую книгу. Пассажирские (грузопассажирские) суда, а также другие самоходные суда с двигателями мощностью не менее чем 55 кВт регистрируются органами технического надзора в Государственном судовом реестре. Там же производится запись о праве собственности и иных правах на несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 т. Регистрация осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов в порядке, предусмотренном ст. 19 КВВТ РФ. Спортивные и прогулочные суда независимо от мощности главных двигателей и вместимости таких судов подлежат регистрации в судовых книгах, которые ведутся органами технического надзора.
Организация общественного питания, которая заключает договор аренды судна на срок более года, в соответствии со ст. 609, 651 ГК РФ также должна пройти процедуру регистрации права на аренду. В то же время факт отсутствия регистрации договора аренды судна не влечет признания его незаключенным (Постановление ФАС ДВО от 27.02.2006 N Ф03-А51/06-1/436). Как видим, с арендой проще, но если предприятие приобретает речное судно в собственность, то ему не стоит пренебрегать установленным порядком регистрации имущественных прав. У читателя может сложиться впечатление, что обязательной регистрации подлежат только суда, предназначенные для перевозок, например теплоходы. Дебаркадеры, на которых также размещаются кафе и рестораны, изначально не предназначены для перевозок, но это не исключает их из списка судов, права на которые подлежат государственной регистрации.
Какие трудности возникают у кафе и ресторанов на воде?
Во многих городах и областных центрах есть реки, пруды и другие водные объекты, на которых располагаются плавучие кафе и рестораны. В ряде городов их владельцы уже столкнулись с негативной реакцией чиновников, которые считают, что плавучие рестораны и казино работают без необходимых документов, засоряют водные объекты и не соответствуют культурно-архитектурному облику города. Кардинальных мер в отношении плавучих ресторанов чиновники предпринять не могут, ведь как-никак, а водные объекты, реки и озера - федеральная собственность. Но это их не останавливает.
Например, в столице городские власти решили выживать плавучие заведения с их мест размещения на водных объектах, чиня разные препятствия в осуществлении деятельности владельцев дебаркадеров и иных плавсредств. Отключение названных объектов от инженерных коммуникаций и электросетей, установка запрещающих стоянку автотранспорта знаков на набережных и ряд других непопулярных мер вынуждают рестораны и кафе переходить на автономное обеспечение и работу на привозной воде.
Что делать в таком случае владельцам речных судов, на которых размещены предприятия общественного питания? Обращаться в вышестоящие органы - прокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС), как это сделали "атакуемые" органами власти в столице кафе и рестораны. И результаты не заставили себя долго ждать. ФАС возбудила дело в отношении нарушения ч. 1 ст. 15, 16 Закона о защите конкуренции*(1). В этих статьях, в частности, сказано, что органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Применительно к рассматриваемой ситуации признаки нарушения антимонопольного законодательства выражаются в необоснованном препятствовании деятельности "надводных" ресторанов и кафе, которые размещены на дебаркадерах и других плавсредствах в соответствии с полученными разрешениями контролирующих органов. Если факт нарушений подтвердит специальная комиссия, то городские власти и курируемые ими подразделения в лучшем случае получат предписания по устранению выявленных нарушений, а в худшем - будут оштрафованы за превышение своих полномочий.
От правового регулирования заведений общественного питания на воде перейдем к более близким бухгалтеру вопросам учета проводимых хозяйственных операций.
Имеют ли различия системы учета ресторана на воде и на суше?
Учетная система любой организации определяется количеством хозяйственных операций, информация о которых обобщается в бухгалтерском учете. Рестораны и кафе, размещенные на водном судне, так же как и на суше, оказывают услуги общественного питания, поэтому основная часть их учетных операций касается изготовления и реализации готовых блюд и кулинарной продукции.
