г. Самара |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А55-16253/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 декабря 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 25 декабря 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - Чистовая Л.В., доверенность от 09 января 2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Административной комиссии муниципального района Пестравский Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2013 г. по делу N А55-16253/2013 (судья Медведев А.А.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Листикова Владимира Григорьевича, с. Марьевка, Самарская обл.,
к Административной комиссии муниципального района Пестравский Самарской области, с. Пестравка, Самарская обл.,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Листиков Владимир Григорьевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Административной комиссии муниципального района Пестравский Самарской области об отмене постановления от 20.06.13 г. N 1578.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2013 г. по делу N А55-16253/2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным и отменено полностью постановление Административной комиссии муниципального района Пестравский Самарской области от 20.06.13 г. N 1578.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает, что постановление, вынесенное Административной комиссией муниципального района Пестравский Самарской области является законным.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, считает, что судом всесторонне и объективно исследованы все материалы дела.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.06.2013 года в 08 часов 20 минут административным органом установлен факт перевозки Листиковым В.Г. пассажиров без заключения с заказчиком перевозок (Администрацией муниципального района Пестравский Самарской области) договора об осуществлении регулярных перевозок. Административный орган считает, что в действиях Листикова В.Г. имеется нарушение ст. 9.9 Закона Самарской области N 115-ГД от 1.11.2007 года, а именно неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления.
По данному факту в отношении Листикова В.Г. был составлен протокол об административном правонарушении от 14.06.2013 года N 001171, по результатам рассмотрения которого административной комиссией вынесено постановление от 20.06.13 г. N 1578, которым Листиков В.Г. привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.9 Закона Самарской области N115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" в виде штрафа в сумме 3 000 руб.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст.9.9 Закона Самарской области N 115-ГД от 01.11.2007 г. "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" перевозка пассажиров без заключения с заказчиком перевозок договора об осуществлении регулярных перевозок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
- регулярные перевозки;
- перевозки по заказам;
- перевозки легковыми такси.
В соответствии п.1-4 ст.19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта.
Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Пунктами 1 - 3 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу указанных норм Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении административному органу необходимо доказать, что имел место факт совершения административного правонарушения и что привлекаемое лицо виновно в его совершении.
В подтверждение своих доводов административный орган сослался на протокол об административном правонарушении от 14.06.2013 года N 001171, заявление директора МУП "Пестравкаавтотранс" Казачкова А.Н. от 14.03.2013 года N 459 и протокол о рассмотрении дела N 1579 об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении от 14.06.2013 года N 001171 в нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ не содержит описания события административного правонарушения, обстоятельств совершенного правонарушения, в частности, указания места совершения правонарушения, какие именно действия, соответствующие критериям регулярных перевозок, были совершены ИП Листиковым В.Г. Между тем указанные сведения имеют существенное значение для правильного рассмотрения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности, поскольку обязанность заключения договора с органом местного самоуправления возникает лишь при осуществлении строго определенного вида деятельности - регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Административный орган обстоятельства осуществления ИП Листиковым В.Г. регулярных перевозок пассажиров и багажа в протоколе об административном правонарушении не отразил, в связи с чем у суда отсутствует возможность непосредственно оценить соответствие действий заявителя критериям регулярных перевозок.
В протоколе об административном правонарушении от 14.06.2013 года N 001171 имеется ссылка на наличие свидетелей административного правонарушения.
В соответствии с ч.1-2 ст.26.3 КоАП РФ объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении от 14.06.2013 года N 001171 и протоколе о рассмотрении дела N 1579 об административном правонарушении показания свидетелей не отражены. В качестве самостоятельных документов показания свидетелей в материалах административного дела также отсутствуют.
Следовательно, при вынесении оспариваемого решения показания свидетелей административным органом не получались и не исследовались.
Ссылка ответчика на заявление директора МУП "Пестравкаавтотранс" Казачкова А.Н. от 14.03.2013 года N 459 судом также отклоняется, поскольку не усматривается связь между обстоятельствами, изложенными в данном заявлении в марте 2013 года, и фактом составления 14.06.2013 года протокола об административном правонарушении.
Кроме того, заявление от 14.03.2013 года N 459 содержит лишь утверждения директора МУП "Пестравкаавтотранс" Казачкова А.Н. об осуществлении заявителем регулярных перевозок по маршруту N 741. Доказательства достоверности указанных утверждений, их проверки административным органом в материалах дела отсутствуют.
Ответчик, ссылаясь на протокол о рассмотрении дела N 1579 об административном правонарушении, указывает, что на заседании административной комиссии 20.06.2013 года гр. Листиков своими показаниями подтвердил, что он забирает людей за час до рейсового автобуса. Данное обстоятельство, по мнению административного органа, доказывает регулярность его перевозок пассажиров по маршруту N 741.
Между тем, в данном протоколе указывается следующее: "Со слов гр. Листикова В.Г. он забирает людей примерно за час до рейсового автобуса и осуществляет данные перевозки по заказам".
Таким образом, протокол о рассмотрении дела N 1579 не содержит показаний Листикова В.Г. о совершении им регулярных перевозок. Напротив, заявитель утверждал, что он осуществляет перевозки по заказам, в подтверждение чего представил в материалы арбитражного дела договор фрахтования от 13.06.2013 года, список пассажиров, путевой лист N 12 от 14.06.2013 года.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:
- сведения о фрахтовщике и фрахтователе;
- тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);
- маршрут и место подачи транспортного средства;
- определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;
- сроки выполнения перевозки;
- размер платы за пользование транспортным средством;
- порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается.
Согласно ст.28 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Таким образом, при осуществлении перевозки пассажиров и багажа по заказу на основании договора фрахтования не требует заключения договора с органом местного самоуправления.
Однако административный орган представленные ему договор фрахтования от 13.06.2013 года, список пассажиров, путевой лист N 12 от 14.06.2013 года не оценил и не учитывал при вынесении оспариваемого постановления.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В силу требований указанных норм вина лица должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств.
Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии. При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении оспариваемого постановления.
Между тем, из материалов дела следует, что оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности не содержит описания события административного правонарушения, обстоятельств совершенного правонарушения, опровержения доказательств, представленных заявителем. Вопрос о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения административный орган не исследовал.
При таких обстоятельствах, суд считает недоказанным наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему правонарушения.
В силу ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 24.5, ст. 28.2, ч.1 ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения, нарушение порядка привлечения нарушителя к административной ответственности являются основаниями для признания решения о привлечении к ответственности незаконным и отмене оспариваемого решения
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, сделаны правильные выводы по существу требований заявителя.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 октября 2013 г. по делу N А55-16253/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16253/2013
Истец: ИП Листиков Владимир Григорьевич
Ответчик: Административная комиссия муниципального района Пестравский Самарской области