г. Томск |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А45-15352/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: Глоба Р. Ю. по дов. от 12.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Новосибирского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.10.2013 по делу N А45-15352/2013 (судья Абаимова Т.В.) по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова Андрея Николаевича (ИНН 540701389257, ОГРН 312547621900313), г. Новосибирск, к Администрации Новосибирского района Новосибирской области, о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянов Андрей Николаевич (далее - Семьянов А.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенного в письме от 26.04.2013 N 4270/0112; обязании Администрации устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения предусмотренных нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" действий по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. (вх. N 13699 от 03.09.2012).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.10.2013 заявленные требования удовлетворены - суд признал незаконным отказ Администрации в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенный в письме от 26.04.2013 N 4270/0112.
Суд обязал Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить нарушение прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянова А.Н. путем повторного рассмотрения заявления от 03.09.2012 N 13699 в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с данным решением, Администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что не было допущено нарушение прав и законных интересов заявителя, а также не создавалось препятствий в осуществлении деятельности Семьянова А.Н., поскольку закон не ограничивает право заявителя на повторное обращение в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, составленном и поданным в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, апеллянт указывает на то, что из материалов дела не представляется возможным установить, какой площади земельный участок истребует Семьянов А.Н.
Апеллянт ссылается также на неверное определение судом цели использования земельного участка - "для пчеловодства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции", тогда как при обращении в Администрацию заявителем цель использования земельного участка указана: "для пчеловодства и сенокошения".
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие заявителя (его представителя).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Администрации, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 03.09.2012 Семьянов А.Н. обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением вх. N 1369 о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка с местоположением: Новосибирская область, Новосибирский район, Барышевский сельсовет, с кадастровым номером 54:19:165001:29, сроком на 49 лет, для пчеловодства и сенокошения (далее также - спорный земельный участок).
Письмом от 01.10.2012 N 13699/01-12 Администрация отказала в предоставлении земельного участка, указав, что в отношении испрашиваемой территории приняты решения о предоставлении земельных участков садоводческим и дачным обществам.
28.03.2013 Семьянов А.Н. обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил дополнительно пояснить, на чем основано решение о предоставлении земельных участков садоводческим и дачным обществам, вся ли территория, из состава испрашиваемой им в аренду, будет предоставлена садоводческим и дачным обществам и каким именно обществам будет предоставлена, при наличии свободных участков в границах указанного квартала просил рассмотреть вопрос о предоставлении их в аренду на условиях, изложенных в заявлении от 03.09.2012.
Письмом от 26.04.2013 N 4270/0112 (далее также - оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка) Администрация сообщила о том, что испрашиваемый земельный участок является предметом спора в суде, в связи с чем до вынесения судебного решения предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Семьянов А.Н., полагая, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что изложенное в оспариваемом отказе основание - наличие судебного спора в отношении испрашиваемого земельного участка - является обоснованным.
В силустатьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Статьей 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) установлено, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен в статье 34 ЗК РФ, статье 12 Закона N 74-ФЗ.
В соответствии спунктами 2 и3 статьи 34 ЗК РФ, пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса с определением цели использования земельного участка, его предполагаемых размеров и местоположения, испрашиваемого права на землю.
В заявлении должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков (пункт 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
В силупункта 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного впункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренногостатьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявлений или обращений утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральнымзаконом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии спунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренныестатьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному впункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Нормы настоящейстатьи направлены на обеспечение прав и интересов граждан при осуществлении предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности.
Аналогичные положения установлены в статье 12 Закона N 74-ФЗ.
Из названных положений законодательства следует, что Администрация Новосибирского района Новосибирской области в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, обязана обеспечить изготовление схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке также содержатся в Положении о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Новосибирского района Новосибирской области, утвержденного решением N 5 Совета депутатов Новосибирского района Новосибирской области от 17.02.2011 (далее - Положение).
В пунктах 1 и 2 статьи 8 Положения, как и в статье 12 Закона N 74-ФЗ, указано на то, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка должны обратиться в Администрацию Новосибирского района с соответствующим заявлением.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории утверждается Администрацией Новосибирского района Новосибирской области с учетом зонирования территории в срок, не превышающий один месяц со дня поступления в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области или ее уполномоченным сотрудникам, в соответствующих поселениях заявления гражданина, указанного в части 2 статьи 8 Положения.
Утвержденная схема расположения земельного участка является основанием для проведения кадастровых работ. Заявитель за свой счет обеспечивает проведение кадастровых работ в отношении земельного участка и обращается в орган кадастрового учета с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет (пункт 3 статьи 8 Положения).