Однако учет водного судна, на котором размещаются кафе и рестораны, имеет свою специфику. Если теплоход, дебаркадер используются на правах аренды, то единственное, что следует сделать бухгалтеру, - учесть арендованное имущество на забалансовом счете 0001 в оценке, установленной в договоре аренды. Если имущество находится в организации на праве собственности, то его нужно отразить на балансе. По сроку использования и стоимости теплоход или другое плавучее судно входит в группу объектов ОС. Необходимо только определить его стоимость и срок полезного использования, в течение которого стоимость будет погашаться через амортизационные отчисления.
Стоимость можно рассчитать исходя из фактических затрат на приобретение судна с учетом регистрационных и прочих сборов. Срок полезного использования целесообразно определять на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы*(2). В данном документе суда пассажирские речные и озерные (в зависимости от мощности) относятся к седьмой группе (срок полезного использования от 15 до 20 лет) и восьмой группе (срок от 20 до 25 лет), а круизные судна и того выше - к десятой группе (срок свыше 30 лет). Чаще других для размещения "надводных" ресторанов и кафе используются несамоходные суда (например, дебаркадеры). Определяя срок полезного использования, их можно рассматривать как суда несамоходные речные и озерные, которые поименованы в восьмой группе (срок от 20 до 25 лет) и десятой группе (срок свыше 30 лет). В настоящее время много плавсредств, бывших в употреблении, поэтому новый собственник при определении срока использования вправе зачесть срок их предыдущей эксплуатации (п. 59 Методических указаний по учету основных средств*(3)).
Пример.
ООО "Элтиный отдых" приобрело в собственность дебаркадер, на котором решено разместить ресторан и бар. Первоначальная стоимость судна - 5 млн. руб., а срок эксплуатации предыдущим собственником - 20 лет. По документам и согласно классификации основных средств срок полезного использования несамоходного плавсредства - 35 лет.
Срок полезного использования дебаркадера с учетом срока предыдущей эксплуатации составит 15 лет (35-20), а сумма ежемесячной амортизации - 27 777 руб.
В бухгалтерском учете ООО "Элитный отдых" будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено судно по первоначальной стоимости | 01 | 08 | 5 000 000 |
Начислена сумма ежемесячной амортизации | 44 | 02 | 27 777 |
Бухгалтерский учет "надводных" предприятий общественного питания мало чем отличается от системы учета аналогичных предприятий на суше, но в вопросе налогообложения чиновники разграничивают эти организации общественного питания.
"Подводные рифы" "надводного" налогообложения
На первый взгляд может показаться, что налогообложение предприятий общественного питания, размещенных на водных объектах, осуществляется в соответствии с общими правилами расчета налогов. Если предприятие оказывает услуги общественного питания на площади менее 150 кв.м, оно согласно гл. 26.3 НК РФ уплачивает ЕНВД. Если площадь зала обслуживания более установленного ограничения, то единый налог уплачивается в рамках "упрощенки" или организация вообще рассчитывается с бюджетом, находясь на традиционной системе налогообложения.
На самом деле это действительно так, но чиновники считают, что рестораны и кафе, расположенные на небольших водных судах, не могут воспользоваться преимуществами "вмененки". Почему? Обратимся к Письму Минфина РФ от 15.07.2007 N 03-11-04/3/218. В нем рассмотрен порядок налогообложения в следующей ситуации. Организация арендует теплоход и оказывает на нем услуги общественного питания туристам. Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД такая деятельность организации?
За и против перевода на "вмененку" плавучих ресторанов?
По мнению чиновников, деятельность по оказанию услуг общественного питания на теплоходах не может быть переведена на уплату ЕНВД. При этом Минфин признает, что согласно Общероссийскому классификатору услуг*(4) доставка кулинарной продукции и кондитерских изделий по заказам и обслуживание потребителей в пути следования пассажирского транспорта отнесены к услугам общественного питания. Но этого недостаточно для перехода плавучих ресторанов и кафе на "вмененку".
