Направляем стандартный запрос МИФНС РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. За указанный в запросе период налоговая декларация была представлена с суммой налога к уплате в бюджет.
Просим рассмотреть представленный запрос на правомерность требований МИФНС по представлению документов, исходя из письма Минфина РФ от 27.12.2007 г. N 03-02-07/2-209 и его соответствия требованиям НК РФ.
Кроме того, прошу Вас рассмотреть вопрос по правомерности требований МИФНС РФ о представлении документов, подтверждающих налоговые вычеты в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению ранее заявленных сумм налога к уплате в бюджет, но в результате по уточненной декларации сумма налога остается к уплате в бюджет.
Порядок проведения камеральной проверки регламентируется статьей 88 НК РФ.
Согласно пункту 7 указанной статьи при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.
Статьей 88 НК РФ предусмотрен следующий закрытый перечень оснований представления дополнительных сведений и документов при проведении камеральных налоговых проверок:
1) если при проведении проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля - налоговый орган вправе потребовать предоставить пояснения (пункт 3 статьи 88 НК РФ);
2) если проверяемый налогоплательщик использует льготы - налоговый орган вправе потребовать предоставления документов, подтверждающих право налогоплательщика на использование указанных льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);
3) если налогоплательщик подал налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога - налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов*(1).
В рассматриваемой ситуации Обществом подана декларация по налогу на добавленную стоимость к уплате, а не к возмещению, Общество не использует льготы по НДС, при этом как следует из представленного требования, налоговый орган не выявил каких-либо ошибок в проверяемой налоговой декларации. При этом, иные статьи Налогового кодекса не предусматривают обязанности налогоплательщика представлять какие-либо документы при подаче декларации по налогу на добавленную стоимость.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации налоговый орган в рамках камеральной проверки представленной декларации по налогу на добавленную стоимость не вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика какие-либо документы и сведения.
На основании изложенного, у ООО "X" отсутствует обязанность предоставлять документы по данному требованию.
Относительно правомерности требований МИФНС РФ о предоставлении документов, подтверждающих налоговые вычеты, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению ранее заявленных сумм налога к уплате в бюджет, если в результате уточнения сумма налога за отчетный период остается к уплате, а не к возмещению из бюджета сообщаем следующее.
По смыслу п. 2 ст. 88 камеральная налоговая проверка проводится по факту представления налогоплательщиком любой декларации как первичной, так и уточненной. Следовательно, правила истребования дополнительных сведений и документов при проведении камеральных проверок, установленные данной статьей, применимы, в том числе и при представлении уточненной декларации.
Таким образом, при представлении уточненной налоговой декларации по НДС, по которой налогоплательщик должен уплатить налог в бюджет (даже и в уменьшенной по сравнению с первоначальной декларацией сумме), налоговый орган не вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика какие-либо документы и сведения.
Вывод:
В рассматриваемой ситуации налоговый орган в рамках камеральной проверки представленной декларации по налогу на добавленную стоимость, по которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога, не вправе истребовать какие-либо документы и сведения. Соответственно, у ООО "X" отсутствует обязанность предоставлять документы по представленному требованию. Указанное в запросе письмо Минфина РФ подтверждает сделанный вывод.
При представлении уточненной налоговой декларации по НДС, по которой налогоплательщик должен уплатить налог в бюджет (даже и в уменьшенной по сравнению с первоначальной декларацией сумме) налоговый орган, как и в случае предоставления первичной декларации, не вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика какие-либо документы и сведения.
15 февраля 2008 г.
ООО "Аудит-новые технологии", февраль 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сделанный вывод подтверждается упомянутым в запросе письмом Минфина РФ, в котором указано, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных статьей 88 (пунктами 3, 6, 8 и 9) НК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.