Таким образом, Администрация Новосибирского района Новосибирской области в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обязана была обеспечить изготовление схемы расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что Семьянов А.Н. обратился с соответствующим заявлением 03.09.2012 в Администрацию (вх.N 13699), в котором указал все установленные пунктом 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, статьей 8 Положения сведения с приложением подтверждающих документов (дополнительные документы представлены 17.09.2012) (л.д. 12, 15); 28.03.2013, получив ответ Администрации от 01.10.2012 о том, что не представляется возможным предоставить испрашиваемый участок, поскольку приняты решения о предоставлении земельных участков садоводческим и дачным обществам, вновь обратился за разъяснениями и с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка в аренду на условиях, изложенных в его заявлении от 03.09.2012.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что фактически заявление Семьянова А.Н. не рассмотрено (дан ответ, что испрашиваемый земельный участок является предметом спора в суде, в связи с чем до вынесения судебного решения предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным), установлены нарушения Администрацией положенийстатьи 34 ЗК РФ, содержащих обязательную процедуру для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте, предшествующей в дальнейшем процедуре принятия решения о предоставлении спорного земельного участка.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (часть 6 статьи 12 Закона N 74-ФЗ).
Учитывая вышеприведенные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления органом местного самоуправления гражданам земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. При этом должны быть соблюдены все требования, установленныечастью 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении земельного участка не содержит правового обоснования отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка: не указано на то, какие требования, установленныечастью 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ, либо иными нормативными правовыми актами не соблюдены заявителем.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа по изложенному в оспариваемом решении основанию.
Кроме того, как усматривается из судебных актов по делу N А45-5927/2013, спор имел место в отношении земельного участка площадью 6,1 га, тогда как согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.09.2012 площадь земельного участка с кадастровым номером 54:19:165001:29 составляет 2664220 кв.м., то есть около 266 га, испрашиваемая заявителем площадь земельного участка около 245 га.
Довод о том, что заявитель не указал точный размер испрашиваемого земельного участка, Администрацией в качестве основания в отказе в предоставлении земельного участка в оспариваемом решении не приведен, заявлен только при рассмотрении дела в суде, в связи с чем не может быть принят во внимание.
К тому же, из материалов дела следует, что Семьянов А.Н. 17.09.2012 представлял в Администрацию технико-экономический расчет выделения земельного участка, расчет предельных (минимальных) размеров земельного участка, произведенный ООО "СтройТехЭкспертПроект" (л.д. 20-29), по результатам последнего, предельный (минимальный) размер земельного участка для пчеловодства и сенокошения составил 245 га.
Ссылка Администрации на то, что в 2013 году Семьяновым А.Н. в Администрацию представлен технико-экономический расчет с иными показателями, является необоснованной, поскольку в расчете предельных (минимальных) размеров земельного участка, произведенном ООО "СтройТехЭкспертПроект" 25.10.2013, приобщенном апелляционным судом в материалы дела по ходатайству апеллянта, указано на то, что по результатам расчета предельный (максимальный) размер земельного участка для пчеловодства и сенокошения составил 245 га, предельный (минимальный) размер земельного участка составил 200 га, при этом в заявлении указано на приблизительный размер земельного участка - 245 га, то есть в пределах указанного размера.
Довод Администрации о том, что согласно иному кадастровому паспорту спорного земельного участка его площадь составляет менее 245 га - 232 га, отклоняется апелляционным судом по указанному выше основанию (в заявлении указана просьба на выделение земельного участка с приблизительным размером 245 га) и в связи с тем, что данное обстоятельство не явилось основанием для вынесения оспариваемого решения об отказе.
Неверное указание судом первой инстанции в мотивировочной части решения цели использования земельного участка - "для пчеловодства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции", в то время как заявителем цель использования земельного участка указана: "для пчеловодства и сенокошения", на что также ссылается податель жалобы, не повлекло принятия неправильного решения.
Довод апеллянта об отсутствии нарушения прав Семьянова А.Н. отклоняется как несостоятельный.
Ссылаясь на то обстоятельство, что закон не ограничивает право заявителя на повторное обращение в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, составленном и поданном в соответствии с действующим законодательством, апеллянт не учитывает, что в рамках данного дела рассматривается вопрос о законности отказа Администрации в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения приблизительной площадью 245 га из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:19:165001:29, изложенного в письме от 26.04.2013 N 4270/0112, в связи с чем возможность повторного обращения с заявлением не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
При таких обстоятельствах отказ Администрации в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, изложенный в письме от 26.04.2013 N 4270/0112, обоснованно признан судом первой инстанции незаконным, при этом, в связи с тем, что фактически Администрацией по существу заявление Семьянова А.Н. от 03.09.2012 не рассмотрено, надлежащим способом восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя правомерно избрано возложение обязанности на Администрацию повторно рассмотреть указанное заявление.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.10.2013 по делу N А45-15352/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15352/2013
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Семьянов Андрей Николаевич
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области