Дело в том, что есть еще один Классификатор основных фондов*(5), в соответствии с которым суда (суда пассажирские и грузопассажирские морские, суда пассажирские и грузопассажирские речные и озерные и т.д.) отнесены к транспортным средствам (код 15 0000000 "Средства транспортные",код 15 3510000 "Суда"). В целях применения "вмененки" под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, но не транспортное средство (в рассматриваемом случае - теплоход). В итоге вывод не в пользу налогоплательщика: он не может воспользоваться преимуществами спецрежима.
Следует ли соглашаться с финансовым ведомством? С одной стороны, логика в рассуждениях чиновников есть. С другой стороны, подход больше формальный, так как плавсредство, пришвартованное у причала, по своей сути является строением, в котором оказываются услуги общественного питания. В пользу такого суждения свидетельствует ст. 190 ГК РФ, согласно которой суда отнесены к недвижимым вещам, а не к транспортным средствам, которые входят в состав движимого имущества. Исходя из этой позиции, если речные суда рассматривать в качестве строений, то услуги общественного питания, оказываемые в размещенных на них ресторанах, подлежат обложению ЕНВД (при условии соблюдения ограничения в отношении площади зала обслуживания посетителей).
Можно обратиться к отраслевой литературе, например к Кодексу внутреннего водного транспорта. В нем судно рассматривается как самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства*(6). Термин "сооружение" в нашей ситуации вполне может рассматриваться как строение, почему бы и нет. Ведь, по сути, эти слова - синонимы, поэтому с позиции русского языка и в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта судно может считаться строением, в котором оказываются услуги общественного питания. В отсутствие четкого определения понятия строения во "вмененной" главе НК РФ и других нормативных документах почему бы не воспользоваться терминами отраслевого "речного" законодательства. Налоговое законодательство в этом не препятствует (ст. 11 НК РФ). И еще, в Общероссийском классификаторе услуг деятельность ресторанов, кафе, баров и предприятий других типов не разделяется в зависимости от того, где организовано питание: в капитальных строениях и сооружениях, на транспорте и на других объектах. Так почему же это делают чиновники, указывая на неправомерность перевода на уплату ЕНВД деятельности по оказанию услуг общественного питания на речных судах? Потому что Классификатор основных фондов, по их мнению, более весомый аргумент в рассматриваемом спорном вопросе по сравнению с Общероссийским классификатором услуг.
Как бы там ни было, на суд читателя мы представили все за и против перевода плавучих кафе и ресторанов на "вмененку". Выбор за налогоплательщиком. К сожалению, арбитражная практика ему в этом не поможет, так как по данному вопросу в нашем распоряжении пока нет судебных прецедентов. Если приведенные в пользу применения "вмененки" аргументы показались читателю неубедительными на фоне рассуждений финансового ведомства, то он может выбрать вариант без налоговых рисков - применение традиционной системы налогообложения или "упрощенки".
На особенностях применения этих налоговых режимов мы останавливаться не будем, а сразу обратим внимание на один из региональных налогов, с уплатой которого предприятия общественного питания, находящиеся на суши, нечасто сталкиваются на практике.
Уплачивать ли транспортный налог?
У предприятий общественного питания, расположенных на суше, такого вопроса, как правило, не возникает. Транспортный налог подлежит уплате только с зарегистрированных в определенном порядке транспортных средств (если, конечно, они есть). Судно, на котором располагается предприятие общественного питания, тоже является транспортным средством и объектом обложения транспортным налогом при условии, если оно зарегистрировано в установленном порядке. В отношении судна, зарегистрированного в Государственном судовом реестре или судовой книге, плательщиком транспортного налога является его собственник или лицо, владеющее судном на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности). Налоговый кодекс не связывает обязанность по уплате транспортного налога с целями, в которых используется судно (Письмо Минфина РФ от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1). Исключение сделано лишь в отношении пассажирских и грузовых морских, речных судов, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Такие суда не признаются объектом налогообложения. Рестораны и кафе на воде не в их числе. Они используются в первую очередь как объекты общественного питания, а не как средство осуществления пассажирских перевозок. Поэтому воспользоваться льготой по налогу предприятиям общепита, имеющим в собственности речные суда, не удастся.
Вывод из всего изложенного неутешительный. Владельцам зарегистрированных в установленном порядке речных судов, на которых размещаются рестораны и кафе, ничего не остается, как уплачивать транспортный налог, несмотря на то что суда пришвартованы у пристаней и не используются в качестве транспортных средств. Мало того, Минфин считает, что транспортным налогом облагаются даже плавучие доки, плавкраны, плавмастерские и другие подобные объекты (Письмо от 19.01.2005 N 03-06-04-02/1). Возникает парадоксальная ситуация. Налог уплачивается с объектов, которые большей частью лишь на бумаге являются транспортными средствами, а на самом деле они не используются в речных перевозках. Каким образом в таком случае экономически обосновать налог, как того требует ст. 3 НК РФ, чиновники не поясняют.
Налог с зарегистрированных судов уплачивать нужно - таково мнение финансового ведомства. Организации, которая последует ведомственным рекомендациям, необходимо знать, как исчисляется база по транспортному налогу с судов. Возможны два варианта. В отношении водных несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, налоговая база рассчитывается как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, Определение ВАС РФ от 09.11.2007 N 10912/07). По всем остальным водным судам, которые не имеют двигателей, налоговая база определятся с единицы транспортного средства (пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ).
Обязанности по уплате транспортного налога можно избежать, если речное судно не приобретать в собственность, а использовать под размещение кафе или ресторана на воде на правах аренды (Постановление ФАС ДВО от 09.08.2007 N Ф03-А51/07-2/2931). Но где гарантия того, что арендодатель не включит возмещение транспортного налога в арендную плату за предоставляемое водное судно? Скорее всего, так и будет. В арендную плату, как правило, входит возмещение почти всех расходов, обязанность по оплате которых возложена законом на арендодателя, в том числе обязательных платежей в бюджет.
Все сказанное свидетельствует о том, что организатор ресторана или кафе на воде должен непосредственно (в роли собственника судна) или косвенно (в роли арендатора через арендодателя) уплачивать транспортный налог, как бы этого ему не хотелось.
Какие налоги не уплачиваются?
Дополнительные бюджетные обязательства по уплате транспортного налога увеличивают себестоимость оказываемых услуг общественного питания и являются одним из немногочисленных недостатков ресторана на воде. В то же время плавучий ресторан (кафе) имеет преимущество перед предприятием общественного питания, расположенным в здании, строении, сооружении, связанном с землей. У собственника ресторана (кафе) на воде не возникает обязательств перед местным бюджетом по уплате налога на землю, плательщиками которого являются собственники и пользователи земельных участков (ст. 388 НК РФ).
У владельцев кафе и баров на воде могут возникнуть вопросы по уплате водного налога. Его плательщиками являются водопользователи при наличии соответствующих объектов налогообложения (ст. 333.8 НК РФ). Но есть ли они у "надводных" предприятий общественного питания? Из перечисленных в п. 1 ст. 333.9 НК РФ объектов налогообложения "ближе" всех к таким предприятиям забор воды из водных объектов. При этом есть исключение: забор воды судами внутреннего и смешанного плавания из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования не признается объектом обложения водным налогом. Раз так, у кафе и ресторанов на воде, которые забирают воду в указанных целях, нет объекта налогообложения и обязанности расчета с бюджетом по водному налогу.
И.С. Иванов
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.06.2007 N 135-ФЗ.
*(2) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2001 N 1.
*(3) Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н.
*(4) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163.
*(5) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
*(6) Практически такое же определение судна дается в Методических рекомендациях по применению гл. 28 "Транспортный налог" ч. II НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"